Право

Опубликован законопроект о контролируемых иностранных компаниях

18 марта 2014 года на сайте Минфина России был опубликован проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций. Указанный законопроект может быть внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ и принят уже в текущем году.

18 марта 2014 года на сайте Минфина России был опубликован проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций. Указанный законопроект может быть внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ и принят уже в текущем году.

Изменения, предлагаемые в законопроекте, затрагивают обе части НК РФ, и касаются большого числа российских налогоплательщиков (и физических, и юридических лиц), использующих в своей деятельности нерезидентные, в том числе оффшорные, структуры.

Приведем краткий обзор наиболее важных из предлагаемых изменений.

1. В российское законодательство впервые вводится понятие «контролируемая иностранная компания», которой признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом РФ в соответствии с НК РФ или международным договором (соглашением) в области налогообложения;

2) организация является налоговым резидентом государства (территории), включенной Перечень оффшорных зон, утверждаемый Минфином России;

3) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с НК РФ или международным договором (соглашением) в области налогообложения;

4) акции организации не прошли процедуру листинга и (или) не были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах, включенных в перечень, утверждаемый ЦБ РФ в соответствии с подп. 1 пункта 21 статьи 310 НК РФ.

Кроме того, контролируемой иностранной компанией признается структура (в частности, фонд, партнерство, товарищество, иная форма осуществления коллективных инвестиций), созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенной в Перечень оффшорных зон, утверждаемый Минфином России, без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (бенефициаров, пайщиков, доверителей и иных лиц), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица – налоговые резиденты РФ.

Контролирующим лицом признается лицо, которое самостоятельно или совместно с иными лицами осуществляет контроль над такой организацией (структурой).

Осуществлением контроля над иностранной организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.

Контролирующим лицом организации, в частности, признается лицо, доля прямого или косвенного участия которого в организации совместно со своим супругом и (или) несовершеннолетними детьми, а также иными лицами (с учетом особенностей взаимоотношений этого лица и иных лиц), составляет более 10 процентов.

2. Вводится обязанность налогоплательщиков – налоговых резидентов РФ предоставлять в налоговый орган уведомление о своем участии в иностранной организации.

Такое уведомление предоставляется в отношении:

  • иностранных организаций – налоговых резидентов оффшорных зон (согласно Перечню Минфина России);
  • иностранных организаций, о которых нет данных о государстве их налогового резидентства, если доля прямого и (или) косвенного участия налогоплательщика в этих организациях составляет не менее 1%;
  • иностранных организаций, для которых налогоплательщик признается контролирующим лицом;
  • иных иностранных структур (в частности, фондов, партнерств, товариществ, иных форм осуществления коллективных инвестиций), созданных в государствах, входящих в Перечень оффшорных зон Минфина).

Уведомление об участии в иностранной организации представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в срок не позднее 20 дней с даты возникновения оснований для представления такого уведомления.

Такое уведомление (форма которого утверждается ФНС России), должно содержать, в частности, наименование и регистрационный номер иностранной организации (структуры), в отношении которой представлено уведомление; долю участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия и другие установленные законом сведения.

3. Законопроектом устанавливается порядок учета прибыли контролируемых иностранных компании при налогообложении.

Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании, а также периоду, на протяжении которого налогоплательщик признается контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, если продолжительность такого периода меньше налогового периода.

Налогоплательщик – контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по соответствующему налогу с приложением следующих документов:

1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.

Указанные документы, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

4. Законопроектом предлагается дополнить главу 16 НК РФ («Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение) новыми статьями:

«Статья 1295. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании,

влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - организациями, но не менее 100 000 рублей.

Статья 1296. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях

Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены.».

5. Впервые устанавливается понятие «налогового резидентства» организаций.

В статью 246 главы 25 НК РФ («Налогоплательщики») предлагается внести нормы, приравнивающие иностранные организации, являющиеся налоговыми резидентами РФ, к российским организациям.

Согласно законопроекту, организациями - налоговыми резидентами РФ в целях НК РФ признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором (соглашением) в области налогообложения;

3) иностранные организации, местом фактического управления которых является РФ;

Местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • заседания совета директоров (иного руководящего органа организации) проводятся на территории РФ;
  • руководящее управление организацией обычно осуществляется из РФ;
  • главные (руководящие) должностные лица организации осуществляют свою деятельность в РФ;
  • бухгалтерский учет организации ведется в РФ;
  • архивы организации хранятся в РФ.

6. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками – контролирующими лицами по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний, налоговая ставка устанавливается в размере 20%.

Кроме того, законопроект запрещает уменьшать налоговую базу, определяемую по прибыли контролируемых иностранных компаний, на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности контролирующих лиц (по налогу на прибыль) или на суммы налоговых вычетов (по НДФЛ).

Комментарий компании «Гестион»:

Разработка данного законопроекта была предусмотрена Основными направлениями налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и находится в рамках озвученных на высшем уровне планов по деофшоризации российской экономики. Внедрение правил о контролируемых иностранных компаниях (CFC) можно рассматривать как следующий шаг после принятия и вступления в силу раздела НК РФ о взаимозависимых лицах и контролируемых сделках.

Рассматриваемый законопроект существенно дополняет порядок определения налоговой базы по налогам на прибыль организаций и на доходы физических лиц, обязывая налогоплательщиков учитывать для целей налогообложения прибыль контролируемых ими иностранных компаний. В результате прибыль иностранной компании будет признаваться прибылью контролирующего ее резидента РФ (то есть, бенефициара такой компании) и облагаться налогом по ставке 20% (если речь об организации) либо 13% (для физически лиц). Иными словами, предпринимается попытка сделать российское налоговое законодательство более реалистичным по отношению к фактически сложившемуся положению, когда налоги с доходов, которые, по мнению законодателя, должны относиться к российской налоговой базе, не поступают в российский бюджет.

Важнейшим элементом указанного законопроекта является возложение на налогоплательщиков ряда новых обязанностей и ответственности. Причем исполнение указанных обязанностей (в частности, при подаче уведомления об участии в иностранной организации, налоговой декларации), предполагает самостоятельное предоставление налогоплательщиком информации о контролируемой иностранной компании налоговым органам РФ. В связи с этим, следует отметить неизбежную сложность в администрировании налогообложения контролируемых компаний, с которой могут столкнуться как налогоплательщики, так и налоговые органы. Например, вызывает сомнение выполнимость требования прилагать к налоговой декларации финансовую отчетность контролируемой иностранной компании, учитывая, что ряд юрисдикций по-прежнему не предусматривают обязательной подготовки и сдачи финансовой отчетности.

Одним из важных условий, которые могут способствовать эффективности действия данного закона, может стать появление реально работающих механизмов обмена налоговой информацией между Россией и соответствующими оффшорными юрисдикциями (пока заключение такого рода соглашений лишь планируется).

Рассматриваемый законопроект, в случае его принятия, может вступить в силу (полностью или частично) по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ (то есть, в случае принятия и официального опубликования закона до 30 ноября 2014 года, он сможет вступить в силу с 1 января 2015 года).

Начать дискуссию