Утилизационный сбор

Получаем субсидию на утилизацию

Чиновники Минпромторга заявляют, что в России планируется организовать отрасль промышленности, которая получит наименование «авторециклинг». Именно так называется деятельность по переработке и утилизации не пригодных к эксплуатации автомобилей. Понятно, что на данном этапе необходимо развивать систему стимулирования и поддержки предпринимателей, занимающихся (или планирующих заниматься) авторециклингом.

Чиновники Минпромторга заявляют, что в России планируется организовать отрасль промышленности, которая получит наименование «авторециклинг». Именно так называется деятельность по переработке и утилизации не пригодных к эксплуатации автомобилей. Понятно, что на данном этапе необходимо развивать систему стимулирования и поддержки предпринимателей, занимающихся (или планирующих заниматься) авторециклингом.

Ведь, не имея каких-либо гарантий и не видя заинтересованности со стороны государства по решению вопросов утилизации, коммерсанты не станут торопиться с инвестициями в потенциальный бизнес, даже несмотря на его перспективность. Власти это понимают. В результате появилось Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 № 520, устанавливающее правила предоставления субсидий из федерального бюджета на утилизацию (далее – Правила № 520).

Как и кем предоставляются субсидии? Каковы условия их получения? Какие при этом выдвигаются требования к индивидуальным предпринимателям? Как рассчитать размер субсидии?

Ответы на поставленные вопросы – в данной статье.

Кем и кому может быть предоставлена субсидия?

В соответствии с п. 8 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления за счет средств федерального бюджета в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами (шасси), в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.

В пункте 3 Правил №520 указано, что субсидии Минпромторгом предоставляются индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию транспортных средств, ежеквартально. При этом в отношении данных транспортных средств должен быть уплачен утилизационный сбор. Напомним вкратце, что он из себя представляет.

Утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ (есть ряд исключений) в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) (ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления). Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства (шасси) на территории РФ у лиц, не уплачивающих сбор в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления, или у лиц, не уплативших его в нарушение установленного порядка.

Виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291. Этим же документом установлены правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, Кроме того, в нем утверждены формы расчета суммы утилизационного сбора и иных необходимых документов (в том числе заявления о зачете, а также о возврате излишне уплаченного (взысканного) сбора, решения о возврате (решения об отказе в возврате) излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора).

В отношении ввозимых транспортных средств сбор взимается Федеральной таможенной службой. На Федеральную налоговую службу возложена обязанность по взиманию утилизационного сбора в отношении плательщиков, которые осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории РФ либо приобрели их на территории РФ у лиц, не уплачивающих (или не уплативших в нарушение установленного порядка) утилизационный сбор.

Условия, при которых получение субсидии возможно

Помимо уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства требуется выполнить еще ряд условий, касающихся как самого транспортного средства, так и индивидуального предпринимателя.

1. Транспортное средство должно быть снято с регистрационного учета и передано собственником (владельцем) на утилизацию без внесения платы.

2. Индивидуальный предприниматель не должен иметь задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ; должен применять систему экологического менеджмента, сертифицированную по стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) серии 14000 или аналогичным межгосударственным или национальным стандартам, используемым в РФ или иных государствах – членах Таможенного союза, а также иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.

3. У коммерсанта должны быть в наличии оборудование и установки на праве собственности или на ином законном основании, позволяющие осуществить отдельные виды работ по обращению с отходами (отдельными видами отходов), образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси своих потребительских свойств.

Если таковых нет, то предпринимателю необходимо иметь действующие договоры, заключенные с организациями (индивидуальными предпринимателями) на осуществление ими отдельных видов названных работ, с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании указанных оборудования и установок.

Особое условие: данные организации (индивидуальные предприниматели) не заключают договоры о предоставлении субсидий (в соответствии с Правилами №520). Иными словами, они в такой ситуации не являются получателями субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств.

Поскольку мы заговорили о договоре о представлении субсидий, поясним, что это такое.

Заключаем договор с министерством

Договор о предоставлении субсидии составляется между индивидуальным предпринимателем и Минпромторгом. Он предусматривает все необходимые для проведения данной процедуры ключевые моменты, такие как:

  • цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  • сроки их перечисления;
  • порядок возврата субсидий в случае установления фактов нарушения условий их предоставления;
  • основания и порядок расторжения договора.

Для заключения договора индивидуальный предприниматель представляет в Минпромторг заявление в произвольной форме с указанием сведений о государственной регистрации, о выданной лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, с приложением пакета документов, установленного п. 6 Правил №520.

После этого у чиновников есть 20 дней (исчисляемых со дня поступления к ним документов) на проверку полноты и достоверности приведенных в них сведений.

Если документы не соответствуют требованиям, установленным Правилами №520, у Минпромторга есть все основания для отказа предпринимателю в заключении договора. В таком случае в течение 10 дней со дня принятия решения министерство уведомляет индивидуального предпринимателя об этом и возвращает документы с приложением уведомления, в котором указываются основания принятого решения.

Если же с представленными документами все в порядке, то чиновники в течение 10 дней обязаны уведомить коммерсанта о положительном для него решении.

С этого момента начинается второй этап процедуры получения субсидии от государства.

Представляем необходимый пакет документов

На втором этапе предприниматель подает в Минпромторг заявление о предоставлении субсидии, составленное в произвольной форме, с приложением:

  • расчета размера субсидии по установленной Правилами №520 форме;
  • расчета размеров затрат на утилизацию;
  • копий актов выполненных работ с подтверждением размера затрат на их выполнение;
  • документов с отметкой о снятии транспортного средства с учета в связи с его утилизацией;
  • копий заявлений собственника (владельца) транспортного средства его утилизации с указанием о передаче транспортного средства для утилизации без взимания платы.

Перечисленные выше документы необходимо представить в Минпромторг не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Чиновники примут решение в течение 30 дней: либо откажут коммерсанту либо примут положительное решение. В последнем случае субсидия будет перечислена на банковский расчетный счет индивидуального предпринимателя.

Как рассчитать размер субсидии?

Субсидия предоставляется в размере затрат, понесенных индивидуальным предпринимателем в связи с утилизацией транспортных средств.

Размер субсидии не должен быть более суммарной величины утилизационных сборов, установленных в отношении новых колесных транспортных средств тех же видов и категорий, что и утилизированные транспортные средства, действующих на дату подачи заявления о предоставлении субсидии предпринимателем.

Отметим, что форма, в соответствии с которой необходимо представить расчет субсидии в Минпромторг, приведена в приложении 2 к Правилам №520 (см. пример на стр. ).

А если откажут?

Причин для отказа Минпромторгом в субсидировании может быть две: собранный пакет необходимых документов не соответствует требованиям Правил №520 и ведомству не хватает бюджетных ассигнований на указанные цели (что, собственно, от предпринимателя никоим образом не зависит).

В первом случае не все так страшно: индивидуальный предприниматель вправе повторно представить заявление и документы с уточненными сведениями. Сделать это нужно оперативно в течение 15 дней со дня направления ему уведомления.

Во втором же случае имеется небольшая неясность дальнейшего развития ситуации. Согласно Правилам №520, получив уведомление об отказе по этому основанию, коммерсант вправе повторно начать оформление необходимой для получения субсидии процедуры (представить заявление и документы), если основание для принятия указанного решения об отказе в предоставлении субсидии отпало. То есть получается, что при появлении у Минпромторга необходимых бюджетных ассигнований предприниматель может получить субсидию. Здесь и возникают вопросы: как и откуда предпринимателю узнать, что финансирование снова возможно; в какой срок ему подать повторно заявление на получение субсидии? Разъяснений на этот счет пока не поступало. По-видимому, при возникновении подобной ситуации чиновники министерства сами уточнят эти моменты (либо внутренними распоряжениями, либо в устной беседе), а вероятнее, предпринимателю придется самому периодически подавать пакет документов (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, как указано в Правилах №520) и надеяться на удачу.

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
  • Бюджетные ассигнования предусматриваются соответствующими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Начать дискуссию