На прошедшей неделе Президентом РФ был внесен в законодательство ряд поправок, совершенствующих правовое регулирование труда сотрудников госкорпораций, граждан, работающих в условиях Крайнего Севера, а также государственных гражданских служащих и военнослужащих.
В частности, Федеральным законом от 02.04.2014 N 56-ФЗ предусматривается внесение в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, касающихся ограничения размера выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров с руководителями, их заместителями, главными бухгалтерами государственных корпораций.
Теперь совокупный размер таких выплат не должен превышать указанный в законе средний месячный заработок данных работников. По закону в случае выплаты данной категории работников компенсаций, их общий размер не может превышать трехкратного среднего месячного заработка. В свою очередь соглашения о расторжении трудовых договоров с такими работниками, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, не могут содержать условия о выплате работнику выходного пособия, компенсации и о назначении работнику каких-либо иных выплат в любой форме.
При прекращении трудовых договоров с указанными работниками по любым установленным законами основаниям совокупный размер выплачиваемых этим работникам выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме, в том числе компенсаций и выходных пособий, предусмотренных трудовым договором или коллективным договором также не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников.
Между тем, закон определяет перечень выплат, которые не учитываются при определении совокупного размера выплат работнику. Так, к ним относятся причитающаяся работнику заработная плата, средний заработок, сохраняемый в случаях направления работника в служебную командировку, направления работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, в других случаях, в которых за работником сохраняется средний заработок. Также не будут учитываться и возмещение расходов, связанных со служебными командировками, расходов при переезде на работу в другую местность, денежная компенсация за все неиспользованные отпуска и средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства.
Действие данного правила распространяется на следующие категории работников: руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Те же самые правила касаются и сотрудников компаний, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Предусматриваются и другие ограничения в части выплаты выходных пособий, компенсаций и иных выплат работникам в отдельных случаях прекращения трудовых договоров. Теперь коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества не могут предусматриваться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям. Это же справедливо и для случаев прекращения трудовых договоров с работниками по установленным федеральными законами основаниям, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия).
Условия заключенных до дня вступления в силу рассматриваемого федерального закона трудовых договоров с работниками госкорпораций прекращают действие со дня вступления в силу закона в части, противоречащей новым требованиям. Сам же закон вступает в силу с 13 апреля 2014 года.
Другой Федеральный закон от 02.04.2014 N 50-ФЗ предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Закон “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”. Поправки распространяют на все без исключения организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязанность компенсировать своим работникам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории России к месту использования отпуска и обратно.
Согласно требованиям закона, лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Регламентирует закон и порядок выплаты компенсаций работникам государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления. Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи. Причем независимо от времени использования отпуска.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов и государственных учреждениях субъектов РФ, будут устанавливаться нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов.
Для лиц, работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Что же касается всех прочих работодателей, величина и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда будут определяться коллективными договорами, локальными нормативными актами, а также принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Другим Федеральным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ расширяется право органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать повышенные размеры районных коэффициентов для работников учреждений, расположенных в северных районах. До этого закон предусматривал право данных субъектов устанавливать за счет средств собственных бюджетов более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Теперь данное право заменяется на право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Одновременно законом уточняется порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность. Так, в ТК РФ вносятся изменения, касающиеся полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления по определению в подведомственных им организациях порядка предоставления работникам этих организаций гарантий, установленных законодательством.
Документ разграничивает полномочия по определению порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебной командировкой и расходов при переезде на работу в другую местность между уровнями государственной власти и местного самоуправления, передавая ряд полномочий по определению расходов субъектам и муниципальным образованиям.
Теперь нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов определяются порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками и расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов и работникам государственных учреждений субъектов РФ.
Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления определяются порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками и расходов при переезде на работу в другую местность работникам других работодателей будут определяться коллективными договорами и локальными нормативными актами
Также закон определяет порядок установления условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем. Данные условия в федеральных государственных учреждениях будут определяться нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта РФ - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта, а в муниципальных учреждениях - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, на минувшей неделе был подписан ряд законов, совершенствующих порядок прохождения государственной гражданской службы и военной службы. В частности, был подписан закон, направленный на развитие института ротации государственных гражданских служащих в целях повышения эффективности гражданской службы. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в статью 60.1 закона "О государственной гражданской службе РФ" значительно расширяет круг лиц – гражданских служащих, применительно к которым осуществляется ротация.
Напомним, сейчас ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Принятые поправки предусматривают возможность проведения ротации и в других федеральных государственных органах по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов.
Ротация будет осуществляться в соответствии с планом проведения ротации федеральных гражданских служащих, который станет утверждаться руководителем федерального государственного органа. План проведения ротации федеральных гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти, находящемся в ведении федерального министерства, или в территориальных органах такого федерального органа исполнительной власти утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.
Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе власти, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных государственных органов.
Другим федеральным законом был увеличен предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соответствующих воинских званиях. Согласно Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. N 64-ФЗ, предельный возраст пребывания на военной службе для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала составил 65 лет.
Для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 60 лет, для полковника и капитана 1 ранга - 55 лет. Для военнослужащих, имеющих иное воинское звание, предельный возраст пребывания на военной службе был увеличен до 50 лет. Наряду с этим были скорректированы составы, разряды и возраст граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.
При этом закон гласит, что с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Так, с военнослужащими, имеющими воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, новый контракт может заключаться до достижения ими возраста 70 лет, а с лицами, имеющими иное воинское звание, - до достижения ими возраста 65 лет.
В свою очередь военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и заключившие новый контракт о прохождении военной службы до дня вступления в силу рассматриваемого закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного законом о воинской обязанности и военной службе в прежней редакции.
Начать дискуссию