Офшоры

Конфиденциальность информации и ответственность за ее разглашение по законодательству оффшорных юрисдикций

Одним из ключевых признаков, по которым ту или иную юрисдикцию можно отнести к категории «оффшорных» (наряду с отсутствующими или минимальными налогами), традиционно является конфиденциальность корпоративной и финансовой информации – прежде всего, информации о владельцах и банковских счетах оффшорных компаний.

Одним из ключевых признаков, по которым ту или иную юрисдикцию можно отнести к категории «оффшорных» (наряду с отсутствующими или минимальными налогами), традиционно является конфиденциальность корпоративной и финансовой информации – прежде всего, информации о владельцах и банковских счетах оффшорных компаний. Принципиальным моментом в этой связи является наличие в законодательстве тех или иных стран конкретных юридических гарантий защиты коммерческой, налоговой, банковской тайны и иной конфиденциальной информации.1

В подавляющем большинстве оффшорных юрисдикций, по общему правилу, запрещено разглашать информацию о зарегистрированных в них оффшорных компаниях и их владельцах. Зачастую данный запрет обеспечивается уголовной ответственностью для лиц, разгласивших или совершивших попытку незаконно разгласить сведения, отнесенные законом к конфиденциальным. Рассмотрим подобные правовые гарантии на примере законодательства некоторых популярных оффшорных зон.

Конфиденциальность информации в Невисе

В целях защиты частных и юридических лиц, в 1985 году на Невисе был принят Закон о конфиденциальных отношениях (ConfidentialRelationshipsLaw 1985). В соответствии с этим Законом, любое лицо (включая корпорации), раскрывшее информацию о бизнесе или персональную информацию, понесет материальное наказание, а также может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с Electronic Crimes Act, 2009. В частности, кража конфиденциальной информации в целях совершения мошенничества, хищения имущества и т.д. наказывается штрафом в размере 50 тыс. долларов и лишением свободы на срок до 5 лет.

Закон о конфиденциальных отношениях применим к любой конфиденциальной информации, связанной с коммерческой и профессиональной деятельностью как на территории Сент-Китса и Невиса, так и за пределами страны, и ко всем лицам, которые стали обладателями такой информации в любой момент времени.

Под «конфиденциальной информацией» понимаются сведения, касающиеся собственности, профессиональной деятельности или коммерческих операций, которые имели место или предполагались, если получатель информации не был уполномочен распространять эти сведения, за исключением сведений о рядовых операциях. В соответствии с действующим законодательством Федерации Сент-Китс и Невис каждый доверительный собственник, банк или частное лицо обязаны хранить в тайне всю информацию, связанную с коммерческой или предпринимательской деятельностью. Банковская тайна также защищает владельцев оффшорных банковских счетов, и банк предоставляет информацию только в случае уголовного расследования.

Закон о конфиденциальных отношениях 1985 г. также применим к любому трасту, зарегистрированному в соответствии с Законом Невиса о необлагаемых международных трастах (The Nevis International Exempt Trust Ordinance). Это означает, что судебные слушания любых дел (за исключением уголовных), касающиеся международных трастов в Невисе, должны проходить в обстановке строжайшей секретности. Никто не вправе предавать огласке какие бы то ни было детали судебного разбирательства без специального разрешения суда .

Что касается доступа к документам зарегистрированных на Невисе компаний, то в соответствии с Законом о компаниях с ограниченной ответственностью Невиса 1995 бухгалтерские книги и внутренняя документация компании должны храниться по адресу зарегистрированного агента компании или в другом месте или местах, которые определят участники или управляющие. Эти записи не являются публичными документами, так же, как и трастовые декларации и протоколы собраний и не подлежат опубликованию и помещению в государственные реестры и архивы.

Конфиденциальность информации на Кайманах

Конфиденциальность и секретность сведений о компаниях и их банковских счетах закреплены в таких законах Каймановых островов, как Закон о конфиденциальных отношениях ConfidentialRelationships (Preservation) Law(2009 Revision) – CRPL и правила, регулирующие банковское дело и трасты – BanksandTrustCompanies(LicenseApplicationsandFees) Regulations. CRPL ведет свою историю с 1976 года. Данный Закон предусматривает уголовную ответственность за несанкционированное разглашение конфиденциальной информации о компаниях, трастах, счетах и т.д. При этом в соответствии с CRPL, для местной и международной полиции предоставляется доступ к информации, если идет расследование тяжкого преступления.

В соответствии с Законом CRPL, лицо, владеющее конфиденциальной информацией и раскрывшее такую информацию, а также лицо предпринявшее попытку или угрожающее обнародовать ее, либо лицо, умышленно и противоправно получившее или пытающееся получить конфиденциальную информацию является виновным в совершении преступления и подлежит уголовному наказанию в порядке суммарного производства в виде штрафа в размере пяти тысяч долларов и лишения свободы на срок до 2-х лет. При этом для лиц, профессионально оказывающих юридические, банковские и иные услуги размер штрафа удваивается.

Конфиденциальность информации на Британских Виргинских островах

Среди всех оффшорных юрисдикций на Британских Виргинских островах (BVI) принят наиболее суровый закон, устанавливающий уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации в сфере предоставления финансовых и юридических услуг, а также направленный на предупреждение утечек информации как среди тех, кто передает третьим лицам конфиденциальную информацию, полученную незаконным путем, так и среди тех, кто ее публикует (в частности, журналистов, блоггеров и т.д.).

В 2013 году Международный центр журналистских расследований (ICIJ) опубликовал серию разоблачений на базе конфиденциальной информации о компаниях БВО и их владельцах (конфиденциальная информация содержалась в базе данных, украденной у одного из регистрационных агентов), что, возможно, и послужило причиной появления нового законодательства.2

Закон о злоупотреблениях компьютерными технологиями и киберпреступности (Computer Misuse and Cybercrime Act 2014) предусматривает суровое наказание в виде тюремного заключения сроком до 20 лет и штрафа в размере до $1 млн. В Законе предусмотрено тюремное заключение сроком до 20 лет для тех, кто передавал информацию, и до 15 лет для тех, кто публиковал эту информацию «заведомо зная о ее незаконном происхождении». Положения Закона также предусматривают возможность распространения его действия на случаи передачи конфиденциальной информации третьим лицам, возникшие до принятия Закона и вступления его в силу.

Что касается доступа к корпоративным документам, то Закон БВО о коммерческих компаниях 2004 г. предусматривает обязательность наличия документации и учета у коммерческих компаний, зарегистрированных на БВО. Эти записи не являются публичными документами, так же, как и трастовые декларации и протоколы собраний. Компания БВО в соответствии со статьей 97 Закона БВО о коммерческих компаниях 2004 г. должна хранить определенные документы в офисе зарегистрированного агента компании или в местах в пределах или за пределами БВО. При этом компания должна предоставить регистрационному агенту письменный протокол, в котором будет указан физический адрес места или мест, где хранятся такие документы без раскрытия содержания таковых.

Для доверительного собственника (trustee) на БВО общим правом предписана обязанность по сохранению конфиденциальности в отношении информации, относящейся к самому трасту и срокам его существования. Кроме того, трасты на БВО не регистрируются в государственных органах, что существенно затрудняет разглашение информации о трастах.

Особенностью юрисдикции БВО является то, что регистрационный агент должен иметь так называемый «профайл» с подробной информацией о бенефициаре и коммерческой деятельности оффшорной компании. Данная информация является строго конфиденциальной и не может содержаться в каких-либо официальных отчетах в соответствии с Законом БВО о банках и трастовых компаниях 1990 г. (BVI Banks and Trust Companies Act 1990) и Законом БВО о защите данных 1998 г. (BVI Data Protection Act 1998). Разглашение сведений, содержащейся в «профайле» также запрещено недавно принятым Законом о злоупотреблениях компьютерными технологиями и киберпреступности (Computer Misuse and Cybercrime Act 2014).

Конфиденциальность информации в Белизе

Конфиденциальность является одним из преимуществ Белизских международных коммерческих компаний (IBC). При регистрации компании информация о бенефициарных владельцах, акционерах и директорах не подается в государственные органы. Эта информация становится известной только лицензированному зарегистрированному (регистрационному) агенту, который в соответствии с действующим законодательством Белиза не раскрывает ее. Общедоступной является только информация, содержащаяся в свидетельстве о регистрации компании (Certificate of Incorporation) и ее уставе (Memorandum & Articles of Association), копии которых хранятся в Регистре компаний.

Белизские IBC (кроме компаний с финансовыми лицензиями) не обязаны подавать какие-либо отчеты в местные государственные органы. Однако, они обязаны вести учет своих финансовых операций и хранить свою финансовую (бухгалтерскую) документацию либо в офисе регистрационного агента в Белизе, либо в ином месте на или вне территории Белиза, определяемом директорами компании. В последнем случае директора обязаны уведомить регистрационного агента о фактическом адресе хранения финансовой документации (а также его изменениях) посредством специальной резолюции. Регистрационный агент по запросу компетентного государственного органа Белиза обязан предоставить ему соответствующую финансовую документацию компании (вне зависимости от места ее хранения) в сроки, указанные в запросе.

Что касается уголовного законодательства, то Уголовный кодекс Белиза (Belize Criminal Code) не предусматривает уголовной ответственности за разглашение информации о компаниях, трастах, банковских счетах и т.д. Отчасти это можно объяснить тем, что уголовное законодательство Белиза не относится к категории развитых. В отсутствие уголовной ответственности за разглашение сведений о компании конфиденциальность таких сведений обеспечивается тем, что на компанию не возложена обязанность раскрывать информацию об акционерах, директорах и бенефициарах и подавать отчетность о финансово-хозяйственной деятельности. Также власти Белиза не требуют раскрывать им сведения о собственности, оформленной на компанию.

Конфиденциальность информации в государстве Сент-Винсент и Гренадины

В Сент-Винсенте действует Закон об охране конфиденциальных отношений в международной финансовой деятельности 1996 г. (The ConfidentialRelationshipsPreservation (InternationalFinanceAct1996). Это один из самых строгих законов о конфиденциальности, действующих в мире. Закон декларирует, что государственной политикой является защита и сохранение конфиденциальности и предотвращение несанкционированного раскрытия любой конфиденциальной информации о бизнесе. В соответствии с Законом к конфиденциальной информации относится любая информация о человеке или организации, если это специально не указано в законе.

Запреты указанного Закона распространяются на специалистов и иных лиц, которым стала известна конфиденциальная информация. За раскрытие такой информации предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком на три года.

Из Закона о конфиденциальности следует, что он применим к любой конфиденциальной информации, связанной с коммерческой и профессиональной деятельностью как на территории государства Сент-Винсент и Гренадины, так и за его пределами, и ко всем лицам, которые стали обладателями такой информации в любой момент времени. Из Закона также следует, что раскрытие конфиденциальной информации даже иностранному суду будет являться нарушением Закона о конфиденциальности, за исключением случаев, прямо оговоренных в этом Законе. Правомерным раскрытие информации будет только в случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, при этом деяние, в связи с совершением которого возбудили уголовное дело должно считаться преступлением и в государстве Сент-Винсент и Гренадины.

Также в государстве Сент-Винсент и Гренадины отсутствуют  требования по раскрытию имен собственников-бенефициаров компании, директоров и иных должностных лиц компании. Директором компании может быть назначено другое юридическое лицо. Бухгалтерские и корпоративные документы могут храниться в любом месте, в том числе за пределами государства Сент-Винсент и Гренадины.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что рассмотренные выше запреты и меры юридической ответственности касаются именно случаев незаконного получения и разглашения соответствующих сведений. Вместе с тем, внутреннее законодательство оффшорных зон может предусматривать механизмы раскрытия такой информации местному суду или местным правоохранительным органам в рамках соответствующих правовых процедур, а в определенных случаях, и выдачу такой информации по запросу компетентных органов иностранных государств, если такая возможность предусмотрена международным договором.

  1. Марко Гантенбайн, Марио Мата «Защита активов и страхование. Что предлагает Швейцария». Альпина Паблишер, 2011.
  2. Тем не менее, опубликованная информация все равно не может использоваться государственными органами, в частности судами, так как она получена незаконным путем.

Начать дискуссию