Налоговые споры

Комментарий к Постановлению ФАС ВСО от 12.03.2014 № А33-11092/2013

В комментируемом Постановлении ФАС ВСО от 12.03.2014 № А33-11092/2013 суд отказал в удовлетворении требования организации к ФСС в части принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, так как установлено нарушение п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ : застрахованным лицам, имеющим страховой стаж до 5 лет, пособие назначено и выплачено в размере 100% среднего заработка.

Источник: Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"

В комментируемом Постановлении ФАС ВСО от 12.03.2014 № А33-11092/2013 суд отказал в удовлетворении требования организации к ФСС в части принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, так как установлено нарушение п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ : застрахованным лицам, имеющим страховой стаж до 5 лет, пособие назначено и выплачено в размере 100% среднего заработка.

Статьей 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ страховщики вправе не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Порядок определения размера пособия по временной трудоспособности представлен в ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно ч. 1 которой размер пособия устанавливается в процентном отношении от среднего заработка и зависит от стажа застрахованного лица:

  1. при стаже 8 и более лет – 100% среднего заработка;
  2. при стаже от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка;
  3. при стаже до 5 лет – 60% среднего заработка.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, определенного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превыша­ющем МРОТ с учетом этих коэффициентов (ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ). Иными словами, для работников, у которых страховой стаж не превышает шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности ограничено максимальным размером. Сумма пособия не должна превышать МРОТ (с учетом районного коэффициента) за каждый календарный месяц.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности установлен в ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, а также в Положении № 375 .

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. В случае если застрахованное лицо в указанные периоды не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Получается, что в силу норм ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ и п. 11(1) Положения № 375 в данном случае средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления временной нетрудоспособности.

Для расчета пособия используется средний дневной заработок. Расчет среднего дневного заработка исходя из МРОТ производится путем деления МРОТ, увеличенного в 24 раза, на 730 (п. 15, 15(3) Положения № 375).

В соответствии с положениями ч. 4, 5 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку согласно ст. 7 и 11 Федерального закона № 255-ФЗ. Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности.

Рассматривая спор, суды установили, что страховой стаж работников не превышает 6 месяцев и что указанным работникам невозможно было исчислить средний заработок.

Соответственно, из содержания ч. 1 и 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ, ограничивающих только максимальный размер исчисленного по общим правилам пособия по временной нетрудоспособности лицам, имеющим страховой стаж менее полугода, следует, что в силу отсутствия в законе каких-либо исключений работники, имеющие стаж менее 6 месяцев, относятся к застрахованным лицам, имеющим страховой стаж до 5 лет и пособие по временной нетрудоспособности им должно исчисляться в размере 60% среднего заработка, которым в настоящем случае будет являться МРОТ.

Иными словами, каких-либо исключений ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ не содержит, МРОТ применяется для определения размера пособий обязательного страхового обеспечения, но не используется в качестве минимальной суммы пособия.

Пример.

Работник принят на работу с 13.01.2014, до этого он нигде не работал. С 7 по 15 апреля 2014 года (9 кал. дн.) работник находился на больничном.

В рассматриваемой ситуации нетрудоспособность наступила в 2014 году. В предшествующие два года работник нигде не работал. Следовательно, в этом случае необходимо руководствоваться нормами ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 11(1) Положения № 375.

МРОТ с 01.01.2014 равен 5 554 руб.

Для расчета пособия используется средний дневной заработок. Расчет среднего дневного заработка исходя из МРОТ производится путем деления МРОТ, увеличенного в 24 раза, на 730.

Средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ (п. 15, 15(3) Положения № 375), равен 182,6 руб. (5 554 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Поскольку страховой стаж работника в данном случае составляет менее 5 лет, размер дневного пособия определяется как 60% среднего дневного заработка (ч. 4 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ). Таким образом, дневное пособие в рассматриваемой ситуации составляет 109,56 руб. (182,6 руб. x 60%).

Пособие по временной нетрудоспособности будет равно 986,04 руб. (109,56 руб. х 9 кал. дн.), в том числе за счет средств работодателя – 328,68 руб., за счет средств ФСС – 657,36 руб.

  1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  2. Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Начать дискуссию