Интернет и IT

Закон не о блогерах

В пятницу, 1 августа, вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 97-ФЗ с уже привычным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», который в многочисленных комментариях получил название «закон о блогерах».

В пятницу, 1 августа, вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 97-ФЗ с уже привычным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», который в многочисленных комментариях получил название «закон о блогерах». А закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» я привычно буду дальше называть «трехглавым законом».

Так вот, закон – вовсе не о блогерах. Главные там – владельцы сайтов и распространители информации, под категорию которых подпадают владельцы практически всех сайтов в сети интернет с пороговой посещаемостью в 3000 уникальных посетителей в сутки, не являющиеся СМИ – солидные банки и большие интернет-магазины, форумы и многие другие. А вовсе не сайты или страницы блогеров.

Давайте разбираться.

В соответствии с частью 1 ст.10.2, блогер – это владелец сайта и (или) страницы сайта в сети интернет, на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети интернет. А владелец сайта (термин появился в «трехглавом законе» еще в 2012 году) – это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте. Вы что-нибудь увидели в этих определениях из общепринятых признаков блогов – размещение личного мнения по тем или иным вопросам с возможностью любому желающему их прокомментировать? Я – нет. Вижу в них только размещение общедоступной информации в интернете, которую ежедневно читают более трех тысяч разных пользователей. Доска объявлений, аукцион, любой хорошо посещаемый сайт.

Далее. Применительно к сервису, который я использую для своего блога, владельцем сайта является компания Google, в 2003 году купившая компанию Pyra Labs –владельца сервиса Blogger, который вместе с доменным адресом www.blogspot.com перешел к покупателю. Именно Google, а не я, по своему усмотрению определяет порядок использования сайта в интернете и размещения информации на нем. В соответствии с «Условиями использования Google», Blogger — одна из служб Google, которая предоставляется пользователям на основании личной, действующей во всем мире, безвозмездной, неисключительной и не подлежащей переуступке лицензии на использование программного обеспечения в рамках работы со службами Google. Пользователи, в свою очередь, должны соблюдать все правила, с которыми им предложено ознакомиться при использовании служб.

Оперируя термином «владелец страницы сайта», «трехглавый закон», тем не менее, определения ему не дает. Потому что страница сайта, в соответствии с этим же законом, — это часть сайта в сети интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети интернет. Из этого определения следует, что никакого отдельного владельца у страницы быть не может, ею распоряжается владелец сайта. Таким образом, все графоманы, вроде меня, пишущие в сети, блогерами в терминах закона не являются, все вопросы надо адресовать к владельцу сайта, в данном случае к Google. А он находится вне юрисдикции «трехглавого закона», поскольку читаем в тех же «Условиях использования», «Все споры, так или иначе связанные с данными Условиями использования, разрешаются в соответствии с законодательством штата Калифорния (США), исключая положения о конфликте законов. Все иски, так или иначе связанные с настоящими Условиями использования или самими Службами, находятся в компетенции судов федерального уровня или уровня штата, расположенных в округе Санта-Клара (штат Калифорния, США). Вы наравне с компанией Google признаете юрисдикцию этих судебных органов».

Да, я помню, с 1 сентября 2016 года доступ к блогу в России можно заблокировать (на самом деле можно уже сегодня, но это отдельная песня). Но выполнять требования ст.10.2 Google (как и любой другой зарубежный владелец ресурса для размещения блогов и иной общедоступной информации) может исключительно на добровольной основе.

Когда же, исходя их указанных определений, физлицо подпадает под определение блогера? Если сайт принадлежит ему (зарегистрирован на него) и он установил правила его использования.

Зато, как я уже писал выше, под определение подпадают владельцы российских сайтов, не зарегистрированные как средства массовой информации с установленной минимальной посещаемостью. И им уже не удастся, создав страницу для размещения информации пользователями и посетителями, перевести стрелки, указав в дискламейре, что всю ответственность за соблюдения закона несут лица, а владелец сайта за все не собственные публикации, мнения, высказывания и их содержание не отвечает. Для него теперь шесть обязанностей и два запрета в статье 10.2, и следить за контентом, если блокировка доступа является неприемлемым риском, придется еще как внимательно. Потому что если не следить, начинает работать новая статья закона 15.4. «Порядок ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети «Интернет»».

Начать дискуссию