Перед ликвидацией ВАС резко ускорил работу над своими документами. На последнем заседании Пленума ВАС 18 июля 2014 года стал постановлением и проект о примирении сторон в арбитражном процессе, который обсуждался лишь полмесяца назад.
В пленуме о примирении был преобразован законопроект, который ВАС внес в Госдуму в августе 2012 года. В нем были зафиксированы радикальные идеи вплоть до привлечения отставных судей к работе медиаторами, активного участия в примирительном процессе помощников судей, но они не понравились правительству и зависли. Во время обсуждения проекта постановления Пленума ВАС споры крутились вокруг его 14-го пункта, который давал сторонам возможность включать в мировое соглашение положения, непосредственно не связанные с заявленными требованиями.
Так сейчас стороны могут использовать любые примирительные процедуры, в том числе медиацию, на любой стадии арбитражного процесса, при этом презюмируется разумность и добросовестность участников спора (п. 1). При этом разработчики исключили из текста документа ссылку на ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правом, которая имелась в проекте. Но тем не менее документ (п. 7) достаточно жестко настроен по отношению к участникам процесса, использующим примирительные процедуры только лишь для затягивания дела. Если суд установит, что после вынесения определения об отложении разбирательства для обращения к тому или иному посреднику, сторона от таких действий уклоняется или отказывается, то он вправе отнести на нее все судебные расходы. Это положение осталось в конечном тексте документа.
Мировое соглашение может быть заключено как между всеми сторонами процесса, так и между отдельными истцами и ответчиками (п. 10), постановление квалифицирует его как сделку, являющуюся одним из процессуальных средств защиты субъективных прав. Поэтому к этому документу применяются не только нормы процессуального, но и гражданского права о договоре, в том числе и о его свободе (п. 9). Однако оспаривание мирового соглашения, несмотря на то что это сделка, говорится в п. 21, возможно только путем обжалования судебного акта, которым оно было утверждено.
Сейчас стороны могут использовать любые примирительные процедуры.
Согласно постановлению, суд не вправе утверждать мировое соглашение в части, изменять или исключать из него какие-то условия, судьи могут лишь предложить сторонам изъять из текста положения, противоречащие закону или нарушающие права других лиц (п. 16).
По мнению Алексея Шарона, частнопрактикующего юриста, если касаться возможности заключения мировых соглашений по спорам, вытекающим из публичных правоотношений, ВАС РФ предлагает решать этот вопрос с помощью института заключения соглашений. Однако исходя из публично-правовой природы публичных споров, предметом такого соглашения не может являться изменение публичных обязанностей. Например, предметом такого соглашения не может выступать вопрос о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пени, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям.
Другой частнопрактикующий юрист Юлия Михальчук положительно отзывается о проекте, призывая обратиться к статистике. В 2013 году 15,3% от количества прекращенных производством дел или 2,4% от числа рассмотренных дел были прекращены в связи с заключением мирового соглашения, в том числе по восьми делам с участием посредника. Эта тенденция говорит о том, что сторонам значительно выгоднее закончить спор на взаимовыгодных условиях, чем претерпевать исполнение судебного решения, добровольная исполняемость которых, как показывает статистика ФССП России, крайне низкая.
Конечно, все вроде бы не плохо, документ рассматривает мировые соглашения как сделки, разрешает заключать их с государственными и муниципальными органами, в том числе по налоговым делам. Стороны получили больше прав, в том числе решать путем мировой и не связанные с предметом спора непосредственно вопросы. Но тут есть один момент: ВАС дает сторонам дополнительные права, фактически устанавливает новые правила, а через какое то время с этим столкнутся уже оставшиеся один на один с ВС РФ обычные арбитражные суды.
Начать дискуссию