ГК РФ

С 1 сентября стоит тщательнее проверять контрагентов на предмет наличия у них нескольких генеральных директоров

В новой версии закона об акционерных обществах пропишут порядок формирования "многоголовых" ЕИО. Об этом в ходе конференции «Новые правила игры для бизнеса: Реформа законодательства о юридических лицах», организованной Институтом развития современных образовательных технологий, сообщил замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Ростислав Кокорев.
С 1 сентября стоит тщательнее проверять контрагентов на предмет наличия у них нескольких генеральных директоров
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В новой версии закона об акционерных обществах пропишут порядок формирования "многоголовых" ЕИО. Об этом в ходе конференции «Новые правила игры для бизнеса: Реформа законодательства о юридических лицах», организованной Институтом развития современных образовательных технологий, сообщил замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Ростислав Кокорев. 

Как известно, 1 сентября вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, посвященной юридическим лицам. По словам Ростислава Кокорева, до 1 декабря Минэкономразвития внесет в правительство законопроект, согласовывающий поправки в ГК с законами обо всех организационно-правовых формах юридических лиц.

Одной из проблем, с точки зрения министерства, является появившаяся в ГК возможность возлагать функции единого исполнительного органа хозяйственного общества сразу на нескольких лиц. 

"Идея хорошая, но пока что непонятно как реализуемая, - отметил Кокорев. -  Хотя норма вроде бы и прямая, и уже сегодня можно ее применять, но, думаю, очень мало кто сегодня рискнет на основании норм одного только Кодекса создавать себе "двухголового" или "трехголового" генерального директора".

Нужно более четко описать в законе возможные модели. Или совместное выполнение функций (модель сопредставительства, когда несколько человек должны одновременно подписываться под договором), или каждый гендиректор действует независимо от остальных в полном объеме, или появляются несколько гендиректоров с разным функционалом, разной сферой компетенций. Последнее обстоятельство придется отражать в ЕГРЮЛ, и непонятно, насколько это возможно технически. Но к такой модели интерес бизнеса явно больше, чем к ситуации, когда у нас общества пять гендиректоров, и каждый делает, что хочет. Чтобы не получалось ситуации, что я вчера продал это здание, вы сегодня, а Васька завтра. Потому что каждый считал, что справится с этим лучше других". 

"Но на всякий случай пора уже сейчас внимательно читать, с кем вступаем в правоотношения, - продолжил представитель министерства. - Изучать уставы контрагентов, выписки из ЕГРЮЛ, на предмет того, нет ли у него многоголового гендиректора, одна голова которого спит в кустах, но потом вылезет, пыхнет огнем и сожжет весь наш договор". 

Во избежание возможных проблем статью 69 закона об АО предлагается дополнить пунктом следующего содержания:

 «2.2. Третье лицо вправе полагаться на неограниченные полномочия каждого лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, за исключением случаев, когда:

  1. уставом общества предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, о чем была сделана соответствующая отметка в едином государственном реестре юридических лиц;
  2. третье лицо знало или должно было знать об ограничениях полномочий единоличного исполнительного органа, предусмотренных уставом общества. При этом опубликование устава общества в общедоступных источниках само по себе не является достаточным доказательством осведомленности третьего лица об ограничении полномочий единоличного исполнительного органа».

Начать дискуссию