Социальные пособия

Споры о больничных листах: новый порядок

Приказом Минздрава России от 02.07.2014 № 348н «О внесении изменений в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н», были уточнены условия выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до семи лет.

Приказом Минздрава России от 02.07.2014 № 348н «О внесении изменений в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н», были уточнены условия выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до семи лет.

Основанием для внесения изменений явилось решение Верховного суда РФ от 25.04.2014 № АКПИ14-105 по заявлению Л. об оспаривании абзаца второго пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 №624н.

Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного нормативного положения, ссылаясь на то, что оспариваемая норма предусматривает выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком только за период острого заболевания или обострения хронического заболевания и ограничивает таким образом ее право на получение пособия по временной нетрудоспособности по всем случаям ухода за больным ребенком. Считает, что абзац второй пункта 35 Порядка не соответствует пункту 1 части 5 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который не содержит таких ограничений. Минздрав России в письменных возражениях на заявление указал, что оспариваемая норма не противоречит действующему федеральному законодательству и не является препятствием для выдачи листка нетрудоспособности и выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за ребенком в возрасте до семи лет в случае наличия у данного ребенка заболевания, требующего оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях. В своем решении суд исходил из следующего. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается застрахованному лицу за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием. Таким образом, федеральный законодатель связывает необходимость осуществления ухода за больным ребенком с периодом лечения этого ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», раскрывая содержание используемых в нем понятий, определяет понятие «лечение» как комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента (т.е. изменений организма, возникающих в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующих оказания медицинской помощи), восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 и пункт 17 статьи 2). Лечение и круглосуточное медицинское наблюдение обеспечивается и при оказании медицинской помощи в условиях стационара (пункт 4 части 3 статьи 32).

Анализируя содержание приведенных законоположений, суд сделал вывод, что комплекс медицинских вмешательств, выполняемых медицинским работником по отношению к пациенту при проведении лечения, осуществляется в том числе в целях устранения или облегчения проявлений заболевания или заболеваний, а также состояний пациента. Следовательно, необходимость осуществления ухода за больным ребенком может быть обусловлена лечением заболевания (заболеваний) либо устранением, облегчением состояний пациента или медицинским вмешательством, выполняемым по назначению медицинского работника в целях восстановления или улучшения здоровья ребенка, а также в иных целях, предусмотренных пунктом 8 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, суд заключил, что пункт 35 Порядка, связывая выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет с периодом лечения острого заболевания или обострения хронического заболевания, вступает в противоречие с пунктом 1 части 5 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», поскольку ограничивает право заявителя на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности в иных случаях ухода за ребенком при его лечении в амбулаторных условиях или при оказании медицинской помощи в условиях стационара при совместном пребывании с ребенком.

Действие приказа Минздрава России от 02.07.2014 № 348н распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2014 № АКПИ14-105. По информации, опубликованной в «Российской газете» 29.08.2014 № 196, данное решение вступило в законную силу 03.06.2014.

Таким образом, с указанной даты листки нетрудоспособности должны выдаваться в любом случае ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет, тогда как ранее могли быть выданы в случае острого заболевания или обострения хронического заболевания ребенка. Такое положение, на наш взгляд, существенно снизит количество спорных ситуаций по правомерности выдачи больничных листов, поскольку отпадает необходимость доказывать факт острого заболевания или обострения хронического заболевания.

Чтобы сделать прогнозы по правоприменительной практике с учетом внесенных изменений, проведем небольшой анализ судебной практики, которая основывалась на положениях Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н, действовавшего до принятия приказа Минздрава России от 02.07.2014 № 348н.

Так, ЗАО «ДИКСИ Юг» обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением к ГУ МОРО ФСС РФ о признании недействительными решения от 04.12.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в части непринятия к зачету расходов и предложения возместить расходы. Суд, учитывая положение, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за ребенком до семи лет на весьпериод острого заболевания или при обострении хронического заболевания,пришел к выводу, что не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного применения нормы материального права, а именно, не установлен характер заболевания (решение АС Московской области ль от 30.06.2014 по делу № А41-13517/13).

Другой пример. Арбитражный суд Пермского края при рассмотрении дела № А50-3335/2014 по заявлению ОАО «РЖД» о признании недействительным решения ГУ ПРО ФСС в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством делает акцент на том, что в целях обязательного социального страхования доказанным должен быть факт болезни ребенка до семи лет, факт наличия родственных отношений и обстоятельства осуществления фактического ухода за ребенком (решение АС Пермского края от 16.06.2014)

Аналогичные выводы делает Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении № 17АП-12778/2013-АК от 13.11.2013 по делу № А50-7098/2013­­, в котором отмечает, что спорный листок нетрудоспособности выдан в соответствии с установленными требованиями, поскольку условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены статьей 6 Федерального закона № 255-ФЗ. Согласно части 5 данной статьи пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет – за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком. При этом листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет – при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания. Следовательно, доказанным должен быть факт болезни ребенка до семи лет, факт наличия родственных отношений и обстоятельства осуществления фактического ухода за ребенком. В отношении спорного листа нетрудоспособности ни один из этих фактов фондом социального страхования не оспаривался.

Также ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-14928/13 от 26.02.2014 по делу № А50-7098/2013 указывает, что для правильного разрешения настоящего спора необходимо доказать факт болезни ребенка в возрасте до семи лет, факт наличия родственных отношений и обстоятельства осуществления фактического ухода за ребенком. По рассматриваемому делу в отношении спорного листа нетрудоспособности ни один из этих фактов, свидетельствующих о наступлении страхового случая, фондом не оспаривался. При таких обстоятельствах обоснованным является вывод апелляционного суда о том, что листок нетрудоспособности выдан в соответствии с требованиями Порядка выдачи листков нетрудоспособности, что влечет неправомерность непринятия к зачету учреждением выплаченных по данному листку нетрудоспособности денежных средств. 

При рассмотрении спора в суде с учетом положения Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности в старой редакции, где предусмотрено, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет – при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания, доказанным должен быть факт болезни ребенка до семи лет, факт наличия родственных отношений и обстоятельства осуществления фактического ухода за ребенком.

В случае возникновения спора по листкам нетрудоспособности, выданным с учетом рассматриваемых нами изменений, упрощается доказывание правомерности их выдачи. Уже не имеет смысл доказывать характер заболевания ребенка. Доказательственная база будет достаточна, если будет подтверждать два факта:

  • факт наличия родственных отношений между лицом, осуществляющим уход за ребенком, и самим ребенком;
  • факт осуществления ухода за ребенком.

Надеемся, что наши прогнозы найдут свое отражение в правоприменительной практике, которая, в силу новшества внесенных изменений, на сегодняшний день еще не сложилась в той мере, в какой можно было бы судить о результатах.

Помимо этого считаем необходимым отметить, что внесенные приказом Минздрава России от 02.07.2014 № 348н изменения в некоторой степени явились шагом к укреплению правовой защиты интересов ребенка и семьи, улучшению здоровья нации и семейного благополучия. Как отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 06.02.2009 № 3-П, право детей на особую заботу и помощь провозглашено Всеобщей декларацией прав человека и наряду с принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплено Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), установившей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства-участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития. Ориентируя национальное законодательство в области социального обеспечения на создание соответствующих правовых механизмов, Международная организация труда считает необходимым принимать во внимание потребности работающих граждан, члены семей которых нуждаются в уходе, с тем чтобы эти граждане могли осуществлять свое право на труд, не подвергаясь дискриминации и, насколько возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности.

С медицинской точки зрения возможность получить в больничном учреждении листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до семи лет не только в случае острого заболевания или обострения хронического заболевания ребенка повлечет за собой уменьшение заболеваемости детей, развития хронических заболеваний, роста массовых эпидемий и пр. Измененная норма явилась небольшим кирпичиком в системе основных принципов охраны здоровья граждан, установленных Федеральным законом от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закрепляющих приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. 

С точки зрения защиты интересов работников, имеющих малолетних детей, рассматриваемые изменения также стоят на страже их социальных и трудовых прав. Работник может быть освобожден от работы без получения согласия работодателя (который может и «не отпустить» подчиненного в связи с необходимостью ухода за ребенком), а также получить за этот период материальную поддержку в виде пособия.

Что касается включения установленных в пункте 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности ограничительных периодов в календарном году по всем случаям ухода за ребенком, достижение которых является основанием для отказа в выдаче листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет, следует отметить, что это не явилось новеллой и никаким образом не отразилось на правоприменительной практике. Данная норма действовала в рамках Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», направленного на регулирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи, которая применялась судами при проверке правомерности выдачи спорных больничных листов исходя из периодов ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет в календарном году. 

Так, ФАС Уральского округа в постановлении № Ф09-14928/13 от 26.02.2014 по делу № А50-7098/2013 по заявлению ООО «ЛУКОЙЛ - ПЕРМЬ» о признании недействительным решения ФСС в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отмечает, что условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены статьей 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Согласно части 5 данной статьи пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком. Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи: ребенком в возрасте до семи лет — при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания. Исходя из анализа приведенных правовых норм, суд обоснованно указал на то, что для детей до семи лет пособие выплачивается за весь период амбулаторного лечения, но не более 60 дней любому члену семьи, осуществляющему такой уход. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Таким образом, в данном контексте правоприменительная практика не изменится.

Начать дискуссию