Трудовое право

Трудовые споры в банках

Е. СТРЕЛКОВА: «Последствия игнорирования или незнания трудового законодательства могут оказаться плачевными как для должностных лиц, так и для организаций-работодателей в целом».

Конфликты из-за невыплат зарплат, премий или бонусов, разногласия по поводу увольнений или наложения дисциплинарных взысканий – все это неотъемлемая часть жизни любой современной компании, и банки в данном случае не исключение из правила. О том, что важно помнить и знать при решении трудовых споров, рассказала в интервью NBJ, врио начальника отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде в первой группе административных округов, главный государственный инспектор труда Елена СТРЕЛКОВА.

NBJ: Елена, скажите, пожалуйста, насколько часто с заявлениями в Трудовую инспекцию обращаются действующие или бывшие сотрудники банковских организаций с жалобами на незаконные, с их точки зрения, действия работодателей?

Е. СТРЕЛКОВА:Как раз от сотрудников банков поступает не так уж много заявлений. Надо отдать должное финансово-кредитным организациям: по нашей статистике, они наиболее ответственные и законопослушные работодатели. Возможно, это связано с тем, что банки очень трепетно относятся к своей репутации.

NBJ: Каковы самые распространенные претензии со стороны сотрудников по отношению к банкам-работодателям?

Е. СТРЕЛКОВА:К числу самых распространенных я бы отнесла претензии по невыплате заработной платы в полном объеме. Чаще всего речь в таких случаях идет о невыплате премий. Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, премия является стимулирующей выплатой и выплачивается на усмотрение работодателя. Условия и порядок выплаты премий устанавливается локальными нормативными актами банка.

NBJ: Чаще всего в качестве истцов выступают, наверное, бывшие сотрудники или бывают случаи, когда заявления в ТИ подают действующие работники банков?

Е. СТРЕЛКОВА:Здесь соотношение примерно «50 на 50». Главное — уволившимся работникам надо помнить о соблюдении сроков для подачи заявления о восстановлении нарушенных прав (три месяца). В споре о законности увольнения — месяц.

NBJ: Полагаю, что еще одним камнем преткновения в отношениях между работодателями и наемными сотрудниками могут быть вопросы, связанные с расторжением трудовых договоров.

Е. СТРЕЛКОВА:Конечно, такие заявления тоже поступают, и чаще всего они связаны с применением дисциплинарного взыскания в виде увольнения.И я должна сказать, что в таких случаях банки достаточно часто ошибаются.У них могут быть веские и вполнеобоснованные причины для расторжения трудовых договоров с сотрудниками, но они далеко не всегда соблюдают процедуру применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.В таких случаях работники подлежат восстановлению в прежней должности с соответствующими выплатами.

NBJ: А какую ответственность несут банки-работодатели за допущенные нарушения Трудового кодекса?

Е. СТРЕЛКОВА:В первую очередь административную ответственность, предусмотренную статьей 5.27 КОАП РФ, в виде штрафов в размере от 1 до 5 тыс. рублей на должностное лицо и от 30 до 50 тыс. рублей на юридическое лицо. За аналогичное нарушение, допущенное в течение года после наложения штрафа, для должностного лица предусмотрена дисквалификация – запрет занимать руководящие должности сроком от года до трех лет. Если же речь идет о полной или частичной невыплате свыше двух месяцев заработной платы или иных выплат, причитающихся работнику, то здесь предусмотрена уголовная ответственность.

Как вы сами можете убедиться, санкции довольно суровые. В 2015 году вступят в законную силу изменения в КоАП, поэтому работодателям очень важно четко и в полном объеме выполнять требования ТК. Последствия игнорирования или незнания этих требований могут оказаться плачевными как для должностных лиц, так и для организаций-работодателей в целом.

Начать дискуссию