«Компании международного бизнеса» или, как их чаще называют, «оффшорные» компании могут создаваться для решения широкого круга задач, которые не всегда сводятся исключительно к вопросам налогового планирования (хотя, довольно часто подобные корпоративные структуры и создаются ради указанной цели). Во многих случаях одной из главных целей может стать конфиденциальность владения резидентным бизнесом, где сохранение контроля собственника над компанией превалирует над соображениями оптимизации налогового бремени.
Вне зависимости от целей создания оффшорной структуры в какой-то момент времени собственник задумывается о прекращении работы по ней в связи с достижением целей, ради которых компания была создана. Уточним, что речь в данной статье пойдет о прекращении работы и добровольной ликвидации платежеспособной компании, так как ликвидация компании по причине несостоятельности (банкротства) заслуживает отдельного разговора и требует применения специального законодательства.
Ответ консультанта на, казалось бы, простой вопрос клиента: «Что делать с оффшорной компанией, если она мне, как собственнику, более не нужна?», носит для оффшорных компаний не такой однозначный ответ, как для компаний, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Прежде всего, это обусловлено спецификой самого понятия «оффшорная» компания.
В отличие от резидентных юридических лиц «компании международного бизнеса» имеют ограниченный круг обязанностей перед государственными органами страны регистрации, особенно это проявляется в полном освобождении от налоговых обязательств и необходимости подавать финансовую отчетность о результатах деятельности компании в государственные органы на регулярной основе. Предоставляя льготный режим ведения бизнеса и отчетности по нему, страны инкорпорации устанавливают для «компаний международного бизнеса» определенные правила: невозможность вести деятельность на территории станы регистрации и обязанность оплачивать в государственный регистр компаний фиксированную государственную пошлину (именуется также лицензионный сбор, лицензионный платеж и т.д.). Средний размер пошлины варьируется от 100 до 4000 USD, размер пошлины для каждой юрисдикции зависит, чаще всего, от разрешенного к выпуску акционерного капитала компании.
Процедура административного вычеркивания оффшорной компании
При условии соблюдения требований, указанных выше, а также выполнения всех требований по ведению реестров, предоставлению необходимых документов и информации о бенефициарах компании регистрационным агентам, оффшорная компания находится в реестре в так называемом «хорошем» или «благополучном» состоянии («good standing»). В данном статусе компания может вести деятельность в любых странах мира (за исключением страны регистрации) при условии соблюдения требований законодательства страны инкорпорации и страны места ведения бизнеса (например, получение лицензий на специальные виды деятельности, имплементация политики противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и т.д.).
При неоплате ежегодной фиксированной пошлины данная информация отражается в регистре: компания теряет статус «хорошего» или «благополучного» состояния и получает статус в реестре «not in good standing». В подобном случае на компанию начисляются штрафы, а при последующей неоплате пошлины до указанного в законодательстве срока происходит административное вычеркивание компании из реестра (статус «struck off»), последствия и характеристики которого описаны далее.
Хотим подчеркнуть, что административное вычеркивание компании из реестра – это абсолютно законный способ окончания деятельности компании, не влекущий дополнительной ответственности со стороны директоров/акционеров. На компанию начисляются штрафы за несвоевременную оплату ежегодного лицензионного сбора, но они будут уплачены компанией, директором, кредитором только в случае последующего восстановления компании в реестре, так как считается, что в случае восстановления компания никогда не исключалась из реестра (например, ст. 108 п. 3 Закона о международных коммерческих компаниях Белиза 2000 г.; ст. 98 п. 3 Закона о международных коммерческих компаниях Сейшельских островов 1994 г.).
Отметим также, что процедура «strike off» или административного вычеркивания предусматривается и для некоторых других случаев, кроме неоплаты ежегодной пошлины в регистр компаний. Например, согласно законодательству Британских Виргинских островов (далее – БВО), процедура «strike off» применяется к компании, которая в установленные сроки не назначила регистрационного агента; не подала отчет, декларацию или иной другой документ, предусмотренный Законом о компаниях 2004 г.; компания прекратила свою деятельность и подала соответствующее заявление в регистр; компания ведет деятельность, требующую специального разрешения, без получения соответствующих лицензий со стороны государственных органов.
В результате административного вычеркивания из реестра компания лишается права осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность (то есть сделки такой компании могут быть оспорены в суде); кроме того, директора и акционеры не имеют права распоряжаться активами компании и инициировать любое судебное производство. Одновременно компания, ее должностные лица и акционеры продолжают нести ответственность перед кредиторами по обязательствам компании, а именно:
- любой кредитор может предъявить претензию и совершить процессуальные действия для защиты своих интересов;
- директора обязаны продолжать защищать интересы компании в суде по уже инициированным процессам (до даты исключения из реестра), как от имени компании, так и по искам от третьих лиц.
Другой особенностью статуса компании как административно исключенной из реестра является очень простая процедура ее восстановления в реестре. При условии оплаты лицензионных платежей, штрафов, услуг регистрационного агента и адреса (при необходимости, стоимости номинальных услуг) за восстановлением компании в регистр может обратиться любой кредитор, участник, регистрационный агент, а также (согласно законодательству Сейшельских островов) – любое заинтересованное в компании лицо. Данная процедура предусматривает возможность подобного обращения в регистр компаний, как правило, в течение трехлетнего срока для большинства юрисдикций или 10-летнего срок для компаний, зарегистрированных на БВО, и компаний с увеличенным капиталом (более 100 000 акций), зарегистрированных на Сейшельских островах.
По истечении указанного срока (3 или 10 лет) и отсутствии поступающих возражений со стороны кредиторов и третьих лиц, компания подлежит окончательному роспуску и приобретает статус «dissolved». После роспуска компании в реестре данной юрисдикции можно регистрировать компанию с аналогичным наименованием. В статусе «dissolved» или роспуска также имеется возможность восстановления компании в реестре по требованию кредитора, но уже исключительно в судебном порядке.
Логика существования данного срока заключается в возможности предъявления претензий к Компании и ее должностным лицам, исходя из сроков исковой давности, так как с момента исключения из реестра компания не может вести хозяйственную деятельность и заключать сделки. Таким образом, для сделок, которые не могут быть оспорены формально, законом дается разумный срок на удовлетворения претензий со стороны заинтересованных лиц.
Описанные выше положения в части административного вычеркивания компаний из реестра одинаковы для всех юрисдикций, отличия заключаются в датах оплаты и суммах штрафов, информация о наиболее популярных оффшорных юрисдикциях приведена далее.
В Белизе существует система авансовой уплаты ежегодного лицензионного платежа: вне зависимости от даты регистрации компании сбор подлежит уплате до 31 июля каждого года включительно. Далее с 1-ого августа начинается начисление штрафов: при оплате до 31 октября включительно штраф составляет 10%, до 31 декабря – 50%. При неоплате обязательного лицензионного платежа в указанные сроки компания вычеркивается из реестра (то есть с 1 января следующего календарного года статус компании становится «struck off»).
Таким образом, компании Белиза находятся в «хорошем» или «благополучном» состоянии до 1 января каждого последующего года после внесения оплаты ежегодной пошлины или регистрации. С 1 января до даты фактической оплаты компания теряет статус «good standing», что означает отсутствие права осуществлять предпринимательскую и хозяйственную деятельность, в том числе, заключать сделки. Если речь идет о крупных сделках, контрагент, во избежание ситуации возможного последующего оспаривания сделки, может запросить на компанию сертификат «хорошего состояния» и/или сертификат о должностных лицах (Incumbency), последний обычно также содержит упоминание о «хорошем статусе» компании и подтверждает структуру компании на дату выдачи. Для компаний Белиза возможность заказа указанных выше сертификатов для нового календарного года имеется только после оплаты ежегодной пошлины в регистр компаний.
Британские Виргинские острова характеризуются достаточно высоким размером ежегодной пошлины для компаний по сравнению с иными юрисдикциями (где пошлина колеблется в размере 100 – 200 Долларов США) и составляет 350 Долларов США. В отличие от Белиза, на БВО существует привязка даты уплаты лицензионного сбора к дате регистрации компании. Сроки уплаты, размер штрафов и даты административного вычеркивания приведены в сводной таблице ниже.
Дата учреждения |
Дата уплаты ежегодной поддержки |
10% штраф |
50% штраф |
Вычеркивание из реестра |
1 января – 30 июня |
31 мая, начиная со второго года деятельности |
1 июня – 1 июля |
1 августа – 31 октября |
1 ноября |
1 июля – 31 декабря |
30 ноября, начиная со второго года деятельности |
1 декабря - 31 января |
1 февраля - 30 апреля |
1 мая |
Сейшельские острова характеризуются схожей с БВО системой. После регистрации компании необходимо ежегодно оплачивать лицензионный сбор не позднее дня регистрации компании в каждом календарном году. Штрафы за неуплату сбора следующие: 10 % от суммы лицензионного платежа, если ежегодный сбор оплачен с просрочкой от 1 до 89 дней, 50 %, если ежегодный сбор оплачен с просрочкой более 90 дней. Если пошлина не оплачена до 31 декабря текущего года, то компанию автоматически вычеркивают из регистра действующих компаний.
В завершение данного раздела можно сделать первый вывод: если в компании нет неудовлетворенных кредиторов и активов на балансе, то способ административного вычеркивания по результатам неоплаты продления компании является приемлемым и, самое главное, абсолютно законным.
Важно обратить внимание, что в соответствии с законодательством некоторых юрисдикций, в частности БВО, при роспуске компании (статус «dissolved») все имущество, оставшееся на балансе компании и по каким-то причинам нераспределенное между акционерами, становится собственностью Британской Короны. Заявить о его возврате можно только при условии восстановления компании при соблюдении ряда условий. Поэтому к составлению балансов компании, особенно в случае несвоевременной оплаты продления компании, нужно относиться с повышенным вниманием.
Согласно описанному сценарию до принятия изменений в Налоговый кодекс РФ (так называемого «антиоффшорного законодательства», подробнее - http://www.gestion-law.com/manual/kik) прекращало свою работу большинство «компаний международного бизнеса» во всех юрисдикциях.
С 1 января 2015 года данная простая процедура стала таить для налоговых резидентов РФ возможность неприятных последствий в случае неуведомления налоговой службы РФ об участии в иностранной компании, за что предусмотрены штрафы (в случае получения данной информации российской налоговой службой). Особенно это актуально в случае восстановления компании (например, третьим лицом, в том числе неудовлетворенным кредитором), которое в течение трехлетнего (10-летнего срока для БВО) носит упрощенный характер. При восстановлении компании она считается действующей в реестре с даты инкорпорации, в связи с чем российский налоговый резидент может нарушить порядок уведомления об участии в иностранных компаниях (в случае владения акциями компании согласно реестрам) и/или нарушить законодательство о контролируемых иностранных компаниях, которое предусматривает необходимость предоставления отчетности по иностранным контролируемым компаниям в российские налоговые органы.
В настоящий момент автоматического обмена с оффшорными юрисдикциями в части налоговой информации не предусмотрено, как и отсутствуют открытые реестры акционеров, но это не означает, что данная информация не может быть получена налоговыми органами РФ в принципе (особенно в ходе судебных процессов с неудовлетворенными кредиторами).
Процедура официальной ликвидации оффшорной компании
Кроме описанного выше порядка административного исключения и последующего роспуска Компании по прошествии 3 или 10 лет в зависимости от юрисдикции существует возможность официальной ликвидации оффшорной компании. Стоимость данной процедуры оплачивается компанией дополнительно и варьируется в среднем от 1500 до 2000 Долларов США в зависимости от юрисдикции, личности ликвидатора и необходимости получения легализованных документов, подтверждающих завершение процедуры ликвидации компании.
Основное отличие от административного исключения из реестра заключается в том, что при завершении процедуры официальной ликвидации оформляется роспуск компании в реестре, ответственность директоров и участников по обязательствам компании с этого момента прекращается. Компания может быть восстановлена только по решению суда, а обратиться за ее восстановлением может только кредитор по требованиям с не истекшей исковой давностью.
Если иное не предусмотрено уставом компании, процедура официальной ликвидации начинается с принятия соответствующего решения всеми акционерами компании, или, если в компании не были выпущены акции, - решения директора / совета директоров.
В соответствующем решении (или резолюции) должен содержаться (на примере законодательства БВО) план ликвидации компании, в который входит информация о причинах ликвидации, заявление о «платежеспособности», предполагаемый срок ликвидации (не может превышать согласно законодательству Белиза и Сейшельских островов 2 года), а также назначение ликвидатора компании, включая его персональные данные, предполагаемое вознаграждение, круг полномочий.
Отметим, что после назначения ликвидатора (если иное не предусмотрено в решении/резолюции директоров) контроль над хозяйственной деятельностью и активами компании переходит к ликвидатору. Ликвидатор со своей стороны также может привлекать директоров к деятельности посредствам письменной резолюции. Важно, что директора после начала процедуры ликвидации имеют право принять решение (порядок аналогичен принятию решения о начале ликвидации) о прекращении процесса ликвидации.
В законодательстве о «компаниях международного бизнеса», которое содержит регулирует процедуру добровольной ликвидации (как мы ранее упоминали, о ликвидации по причине несостоятельности (банкротства) речь в данной статье не идет), практически не содержится требований к личности ликвидатора. Сразу отметим, что согласно характеру деятельности ликвидатора, основные обязанности которого заключаются в сборе информации о всех активах, кредиторах и заявителях против компании, оплате всех платежей и обязательных пошлин, распределению всех оставшихся после ликвидации активов между акционерами, ликвидатор должен быть незаинтересованным лицом. В силу этого факта (негласно) регистрационный агент не одобрит (особенно в случае использования номинального сервиса, в случае которого директор должен подписать решение о назначении ликвидатора) назначение любого заинтересованного лица, например, супругов и близких родственников акционеров/бенефициаров.
Общий порядок процедуры добровольной ликвидации (законодательство популярных оффшорных юрисдикций практически идентично в данном вопросе, имеются лишь небольшие расхождения в сроках и штрафах):
1. По решению акционера/бенефициара объявляется начало ликвидации компании, оформляются соответствующие решения, которые подаются в регистр компаний юрисдикции, назначается ликвидатор.
2. Дата начала процедуры ликвидации – это день принятия регистром компаний документов о ликвидации или любой день в течение последующих 30 дней (в последнем случае, данный факт должен быть указан непосредственно в резолюции директоров о ликвидации). В течение последующих 30 дней ликвидируемая компания обязана опубликовать в местной газете (общего тиража в стране регистрации, чаще всего публикация осуществляется в издании The Gazette) объявление о роспуске.
Дополнительно требуется вторая публикация по месту ведения бизнеса компании (на английском языке, данная публикация обязательно предоставляется вниманию регистрационного агента и регистра компаний). Объявление должно содержать в себе информацию о наименовании компании, ее регистрационном номере, уведомление о нахождении компании в процессе ликвидации и дате ее начала, а также имя и зарегистрированный адрес ликвидатора.
Если компания не подает какое-либо из описанных объявлений в течение 30 дней, то на саму компанию и, в определенных случаях на директора, начисляются штрафы в размере 50 Долларов США за каждый день просрочки подачи объявления. При начислении штрафов ликвидация может быть завершена только при предоставлении объявления и уплаты начисленных штрафов в регистр компаний (например, ст. 102 п. 9 Закона о международных коммерческих компаниях Белиза 2000 г.).
3. Ликвидатор оформляет и подписывает все балансовые документы компании. Если у компании открыт счет в банке, для подписания закрывающих документов необходимо предоставить подтверждение закрытия счета (официальная справка на бланке банка);
4. По истечении предписанного законодательством срока (БВО – 15 дней, Сейшельские острова и Белиз – 30 дней), а также выполнении всех формальностей, указанных ранее, ликвидатор может представить в регистр компаний заявление об окончании ликвидации и отсутствии возражений к ликвидации со стороны третьих лиц. При получении данного заявления происходит исключение компании из реестра и выпускается соответствующий сертификат. Роспуск компании вступает в силу с даты, указанного в сертификате.
Выводы
В заключение необходимо отметить, что вопрос прекращения работы оффшорной компании носит в настоящий момент многогранный характер, так как существуют два альтернативных и законных варианта прекращения работы компании. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые становятся более или менее значимыми для каждой конкретной ситуации.
В случае отсутствия неудовлетворенных обязательств компании и кредиторов, а также активов на балансе компании (участие в иных компаниях для холдингов, интеллектуальная собственность, зарегистрированная на компанию, любое иное имущество и имущественные права), можно воспользоваться простой процедурой административного вычеркивания компании, перестав оплачивать продление компании. Через 3 года (или 10 лет для компаний БВО и компаний с увеличенным капиталом Сейшельских островов) компания будет распущена, обязательства по ее интересам прекратятся у ее директоров и акционеров.
Между тем, данный способ неприемлем для ситуаций наличия у компании активов, так как после административного вычеркивания из реестра любые операции с имуществом и имущественными правами компании незаконны и могут быть впоследствии оспорены. Также необходимо помнить, что при роспуске компании, на балансе которой имеются активы, в некоторых юрисдикциях (БВО) данные активы подлежат отчуждению в пользу государства. Таким образом, необходимо до даты административного вычеркивания компании вывести имущество с баланса компании, или провести процедуру официальной ликвидации. Если компания уже вычеркнута из реестра, то процедура ликвидации такой компании может быть инициирована только в судебном порядке путем назначения официального ликвидатора. Процедура ликвидации в данном случае является схожей с описанной выше, однако ответственность ликвидатора перед кредиторами за поиск активов компании существенно ниже.
С 1 января 2015 года налоговым резидентам РФ необходимо подходить к вопросу прекращения деятельности с особой осторожностью, так как существуют риски нарушить российское налоговое законодательство и уплатить значительные штрафы в случае восстановления компании по требованию кредитора в течение значительного периода времени (от 3-х до 10 лет).
Начать дискуссию