В самом ближайшем будущем зарегистрировать свой бизнес в России станет значительно сложнее, затратнее и хлопотнее. Ряду учредителей и вовсе будет отказано в регистрации. То же самое касается и реорганизации/ликвидации предприятий. В немалой степени это объясняется принятием Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ, утвердившего порядок обеспечения достоверности сведений, представляемых при регистрации юрлиц.
Напомним, по действующему порядку органы, осуществляющие регистрацию, не обязаны контролировать достоверность предоставляемых на регистрацию документов и соблюдение заявителями законных формальностей. При предоставлении в налоговый орган заявления проверяется личность заявителя с предъявлением паспорта. При соответствии формы заявления установленным требованиям у регистрирующего органа не имеется оснований осуществлять проверку достоверности сведений.
Это сделано в целях ускорения процедуры регистрации и избежания излишнего административного давления на бизнес. Исходя же из самого названия нового закона, действующая ненавязчивая процедура регистрации теперь уходит в прошлое.
Проверка сведений
Согласно новым правилам, поступающие на регистрацию документы, будут проходить проверку на предмет их достоверности. Формально проверка организовывается лишь при возникновении обоснованных сомнений в достоверности представленных данных. Однако, ни определения понятия “обоснованные сомнения”, ни перечень оснований для возникновения подобных сомнений законом не приводится.
Отсюда можно предположить, что документы будут проверяться в любом случае, когда это будет необходимо регистрирующему органу. Например, при поступлении возражений заинтересованных лиц, несогласных на внесение в реестр соответствующих сведений и изменений. Кроме того, проверки будут инициироваться по заявлениям “неравнодушных” лиц, имеющих сведения о подлоге. Проверка будет происходить как путем экспертизы самой документации, так и допроса свидетелей и проведения осмотров объектов недвижимости, числящихся за предприятиями и заявителями.
Начиная проверку, регистрирующий орган вправе будет принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня ее окончания. Приостановление регистрации может вводиться сроком не более чем на один месяц. При этом само решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой регистрации, а течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Кроме того, регистрация будет приостанавливаться в случае поступления в регистрирующий орган из суда акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации. Регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения по такому исковому заявлению.
Отказ в регистрации
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. В этом случае в реестр вносится запись о подлоге. Эта запись может вноситься как по результатам проведенной проверки, так и на основании соответствующего заявления, поступившего от физического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.
Если по результатам проведения проверки была установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, регистрирующий орган направляет юридическому лицу уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности.
В противном случае регистрирующий орган внесет в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Напомним, заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых им сведений о юридическом лице. В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации законом предусмотрена ответственность юридического лица за достоверность подаваемых им сведений и право регистрирующего органа ликвидировать его в судебном порядке.
Само собой, ни о какой регистрации здесь не может быть и речи. Помимо этого, отказ в регистрации повлечет и несоблюдение установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица.
Последствия несоблюдения закона
В целях обеспечения достоверности вносимых в реестр сведений законодатель предусмотрел целый комплекс мер понуждения заявителей к соблюдению новых правил. Эти меры носят как административный, так и уголовно-правовой характер.
В частности, административная ответственность в виде штрафа вводится за непредставление и представление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Данное нарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Повторное совершение этого правонарушения обернется для должностных лиц дисквалификацией на срок от одного года до трех лет. Дисквалификацию повлечет и предоставление в инспекцию заведомо ложных сведений.
Что касается уголовной ответственности, теперь она устанавливается за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию, данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Данное деяние наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Напомним, ранее уголовная ответственность была предусмотрена лишь за образование и реорганизацию юридического лица через подставных лиц.
Одновременно поправки уточняют, кого именно следует считать подставными лицами. Так, к ним относятся лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, подставными будут считаться лица, которые являются органами управления юридического лица, и у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Начать дискуссию