Офшоры

Минфин рождает новые коллизии в толковании Соглашения с Кипром

О налогообложении доходов кипрской компании от продажи долей (акций) в российской компании.

Минфин России знаменит неожиданными толкованиями различных норм, естественно, в интересах пополнения российского бюджета. Наше внимание привлек ряд писем, касающихся вопроса удержания налога у источника (в России) при продаже Кипрской материнской компанией своей доли (акций) в российской, владеющей недвижимым имуществом.

Ситуация традиционна:

В соответствии с п.4 ст.13 Соглашения РФ с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения (в редакции Протокола от 07.10.2010) с 01.01.2017 года доходы резидента Договаривающегося Государства (Кипра) от отчуждения акций и аналогичных прав, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, расположенным в другом Договаривающемся Государстве (Россия), могут облагаться налогом в этом другом Государстве (России).

Иными словами, в действующей до 2017 года редакции Соглашения аналогичная норма отсутствует. Учитывая, что изменения вносятся в п.4 ст.13 Соглашения, казалось бы, есть все основания пользоваться этой нормой сейчас при налогообложении аналогичных отношений:

Это позволяет cделать вывод о том, что при выплате Продавцу доли - резиденту Республики Кипр стоимости доли / акций:

  • у Продавца (Республика Кипр) - отсутствует налогооблагаемая база и, как следствие, обязанность уплатить налог на прибыль в России;
  • у российской компании - Покупателя отсутствует обязанность удержать налог «у источника», исполнив тем самым обязанность иностранного Продавца по уплате российских налогов.

Однако иного мнения придерживается Минфин России в письме от 26.11.2014 № 03-08-05/60118. Логика его такова: до 2017 года, то есть до вступления в силу изменений в Соглашение с Республикой Кипр, при продаже кипрской компанией доли в российском юридическом лице, более 50 % активов которой состоит из недвижимого имущества на территории России, необходимо использовать пункт 1 статьи 13 Соглашения, который посвящен налогообложению доходов непосредственно от продажи недвижимого имущества. 

То есть эта норма, в отличие от пункта 4 этой статьи, указывает на возможность налогообложения в России, если это установлено национальным законодательством. 

А теперь обратимся к Налоговому кодексу России, статье 309 в актуальной редакции.


Таким образом, во-первых, соответствующие доходы образуют налогооблагаемую базу в России. А, во-вторых, с 2015 года такая база возникает по НК РФ при продаже долей не только российских, но и любых иностранных компаний, более 50 % активов которых прямо или косвенно владеющих недвижимым имуществом...

Но возвратимся к основному вопросу. По логике Министерства финансов России, доход продавца (в нашем случае, это резидент Республики Кипр) от продажи доли в российской компании, более 50 % активов которой прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества на территории РФ, облагаются в России и ДО 2017 года.

Однако на констатации этого мнения финансовое ведомство не остановилось. Второй аспект, связанный с налогообложением дохода любой иностранной компании, - это фактическая уплата налога. Ведь у российских налоговых органов нет возможности «достучаться» и побудить иностранную компанию, не имеющую в России постоянного представительства, заплатить налог в российский бюджет. Для решения этой задачи и введен институт «удержания налога у источника», когда российская компания при выплате дохода иностранному контрагенту удерживает налог, подлежащий уплате в России.

И тут начинается не менее интересная история.

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ в статью 309 введен пункт 1.1, вступивший в силу с 01 января 2015 года. Причину появления этой нормы объяснить трудно, так как вопросам удержания налога у источника посвящена целая ст.310 НК РФ.


Таким образом, согласно этой норме при выплате 9 из 10 видов доходов, перечисленных в п.1 ст.309 Налогового кодекса РФ, подлежит удержанию налог у источника. Эта норма исключает доходы от продажи акций (долей) компаний с недвижимым имуществом (подпункт 5 пункта 1 ст.309 НК РФ)! Из буквального толкования следует, что при их перечислении иностранной компании налог у источника не образуется.  

Однако Минфин России и тут пришел к иному выводу, изложив его в письме от 31.03.2015 г. №03-08-05/17640.


Минфин России между двумя противоречащими друг другу нормами выбирает более старую, более детально регулирующую порядок удержания налога у источника и констатирует: налогу у источника быть!

Опять повисает вопрос о целесообразности введения нормы п.1.1 ст.309 НК РФ, действие которой не признается Минфином...

Наконец, необходимо вспомнить позицию высшей судебной инстанции по поводу неисполнения обязанностей налогового агента при выплате доходов иностранному лицу. Этот случай единственный, когда на налогового агента возлагается обязанность уплатить из своих средств неудержанный им налог, пени и штраф!

Но в любой бочке дегтя должна быть своя ложка меда.

Налицо неоднозначность ситуации как в отношении самого факта возникновения налогооблагаемой базы у иностранной компании при продаже доли (акций) российской компании, более 50 процентов активов которой прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося в России, так и в отношении возникновения обязанности налогового агента по удержанию налога «у источника».

Самое время вспомнить про основополагающие принципы налогового законодательства, а именно: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ)

Начать дискуссию