Трудовое право

Ищу декрет, работу не предлагать

По закону работодатель не вправе уволить беременную женщину иначе как по причине ликвидации предприятия. Но что делать в тех случаях, когда работодатель не знает о беременности “прогуливающей” женщины? И обязана ли вообще женщина сообщать о своем “интересном” положении при устройстве на работу?
Ищу декрет, работу не предлагать
Фото Илоны Полянской, Кублог

По закону работодатель не вправе уволить беременную женщину иначе как по причине ликвидации предприятия. Но что делать в тех случаях, когда работодатель не знает о беременности, допустим, прогуливающей работу женщины? И обязана ли вообще женщина сообщать о своем "интересном" положении при устройстве на работу?

Допустим, беременная женщина поступает на должность и работает на ней какое-то время, не информируя работодателя о беременности. Однажды ей становится плохо, и ее отвозят в больницу. Соответственно, на работе она в этот день не появляется. При этом работодатель узнает о причине прогула только через некоторое время. Как он должен поступить в этой ситуации – уволить работницу за прогул, или все же войти в положение, понять и простить?

Данные вопросы относятся скорее к морально-этической области, нежели к праву, и однозначного ответа на них в законодательстве не существует.

Тем не менее, по теме выступил Верховный Суд РФ. В Определении № 18-КГ14-148 судьи разобрали спор между работодателем и бывшей сотрудницей, уволенной за прогул по причине беременности.

Женщина требовала признать незаконным свое увольнение, восстановить ее на работе и взыскать с работодателя зарплату за время вынужденного прогула.

Из материалов дела следовало, что женщина работала в организации работодателя в различных должностях. Согласно приказу директора, она была уволена с работы за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей – прогул. Основанием для издания данного приказа явился ранее изданный приказ о применении к ней дисциплинарного взыскания в виде увольнения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции заявил, что женщина не представила доказательств уважительности причин своего отсутствия на работе. Причем факт беременности судом попросту не был принят во внимание, поскольку истец не сообщила о ней своему работодателю. 

По мнению суда, со стороны истца, не поставившей в известность работодателя о факте своей беременности и временной нетрудоспособности, имело место злоупотребление своим правом.

В связи с этим, заключил суд, работодатель был вправе применить к ней дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы за прогул.

Кстати, с этими выводами согласился и суд апелляционной инстанции.

Само собой, женщина на этом не успокоилась и пошла с жалобой в Верховный Суд, который все предыдущие решения судов отменил. Вынося данное решение, суд руководствовался следующими соображениями.

По закону запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП. Поэтому даже в случае однократного грубого нарушения беременной женщиной своих обязанностей она может быть привлечена к дисциплинарной ответственности с применением иных дисциплинарных взысканий, помимо увольнения.

Иными словами, работодатель не может уволить беременную женщину-прогульщицу.

Кроме того, ВС РФ специально подчеркнул, что вышеуказанная гарантия не ставит возможность увольнения беременной женщины в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о ее беременности и сообщила ли она ему об этом. Правовое значение здесь имеет лишь сам факт беременности на день увольнения женщины по инициативе работодателя.

Смотрите, что получается. С одной стороны, суд встает на защиту трудовых прав беременной женщины, ограждая ее от произвола работодателя и несправедливого увольнения. Но, с другой стороны, страдают интересы работодателя, который оказывается фактически обманутым и введенным в заблуждение. 

При этом создается некий судебный прецедент – женщина может не сообщать о своей беременности, может прогулять работу и за это ей ничего серьезного не будет. Максимум – испортятся отношения с работодателем.

Согласитесь, довольно спорный прецедент.

Напомним, в законодательстве не содержится обязанности женщин информировать работодателя о беременности. Данное обстоятельство является своего рода правовой гарантией, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от безработицы. Поиск новой работы для женщин в период беременности затруднителен и далеко не каждое предприятие готово взять таких женщин на работу. Поэтому, по мнению ВС РФ, подобный правовой пробел обеспечивает действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда.

Между тем, обеспечивая равенство возможностей при трудоустройстве, ВС РФ фактически обнуляет это равенство при увольнении женщин: беременных нельзя уволить даже в случае прогула.

Сыграет ли подобный прецедент на руку женщинам? Вряд ли. Скорее обернется медвежьей услугой: брать на работу беременных женщин станут еще неохотнее.

Представляется, что выходом из этого порочного круга будет являться закрепление в трудовом законе обязанности женщины при трудоустройстве сообщать о своей беременности.

Конечно, многие могут возразить, что данное нововведение приведет к росту безработицы. Ни для кого же не секрет, что работодатели зачастую без энтузиазма берут на работу не только беременных, но и вообще женщин детородного возраста. Между тем, если закон заставить работать, ничего подобного не произойдет. Тем более, что правовых гарантий для соблюдения трудовых прав женщин в настоящее время предостаточно.

В частности, ТК РФ закрепляет правило, согласно которому работодателю запрещено отказывать в приеме на работу и заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. При этом законодательством предусматривается и уголовное наказание за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Так, статья 145 УК РФ предусматривает для таких работодателей штраф в размере до 200 тысяч рублей и обязательные работы на срок до 360 часов.

Нужно ли обязать женщин информировать о своей беременности при трудоустройстве?

Проголосовали 38 человек

Комментарии

21
  • Над. К

    Цитата:
    ", можно встав на учет в службе занятости получить через соцзащиту. "

    Пособие по беременности и родам через соцзащиту можно получить только в случае ликвидации организации. И через соцзащиту выплатят аж целых 543,67 руб. И это не в месяц, это все пособие за 140 дней декрета.
  • Роман Гааг

    В подобных ситуациях всегда возникает два основных лагеря: женщины и мужчины-работодатели. И каждая сторона смотрит на ситуацию по-своему. Женщины отстаивают позицию, что законом им положено социальное обеспечение и прием на работу после выхода из декрета. Работодатели же заявляют, что подобный сотрудник малоэффективен, а зачастую, вообще только проблемы создает и отрицательный результат. Выскажусь со стороны работодателя. Уважаемые женщины, молодые мамы, а так же планирующие ими стать. Ваша жизнь - ваша ответственность. Я согласен принимать на работу молодых девушек, которые в перспективе уйдут в декрет. Но при этом хотел бы, чтобы меня уведомили о возникшей беременности, чтобы я мог подготовить замену такому сотруднику. А вот после выхода из декрета куда мне пристроить молодую маму? Ее место занято. Человек работает. Другого рабочего места может не быть. Ее не было полтора-два года. За это время она потеряла квалификацию, ей нужно время, чтобы вработаться, и кроме того, высок риск постоянных ее отгулов по причине ухода за ребенком. Давайте не будем забывать, что когда организация принимает человека на работу - это взаимовыгодное сотрудничество, а не благотворительность. У нас же нередко все это заканчивается выплатой молодой маме компенсаций с последующим увольнением. Хотя по совести, выйдя из декрета, молодая мама должна спросить: нужна ли я, буду ли полезна, есть ли для меня работа? А у нас начинаются суды и выжимание соков из работодателей.

  • Над. К

    Цитата:
    "Ее место занято. Человек работает. "

    Оно должно быть занято временно. Человек на место сотрудницы, ушедшей в декрет, должен приниматься по срочному трудовому договору.

    Цитата:
    "высок риск постоянных ее отгулов по причине ухода за ребенком. " Не отгулов, а больничных. Это все-таки значительная разница.

    Цитата:
    "это взаимовыгодное сотрудничество, а не благотворительность. " Да, сотрудничество. Но в рамках закона. По закону ты обязан предоставить женщине, вышедшей из декрета, работу по той должности, с которой она ушла в декрет. Варианты могут быть только при отсутствии уже этой должности как таковой.

    Совесть понятие относительное и у всех разное, а закон один для всех :)