Рынок юридических услуг долго сопротивлялся «оцифровке» под предлогом того, что отношения между юристами и их клиентами — слишком тонкая материя, чтобы переводить их в онлайн. Но начал поддаваться и он: в России набирают обороты онлайн-сервисы, которые зарабатывают на удаленных консультациях, подборе юристов, конструкторах договоров и других правовых документов.
Интернет-революции в различных индустриях происходят по одному сценарию: бизнес-процессы автоматизируются, клиенты получают удаленный доступ к услуге, а ее стоимость резко снижается. Можно ли автоматизировать труд юриста? Можно и нужно, уверены российские игроки зарождающегося рынка онлайн-сервисов — ведь до 80% юридической практики занимает бумажная работа, изрядную часть которой можно свести к алгоритмам.
Юридический бизнес консервативен до мозга костей — в манере ведения дел и даже дресс-коде. Не удивительно, что он так долго игнорировал новые онлайновые бизнес‑модели. Даже в США, где к юристу ходят чаще, чем к стоматологу, а концентрация юристов не в пример выше российской (4 на тысячу человек; у нас — 0,5), массовые юридические онлайн-сервисы стали набирать популярность только в конце 2000‑х годов. Зато инновации прижились довольно быстро. Сегодня американские стартапы, большинство из которых сделало ставку на мобильные платформы, пытаются перевести в онлайн едва ли не каждую функцию юриста. Так, мобильное приложение Shake дает пользователям возможность конструировать, подписывать и отправлять юридически значимые цифровые договоры прямо с мобильного телефона. Стартап покорил множество фрилансеров, у которых масса небольших транзакций, но нет желания тратиться на традиционное юридическое сопровождение. Priory Legal подбирает юристов для начинающих бизнесменов и малого бизнеса. CaseText предлагает широкую базу данных по судебным прецедентам с комментариями и аннотациями практикующих специалистов. Почву для столь активной «оцифровки» юридических услуг подготовили крупные операторы — LegalZoom (основан в 2001 году) и Rocket Lawyer (2008). Первый из них даже собирается в ближайшее время выйти на IPO.
По оценкам агентства IBIS, рынок онлайновых юридических услуг в США сегодня достигает $4 млрд и демонстрирует устойчивый 10-процентный ежегодный рост. А по мнению британского журнала The Lawyer, опубликовавшего прогноз развития юридической отрасли на ближайшие пять–десять лет, к 2018 году проникновение онлайн-услуг на рынок станет повсеместным — особенно в секторе услуг для частных лиц, где не нужен тщательный персонализированный анализ. Соответственно, возрастут и инвестиции в технологические решения.
А юристы кто?
Если не считать интернет-базы законов и судебных решений («Консультант+», «Гарант» и др.), российские юридические сервисы активизировались в онлайне четыре–пять лет назад. Поначалу речь шла лишь об использовании интернета как еще одного канала связи с клиентом — например, для ответов на вопросы на специализированном форуме. Однако постепенно эти сервисы стали осваивать и брать на себя все новые функции «живых» специалистов.
— ИТ позволяют оптимизировать услугу и даже поставить ее на конвейер, — говорит Александр Трифонов, основатель юридического сервиса 48Prav.ru. — Ведь юристу часто приходится иметь дело с похожими проблемами, имеющими типовое решение. Результат обычно облекается в форму некоего документа, а процесс его создания также может быть в значительной степени «роботизирован». Да, представлять интересы клиента в суде удаленно адвокату не очень эффективно. Но исполнение функции по судебной защите занимает у юриста незначительную долю в потраченном на клиента времени.
Стартап Трифонова 48Prav.ru — это экспертный сервис по рекомендации юристов и адвокатов. На сайте можно получить предварительную консультацию, рассказав о своей проблеме, выбрать профессионала с подходящей специализацией и положительными отзывами, посмотреть его рейтинг и т. д. Выбор «правильного» и «проверенного» юриста заботит не многих клиентов: большинство обращается к «специалистам широкого профиля», которых находят в ближайшей к дому конторе или кликнув в интернете на контекстную рекламу. А зря, полагает Трифонов. Сам он в юридическом бизнесе уже семнадцать лет и для своего сервиса лично собрал базу из сотни с лишним юристов Москвы. По правилам 48Prav.ru каждый из них раскрыл на сайте информацию о своем образовании, карьере, специализации и судебной практике. Основатель сервиса утверждает, что благодаря строгому отбору участников удалось добиться впечатляющей эффективности: около 89% дел, за которые берутся юристы-партнеры 48Prav.ru, имеют благоприятный для клиентов исход. Сотрудничающие с сервисом юристы накопили практику решения самых разных вопросов — от раздела имущества по бракоразводным процессам и приватизации жилья до претензий к медклиникам. Корпоративный сегмент тоже довольно боек. Решение некоторых проблем приходится ставить чуть ли не на поток. Например, работу с претензиями покупателей, пытающихся массово вернуть интернет‑магазинам товар, возврат которого по российскому законодательству затруднителен. На такие задачи сервис подбирает юриста, который разбирается в специфике e-commerce и одновременно имеет опыт защиты компаний от «недобросовестных» потребителей.
Правильную модель монетизации своего сервиса Александр Трифонов нащупал не сразу. Первоначально он собирался продавать услугу по подбору юриста («рекомендации») клиентам по весьма разумной, на его взгляд, цене — 370 рублей. За год, пока длился эксперимент, у него купили лишь одну рекомендацию: клиенту понадобился очень редкий специалист — военный юрист, специализирующийся на проблемах получения ипотеки для увольняемых в запас. С тех пор Трифонов твердо выучил урок: рекомендации в интернете — неходовой товар. Вместо этого он стал зарабатывать на небольшой комиссии, которая «зашита» в стоимость первичной юридической консультации. «Юристу наш сервис заменяет отдел пиара, маркетинга и офис продаж, — объясняет Александр. — Фактически он нам платит за привлечение клиента». Зарабатывать на юридических услугах «массового спроса» (например, связанных с пенсионными спорами, защитой прав потребителей, спорами по ОСАГО и каско, регистрацией ООО…) у сервиса не получается, да он и не особо стремится (подобные услуги рекламируются на каждом заборе).
Как бы то ни было, после перехода на новую модель дела 48Prav.ru начали налаживаться: за 2014 год на комиссионных выплатах сервис заработал 700 тыс. рублей.
Закон и порядок
Пожалуй, лучше других обжита ниша онлайнового сегмента юридических услуг, связанная с составлением различных юридических документов. Но и здесь с монетизацией все непросто: ведь любой интернет-поисковик в два счета предложит пользователю тысячи совершенно бесплатных вариантов готовых документов и шаблонов. Сервис FreshDoc нашел свою стезю: он предлагает клиенту не просто шаблон документа, а его адаптацию под конкретные нужды и задачи пользователя.
— Даже если вы скачали хороший шаблон и доработали его, вы получили документ, в котором от первоначального осталось от силы 30%, — утверждает один из основателей сервиса Николай Пацков. — И нет никакой гарантии, что в таком виде он соответствует действующему законодательству, защищает ваши интересы и не содержит внутренних противоречий. Ведь клиент не юрист и не обязан им быть.
FreshDoc работает по принципу гибкого конструктора: достаточно заполнить небольшой опросный лист, и документ будет готов. У каждой сделки есть определенное количество формальных условий, которые можно изменить. Юристам все они известны. Если их проанализировать на уровне математики и предусмотреть в опросном листе, то получить на выходе качественный договор, подходящий под условия клиента, не составит труда. По словам Пацкова, в настоящее время онлайн-конструктор позволяет составить более 800 видов юридических документов и закрыть примерно 85% потребностей пользователей. Остальные 15% — сложные, уникальные случаи, требующие детальной проработки и «живой» консультации опытного юриста.
Подобная бизнес‑модель кажется не слишком живучей из‑за своей простоты: ее слишком легко скопировать. Но практика показывает, что создать и раскрутить конструктор документов может далеко не каждый. В 2014 году акселератор Фонда развития интернет-инициатив вложил $35 тыс. в развитие стартапа Easy Law — аналогичного онлайн-сервиса с шаблонами готовых документов. Тем не менее проект «не взлетел» — даже несмотря на то, что у его основателей была успешная офлайновая юридическая практика.
Дмитрий Калаев, директор акселерационных программ ФРИИ, объясняет, что этот бизнес на поверку оказался много сложнее, чем представляется. «Стоимость привлечения одного клиента с помощью контекстной рекламы может запросто превышать стоимость самого продукта, — говорит он. — Рынок пока еще маленький, массовый покупатель на приобретение юридических услуг в онлайне не решается». Успех FreshDoc эксперт объясняет «упертостью» руководителей сервиса и компетенциями команды программистов и юристов, вручную обработавших сотни тысяч документов.
Создание нового продукта на основании накопленной в офлайне базы знаний — довольно распространенный «ход» среди юридических стартапов. Если основную выручку для FreshDoc генерируют самые массовые и распространенные юридические документы — лицензионные договоры, претензии к контрагентам и прочее, — то проект «Симплоер» фокусируется на продаже эксклюзивных экспертных заключений. Компанию основали юридические консультанты Антон Вашкевич и Андрей Дуюнов: они размещают на сайте готовые экспертные заключения для крупного и среднего бизнеса, основанные на реальных бизнес-кейсах и отраслевом опыте, а также готовые документы, проверенные и использованные на практике. «Симплоер» специализируется на корпоративном праве, правовых вопросах при слияниях и поглощениях, налогах и валютном регулировании, недвижимости, интеллектуальной собственности, трудовом праве. Интернет-библиотека заодно стала дополнительным каналом привлечения клиентов: если нужного документа или экспертного заключения в ней не оказывается, через сайт можно записаться на офлайновую консультацию юриста.
Слово в защиту
Впрочем, сами консультации тоже можно проводить в онлайне. Эту нишу осваивает сервис «Правовед», который в конце 2011 года запустили Валерий Мешков и Сергей Андреев. Сегодня с ним сотрудничают почти 11 тыс. юристов по всей стране и за ее пределами. Основатели сервиса придумали нестандартный ход: посетители могут задать любой вопрос на юридическую тему и получить ответ — бесплатно или за небольшое (от 300 рублей) вознаграждение. Получение платного ответа гарантировано в течение двух часов; при этом средняя скорость ответа юристов — чуть больше 14 минут. На бесплатные вопросы юристы отвечают менее усердно и с бóльшими задержками — однако даже в этом случае рядом с ответом имеется кнопка «отблагодарить» для перечисления гонорара. «Правовед» частично использует принцип «плати сколько хочешь»: он позволяет пользователю самостоятельно определить, во что тот готов оценить ответ (правда, есть и оговоренный минимум). Как предполагается, чем больше заплатит пользователь, тем сильнее стимул юриста к «погружению в тему» и развернутому ответу. В качестве ориентировки на сайте предлагается условная шкала стоимости: ответ на элементарный типовой вопрос стоит 300 рублей, при большем углублении в ситуацию — 600, полноценная консультация — 1300. Кроме этого, можно доплатить за дополнительные опции — например, за ответ сразу от нескольких юристов (пользователь сам решает, кому из них пойдет гонорар). Сайт предлагает помощь юристов и в составлении документов — это стоит до 3 тыс. рублей в зависимости от сложности. «Правоведу» при этом уходит треть от суммы каждой транзакции. За три года, по статистике сервиса, было задано более 800 тыс. вопросов.
Александр Трифонов (48Prav.ru) также подумывает о том, чтобы начать предоставлять онлайн-консультации. Но пока он не знает, как преодолеть трудности, которые непременно возникают при общении юристов и клиентов в онлайн-формате. «С очной консультацией все ясно: юрист в процессе интервьюирования понимает проблему клиента и фокусируется на ее решении. В онлайне же пользователь обычно не полностью, а то и вовсе неправильно формулирует свою проблему в вопросе, — поясняет он. — Устраивать консилиумы тоже проблематично: юристы порой предлагают взаимоисключающие решения, начинают спорить друг с другом в той же ветке, где отвечают на вопрос. Клиенту, не имеющему юридического образования, трудно сделать правильный выбор. Так что он скорее отдаст гонорар за консультацию не самому квалифицированному специалисту, а тому, кто его сильнее обнадежит или, что еще хуже, попросит его об этом в личном письме».
Полностью обойтись без участия «живых» юристов в работе с клиентами невозможно, но свести их вмешательство к минимуму — вполне. Проект NDFLKA.ru, поддержанный ФРИИ, помогает за плату заполнять и сдавать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Основная сложность, с которой сталкивается человек при подаче декларации, — расчет суммы налоговых вычетов. С помощью веб-оболочки можно заполнить форму самому и подать ее в налоговую инспекцию. За сумму от 190 до 590 рублей (в зависимости от сложности) документ проверит консультант. Он же может заполнить декларацию за клиента, если тот пришлет отсканированные документы с исходными данными, но уже за 2 990 рублей. Впрочем, составлением документа дело не ограничивается. «Поскольку львиную долю нашей работы составляют консультации, мы становимся глобальным центром управления налоговыми обязательствами, — поясняет исполнительный директор NDFLKA.ru Дмитрий Костальгин. — Объясняем, как правильно составить договор покупки квартиры, чтобы получить максимальный налоговый вычет, повышаем в целом финансовую грамотность населения. Это способствует зарождению доверительных отношений с аудиторией: бизнес растет главным образом за счет возвращающихся клиентов». Не последнюю роль играет то, что консультант «ведет» клиента к решению проблемы, постоянно общаясь с ним в чате или по телефону. И хотя все взаимодействие проходит дистанционно, живое общение присутствует. «В нашей нише онлайн приживается лучше, чем в целом в юридическом бизнесе, — добавляет Костальгин. — Ведь у нас есть конечный продукт — заполненная налоговая декларация, а не «юридическая консультация», которую не пощупаешь».
Моральный кодекс
На любом молодом рынке его участники не столько конкурируют друг с другом, сколько ведут борьбу с мешающими обстоятельствами. Есть такие и на рынке юридических онлайн-услуг. Это наличие большого числа недобросовестных игроков, завлекающих клиентов обещанием «бесплатных юридических консультаций», в один голос говорят основатели сервисов. Их цель — выведать у человека его проблему и размер кошелька, а затем заставить подписать договор на дорогостоящие услуги. «Такие объявления в интернете — это аналог бабушек у метро с табличкой «бесплатная помощь юриста», — негодует Александр Трифонов. — К сожалению, в России у частных лиц еще нет сложившейся культуры потребления юридических услуг — а следовательно, и культуры платить за эти услуги. Отсюда растут корни того, что конкурировать цивилизованно юристы у нас пока не научились. Федеральная палата адвокатов РФ могла бы содействовать очищению юридического рынка, ведь деятельность «серых» юристов падает тенью на весь адвокатский корпус».
По мнению Кирилла Готовцева, генерального директора рекламного агентства «Маньяко» и эксперта в области интернет‑маркетинга, рынок юридических онлайн-услуг пока остается маргинальным: «Люди не только не привыкли к тому, что помощь юриста можно получить онлайн, — они просто не догадываются о том, что такая возможность существует. Прямо сейчас на этом рынке нет ни спонтанного спроса, ни возможности для серьезных заработков. Однако уже через два–три года мы будем наблюдать активное развитие этого сегмента. Полагаю, обороты в несколько сотен тысяч рублей для средней компании на этом рынке — вполне достижимые показатели».
С этим согласен Дмитрий Калаев из ФРИИ: юридические услуги постепенно будут перетекать в онлайн уже хотя бы в силу того, что люди по природе своей ленивы и любят экономить. А в кризис сокращение затрат становится вдвойне актуальным и для физических, и для юридических лиц.
— Тем не менее искусственно «разогреть» этот рынок тяжело, — рассуждает эксперт. — Маленькие игроки, которые сейчас на нем присутствуют, не могут задать тренд, они вынуждены ждать, пока он сложится сам собой. Для ускорения процесса нужно просвещать свою аудиторию и заниматься контент‑маркетингом. Хороший пиар можно было бы сделать, например, на громком судебном деле, в котором выигравшая сторона пользовалась бы онлайновым юридическим сервисом.
По оценкам Калаева, сегодня объем этого рынка в России не превышает миллиарда рублей. Одна из главных проблем онлайн-сервисов состоит в том, что «физики» — это в основном «одноразовые» клиенты, которые прибегают к услугам юристов в лучшем случае единожды в пару лет. Корпоративный сегмент, который уже привык передавать различные процессы на аутсорсинг, куда перспективнее, поэтому, видимо, начинать стоит именно с него — и только потом приступать к завоеванию массового рынка.
Постепенно поворачиваются в сторону юридического онлайн-консалтинга и «смежники» — справочные правовые системы «Консультант» и «Гарант». «Мы не рассматриваем онлайн в качестве отдельного бизнеса, — говорит Вадим Барон, директор по маркетингу «Гаранта». — Это часть комплексного решения для наших пользователей: они могут проверять актуальность документов, обращаться к экспертам за консультацией, получать доступ к конструктору правовых документов». Текущая схема работы «Гаранта» строится на абонентской плате: клиент вносит определенную сумму в месяц и получает набор онлайн‑ и офлайн-сервисов.
Александр Трифонов полагает, что поворот юридического бизнеса к онлайну в конце концов вызовет куда более масштабные сдвиги — тотальное сегментирование рынка. По его словам, в развитых странах, где проникновение онлайн-сервисов стало повсеместным, юристы общей практики встречаются крайне редко. В будущем обращаться к такого рода специалистам станут все реже и реже, и под каждую задачу люди будут искать «своего» юриста, «заточенного» под узкую область права. Да и сама запись к юристу через онлайн станет таким же повседневным явлением, как бронирование отеля с помощью специализированных сервисов или заказ такси через мобильное приложение.
Сетевые правопроходцы
Начать дискуссию