Налоговые споры

Ни туда и ни суда: помощь при решении налоговых споров

На сегодняшний день налоговые органы активизировали все свои инструменты, а также заручились поддержкой со стороны правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок. С каждым новым решением качество работы налоговых инспекторов становится существенно выше, и формальные нарушения процедуры выездной налоговой проверки встречаются все реже.
Ни туда и ни суда: помощь при решении налоговых споров
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

На сегодняшний день налоговые органы активизировали все свои инструменты, а также заручились поддержкой со стороны правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок. С каждым новым решением качество работы налоговых инспекторов становится существенно выше, и формальные нарушения процедуры выездной налоговой проверки встречаются все реже. Налоговые органы к моменту вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки обладают максимумом информации о деятельности налогоплательщика, которая поступает к ним от банков и от самого налогоплательщика.

Например, регулярные переговоры с сотрудниками инспекции по телефону, дополнительные объяснения вне рамок налоговой проверки, к которым налогоплательщик стремится приложить максимум документальных доказательств с целью избежать выездной налоговой проверки. В итоге налоговый орган получает для себя всю информацию, которая поможет ему в будущем.

С учетом тенденций формирования судебной практики не в пользу налогоплательщика, необходим контроль за соответствием деятельности налогового органа Налоговому кодексу РФ. Порой иногда даже непреднамеренно налоговые органы нарушают порядок проведения тех или иных проверочных мероприятий, что приводит к нарушению прав налогоплательщика.

Большой дискомфорт налогоплательщику добавляют еще и постоянные допросы его сотрудников. Налоговый орган вызывает каждого сотрудника, который по неведению или неопытности может подтвердить их позицию, а также тех сотрудников, которые, обладая той или иной информацией, могут дать максимально противоречивые показания. Юридическое сопровождение налоговой проверки консультантами позволит сформировать устойчивую  позицию каждого сотрудника, чтобы он четко и уверенно чувствовал себя в рамках допроса, не паниковал и не предпринимал необоснованных решений. Сотрудники часто отвечают: «Не знаю», когда не могут вспомнить, либо считают, что, не дав ответа на вопросы инспекторов, они добьются положительного результата для организации, однако, это миф, который при столкновении с реальностью не выдерживает никакой критики. А реальность такова – необходимо формировать структурированную позицию в показаниях сотрудников в целях собственной безопасности.

В чем же могут помочь консультации при сопровождении выездных налоговых проверок? В первую очередь, необходимо осознать, что юристы, специализирующиеся на налоговых проверках, обладают большим багажом практических знаний о возможных нарушениях, которые совершают налоговые органы. Юрист, досконально знающий налоговое законодательство, оперативно выявит неправомерные действия со стороны проверяющих. Это позволит избежать формирования доказательственной базы не в ваших интересах, а также исключить применение к вам и вашим сотрудникам незаконных методов получения доказательной базы. В рамках проведения налоговой проверки налоговым органом может быть принято решение о проведении экспертизы, например, оценки того или иного товара, приобретенного или же реализованного налогоплательщиком. Итоги такой оценки, как правило, заканчиваются не в пользу налогоплательщика. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, в нем должны быть указаны фамилии конкретных экспертов и организация, которая будет проводить данную экспертизу.

Зачастую постановление не вручается налогоплательщику заранее, что лишает его возможности заявить отвод эксперту и заменить на эксперта, обладающего соответствующим практическим опытом и образованием.

Однако следует обратить внимание, что сопровождение выездной налоговой проверки не заканчивается в момент вынесения акта налоговой проверки. По итогам получения акта налогоплательщику требуется обязательно соблюсти досудебный порядок урегулирования спора с налоговым органом. Первым этапом досудебного порядка будет подготовка возражений на акт налоговой проверки.

В рамках подготовки возражений следует учитывать, что чем больше информации и дополнительных доказательств вы отразите, тем больше шансов, что будут назначены дополнительные мероприятия. А это позволит налоговому органу собрать дополнительно доказательства, оспаривающие доводы налогоплательщика, а также еще больше укрепить свою позицию. Отразив все свои доводы в возражениях, вы открываете все свои карты и даете налоговому органу время перебрать колоду для поиска необходимых козырей.

Юрист поможет верно сформировать вашу позицию и таким образом исключить риск привлечения особого внимания налогового органа к тем или иным обстоятельствам, что позволит минимизировать риск проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках сопровождения налоговой проверки, консультантом также будут оказаны услуги по анализу требований налогового органа и контролю за правомерностью действий контролирующих.

В случае, если по итогам дополнительных мероприятий налогоплательщик получил отрицательное решение, юрист уже в рамках оспаривания решения налогового органа подготовит апелляционную жалобу в УФНС, в которой будут отражены все доводы налогоплательщика и противоречия, изложенные в решении. Также в апелляционной жалобе юристом будут отражены все процессуальные нарушения, что позволит повысить степень вероятности отмены решения вышестоящим налоговым органом.

Следует также обратить внимание на различия между терминами жалоба и апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба подается на не вступившее в законную силу решение налогового органа, жалоба же подается на вступившее в законную силу решение.

Большой опыт консультантов позволяет сконцентрироваться налогоплательщику именно на тех доводах, которые положительно отразятся на итоговом результате. Выполняя все действия самостоятельно, налогоплательщик может неверно сформулировать свою мысль, что в свою очередь может привести к неверной трактовке посыла налоговым органом, то есть только в свою пользу.

По итогам досудебного порядка обжалования решения налогового органа, в случае, если им было получено отрицательное решение, налогоплательщик имеет возможность обратиться в ФНС с жалобой, а также подать заявление в суд. Срок на обращение в суд составляет три месяца со дня, когда стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе.

Налогоплательщику следует учитывать, что заявление в суд должно также включать в себя и контрдоводы в отношении решения, вынесенного УФНС. Налогоплательщику стоит максимально предоставить информацию и дополнительные доказательства, подтверждающие его позицию.

Но прежде всего заявителю следует учитывать, что в момент вступления решения налогового органа в законную силу в течение десяти дней налогоплательщику направляется требование об уплате налога, в случае неисполнения данного требования налоговый орган в безакцептном порядке спишет с банковского счета сумму задолженности по налогам. А в случае невозможности взыскания задолженности за счет денежных средств налоговый орган взыщет неуплаченную сумму за счет имущества налогоплательщика.

Чтобы избежать данной ситуации, мы рекомендуем подать заявление о принятии обеспечительных мер. В качестве подтверждения их необходимости стоит приложить финансово-экономическое обоснование последствий списания денежных средств со счета. Как правило, в качестве аргументов используются:

  • штатное расписание и последствия невыплаты заработной платы;
  • условия предоплаты по контрактам с поставщиками: если проверяемым выступало производство, неоплата поставщикам и отсутствие сырья приведут к невозможности производить товар, а соответственно – к отсутствию поступлений денежных средств;
  • обязательства по выплате кредитов, непогашение которых приведет к возникновению требований со стороны банков, что опять же приведет к неплатежеспособности.

Риск признания налогоплательщика банкротом ставит суд перед выбором. На сегодняшний день получить обеспечительные меры в регионах достаточно просто, в Москве – на порядок сложнее.

В качестве дополнительных гарантий в суд можно предоставить поручительство или банковскую гарантию. Данный факт усилит позицию налогоплательщика.

В процессе подготовки заявления в суд необходимо особое внимание обратить на процессуальные нарушения налогового органа. Практика по данному вопросу не складывается в пользу налогоплательщика, отменить решение только на основании процессуальных нарушений практически невозможно, однако это позволит признать некоторые доказательства недопустимыми, если налоговым органом был нарушен порядок их получения.

После принятия судом заявления налогоплательщика, суд переходит к непосредственному рассмотрению материалов дела. В рамках судебных заседаний суд может назначить и повторное проведение экспертиз и запросить дополнительные доказательства и потребовать формирования позиции налогоплательщика по тому или иному вопросу. В рамках судебных заседаний могут пройти и повторные допросы тех или иных лиц.

Налогоплательщик может самостоятельно контролировать проведение налоговой проверки, а затем самостоятельно оспаривать решение налогового органа в суде. При этом степень вероятности положительного результата увеличивается, когда данный вопрос передается в руки профессионалов, которые занимаются оспариванием решений налоговых органов в рамках своей трудовой деятельности. Специальные знания позволяют экспертам получить положительный результат в суде и избавить налогоплательщика от доначислений, что, в свою очередь, позволит организации порой избежать и банкротства.

Правильные действия налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки позволят обезопасить его на будущее от неправомерных действий контролеров, которые будут осознавать, что данный налогоплательщик обладает хорошей правовой защитой и готов отстаивать свои права. В противном случае налоговый орган будет заинтересован в постоянных проверках налогоплательщика, который смирился со своим положением. Обращение к профессиональным консультантам/юристам по вопросам правового и налогового консультирования на досудебной стадии приводит к экономии средств компании до 100%. Сокращение рисков потери активов – до 50%, сокращение рисков субсидиарной и уголовной ответственности – также до 50%.

Источник: kskgroup.ru

Фото, использованные в материале, Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру».

Комментарии

2
  • Rahsch

    Цитата:
    "Обращение к профессиональным консультантам/юристам по вопросам правового и налогового консультирования на досудебной стадии приводит к экономии средств компании до 100%. "


    А как же альтернативные издержки в виде оплаты стоимости услуг профессиональных консультантов и юристов? Экономия в 100% возможна только лишь в случае, если они окажут свои услуги бесплатно. Каков реальный процент экономии при использовании услуг консультантов?
  • Смотря на какой стадии. 100%, конечно, не бывает. Коррупция, планы,
    огласка и т.п. Если брать усредненный вариант, то результат работы
    профессионала в нынешних реалиях - примерно 30% к уплате от
    причитающихся санкций со всеми комиссиями и расходами. Однако здесь при
    привлечении профильных специалистов большой плюс - только работа
    профессионала может вывести из под диспозиции "налоговых" статей УК - а
    их там, как известно, целый букет. Также в плюс сыграют грамотные
    консультации по банкротству, т.к. многие руководители до сих пор свято
    верят, что процедура банкротства - панацея от финансовых и уголовных
    санкций и потом подпрыгивают, когда, уйдя из под ст. 199, забанкротив
    свое ООО, уйдя от субсидиарки, уже после исключения компании из ЕГРЮЛ,
    становятся ответчиками как физические лица и выплачивают государству
    нанесенный ущерб в полном размере.