Долги за коммунальные услуги в Российской Федерации на сегодня достигают огромных размеров. В настоящее время они составляют более пятисот миллиардов рублей. Более трети из них принадлежат гражданам - физическим лицам. Сложившаяся ситуация побуждает законодателя искать новые пути для погашения образовавшейся задолженности и стимулировать своевременную оплату коммунальных услуг. Одной из мер по борьбе со злостными неплательщиками является выселение должников за услуги ЖКХ.
В данной статье мы рассмотрим механизм применения данной санкции и судебный путь ее реализации. Настоящая тема будет актуальна как для юристов-практиков, являющихся представителями муниципальных органов и обращающихся в суд с требованием о выселении должников, так и для граждан, осуществляющих самозащиту своих прав в суде по рассматриваемым вопросам.
П. 1 ст. 153 ЖК РФ устанавливает обязанность граждан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги своевременно и полностью. Данная обязанность возлагается на:
- нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
- нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
- арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
- нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
- члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
- лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи.
Однако выселить за долги ЖКХ возможно лишь нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи. Остальные лица, поименованные в статье 153 ЖК РФ, подвергнуться данной санкции не могут.
Порядок выселения граждан подробно регламентирован в статье 90 ЖК РФ. Так, основанием для выселения является неуплата за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин. Наниматели могут быть выселены только в судебном порядке и обязательно с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
Уважительными причинами для невнесения платы за коммунальные платежи могут выступать:
- длительные задержки выплаты зарплаты и пенсии;
- тяжелое материальное положение нанимателя и членов семьи в связи с утратой работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые меры;
- болезнь нанимателя и членов его семьи;
- наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.
Данная категория является оценочной, и уважительность определяется судами индивидуально в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.
Обратиться в суд с иском о выселении вправе муниципальное образование в лице своего уполномоченного органа (которым чаще всего выступает администрация), являющееся собственником жилого помещения в качестве истца с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований — управляющей компании, если собственником выбран режим управления многоквартирным жилым домом на основании ст. 161 ЖК РФ. При этом необходимо доказать тот факт, что жилое помещение действительно находится в муниципальной собственности и передано в пользование конкретному физическому лицу по договору социального найма. Для этого в суд предоставляется выписка из реестра муниципального имущества и копия договора социального найма.
До обращения в суд с иском о выселении администрация муниципального образования должна уведомить нанимателя об образовавшейся за ним задолженности и потребовать ее погашения с предупреждением о возможном выселении. Одновременно она делает запрос в органы ЗАГСа на предмет того, не признан ли наниматель умершим либо безвестно отсутствующим. Также необходимо подтвердить тот факт, что наниматель зарегистрирован в жилом помещении в установленном законом порядке.
Суды зачастую признают надлежащим доказательством, подтверждающим невнесение платы за коммунальные услуги, выписку из лицевого счета организации, осуществляющей сбор денежных средств за указанные услуги.
Также при вынесении решения о выселении суды учитывают характеристику личности нанимателя. Так, Решением Свердловского районного суда города Костромы по делу № 2-4270/2014 от 19 ноября 2014 установлено, что доказательствами, характеризующими личность ответчика, является информация ИЦ УМВД России по Костромской области, согласно которой ответчиком в течение 2014 года совершено десять административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и два правонарушения против порядка управления. Письмом начальника опорного пункта и письмом Управления муниципальной инспекций подтверждается наличие фактов бесхозяйственного содержания и использования ответчиком квартиры в качестве места для сбора лиц для распития спиртных напитков.
Учитывая сложность рассматриваемых споров, принимая во внимание ст. 40 Конституции Российской Федерации, определяющей, что «каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно его лишен», судам надлежит очень тщательно относиться к исследованию доказательств и осуществлять межведомственны запросы в органы УФМС и УМВД, подтверждая информацию, предоставленную сторонами. Истцам, в свою очередь, нужно скрупулезно осуществлять сбор доказательств, подтверждающих факты злостности уклонения от внесения квартирной платы должников.
Таким образом, выселение нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, является крайней мерой. Зачастую суды предоставляют отсрочку для уплаты долга от шести до двенадцати месяцев. Несмотря на то, что законом предусмотрено, что подлежат выселению лица, не оплатившие услуги ЖКХ в срок, превышающий шесть месяцев, администрация зачастую обращается в суд, когда срок достигает года и более. Для выселения необходимо также оценивать личность нанимателя.
Начать дискуссию