Налоговые проверки

Изъятие документов и предметов должностными лицами налоговых инспекций

В ходе своей деятельности организация вынуждена представлять для проверки документы сотрудникам налоговых органов. Бывают случаи, когда контролирующие органы могут изъять у организации документы или предметы, имеющие отношение к налоговой проверке. Процесс выемки (изъятия), а также объяснение с представителями налоговых органов зачастую проходят напряженно и эмоционально. В связи с этим будет полезным обозначить права проверяемого и порядок действий контролирующих органов.

Грачев Алексей Юрьевич, эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В ходе своей деятельности организация вынуждена представлять для проверки документы сотрудникам налоговых органов. Бывают случаи, когда контролирующие органы могут изъять у организации документы или предметы, имеющие отношение к налоговой проверке. Процесс выемки (изъятия), а также объяснение с представителями налоговых органов зачастую проходят напряженно и эмоционально. В связи с этим будет полезным обозначить права проверяемого и порядок действий контролирующих органов.

Раньше при выемке (изъятии) документов представители налоговых органов руководствовались главным образом Инструкцией о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной Письмом Минфина РСФСР от 26.07.1991 N 16/176 (далее – Инструкция N 16/176), действие которой до настоящего времени не отменено. С вступлением в силу первой части Налогового кодекса Российской Федерации процедура выемки производится в соответствии с его статьями.

Стоит отметить важный момент. В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой между выемкой и изъятием налоговыми органами документов и предметов имеются определенные различия. Под выемкой подразумевается получение копий документов предприятия по месту его нахождения, а под изъятием – принудительное лишение организации подлинников документов и предметов, имеющих отношение к проверке. Понятие выемки документов и предметов НК РФ полностью не раскрывает, однако указывает, что «в случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы».

Типовой образец постановления можно найти в приложении 1 к «Инструкции о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан», утвержденной Письмом Минфина РСФСР от 26.07.1991 N 16/176

Определение изъятия документов можно найти и в действующей Инструкции N 16/176, в соответствии с которой изъятие документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в лишении лиц возможности пользоваться и распоряжаться документами, свидетельствующими о сокрытии (занижении) прибыли (дохода).

Выемка (изъятие) документов и предметов сотрудником налоговой инспекции производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Постановление налогового органа должно быть утверждено руководителем этого органа или его заместителем. При отсутствии постановления налоговые органы не могут производить выемку (изъятие) документов, а организация имеет полное право отказать в их выдаче.

Перед началом процедуры выемки (изъятия) документов налоговый инспектор должен предъявить вышеупомянутое постановление и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности. Затем он предлагает стороне, у которой производится выемка документов, добровольно их выдать. Если же инспектор получает отказ, то приступает к принудительному изъятию документации и предметов организации. Должностное лицо налогового органа имеет право вскрыть помещение или иные места, где могут находиться документы и предметы, подлежащие изъятию, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

При изъятии подлинников документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются налогоплательщику, у которого они изымаются. Если невозможно изготовить или передать эти копии одновременно с выемкой документов, то налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Документы и предметы, не имеющие отношения к налоговой проверке, изыматься не могут. Точно так же не может производиться их выемка в ночное время. Ночным считается промежуток времени с 22 часов до 6 часов по местному времени.

В ходе процедуры изъятия документов и предметов составляется протокол изъятия. В этом документе либо в прилагаемых к нему описях перечисляются и описываются все изъятые документы и предметы с точным указанием их наименования, количества, индивидуальных признаков.

Изъятие документов и предметов осуществляется в присутствии понятых и ответственных лиц организации. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица в количестве не менее двух человек, за исключением должностных лиц налоговых органов (как гарантия непредвзятости понятого).

В протоколе изъятия, составленном на русском языке, обязательно указываются следующие сведения:

  • наименование протокола;
  • место и дата производства конкретного действия;
  • время начала и окончания действия;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
  • фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
  • содержание действия, последовательность его проведения;
  • выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, принимавшими участие в процедуре изъятия документов и предметов. Указанные лица могут делать замечания, которые вносятся в протокол или приобщаются к делу, после чего протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

Кроме того, к протоколу прилагаются фотографические снимки, негативы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

В протоколе изъятия должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Копия этого протокола после окончания налоговой проверки передается проверяемой стороне. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае его отказа об этом делается специальная отметка.

Несоблюдение должностными лицами государственной налоговой инспекции порядка выемки (изъятия) документов или оформления протокола, определенных в ст. 94, 99 НК РФ или в Инструкции N 16/176, может послужить поводом к обжалованию в суде. В судебной практике существуют случаи, когда суд принимал сторону налогоплательщиков.

Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2004 N А33-6654/04-С3-Ф02-5052/04-С1 признана незаконной процедура изъятия документов налогоплательщика, а ФАС Волго-Вятского округа Постановлением от 04.07.2002 N А79-223/02-СК1-282 подтвердил факт неправомерности отказа налоговых органов возвратить подлинники изъятых финансовых документов плательщику по истечении указанного в п. 8 ст. 94 НК РФ пятидневного срока.

ФАС Восточно-Сибирского округа11 встал на сторону индивидуального предпринимателя, у которого была произведена выемка документов без изготовления и вручения ему копий изъятых документов. Выемка осуществлялась в отсутствие предпринимателя с нарушением требований пп. 6, 7 ст. 94 и ст. 99 НК РФ, в присутствии продавца – работника индивидуального предпринимателя, не уполномоченного осуществлять права налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) в процессе выемки.

Должностные лица организаций, также как и индивидуальные предприниматели, несут административную ответственность, установленную п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, за непредставление сведений в налоговые органы. Отказ налогоплательщика (налогового агента) от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, независимо от формы его хранения (на бумажном или магнитном носителе).

Если организация отказалась от выдачи документов или предоставила их с заведомо ложной информацией, то с нее может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.

Законодательство строго регламентирует порядок истребования документации и предметов хозяйствующего субъекта. Знание соответствующих положений закона о правилах проведения процедуры выемки, оформления составляемых документов позволит налогоплательщику лучше понять действия налоговых инспекторов, оценить полноту их доказательств, а если возникнет такая необходимость, защитить свои законные права и интересы.

Начать дискуссию