Товарный знак

Ответы на четыре главных вопроса о товарных знаках

За 2 года количество заявок на регистрацию товарных знаков от имени российских заявителей возросло практически в 1,5 раза. Экспертов в области защиты интеллектуальной собственности радует тенденция, что представители бизнеса все чаще задумываются о своевременной защите своей интеллектуальной собственности, в частности, товарных знаков. Это в скором времени сможет обеспечить упорядочение деловых отношений в области интеллектуальной собственности на российском рынке.
Ответы на четыре главных вопроса о товарных знаках
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

За 2 года количество заявок на регистрацию товарных знаков от имени российских заявителей возросло практически в 1,5 раза. Экспертов в области защиты интеллектуальной собственности радует тенденция, что представители бизнеса все чаще задумываются о своевременной защите своей интеллектуальной собственности, в частности, товарных знаков. Это в скором времени сможет обеспечить упорядочение деловых отношений в области интеллектуальной собственности на российском рынке.

Однако не все представители бизнеса обладают достаточной информацией для принятия решения о регистрации элементов своего бренда в качестве товарного знака. Специалисты Федерального Патентного Бюро «Гардиум» выявили 4 наиболее частых вопроса, с которыми обращаются в компанию. На самые распространенные вопросы отвечают ведущие эксперты бюро.

Какие обозначения можно зарегистрировать как товарный знак?

Товарными знаками становятся имена и фамилии бизнесменов, названия и логотипы компаний, домены веб сайтов, этикетки товаров, а также разные обозначения для товаров и услуг. Это слова, изображения, фактура, аудио- и видеоконтент, а также другие формы. Полный список, пожалуй, составить не удастся. Важно, что товарные знаки являются обозначениями для товаров и услуг, перечисленных в классах Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Наконец, товарный знак – только зарегистрированное в соответствии с законом обозначение.

Зарегистрировать товарный знак могут коммерческие и некоммерческие организации, а также предприниматели. Граждане ограничиваются в возможности регистрации на себя товарных знаков: зарегистрировать товарный знак на физическое лицо можно только в том случае, если заявитель является резидентом государства, в котором регистрация товарных знаков на граждан является законной. Для самой регистрации знака неважно, в какой стране компания или предприниматель зарегистрированы: регистрировать знаки можно на территории своей страны или в иностранном государстве.

Как зарегистрировать товарный знак?

Выбор страны и места регистрации товарного знака имеет большое значение, поскольку от этого зависит география правовой охраны обозначения. Регистраторами товарных знаков являются Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) в Женеве, региональные и национальные ведомства по регистрации товарных знаков.

ВОИС рассматривает заявки на регистрацию обозначений направленные по мадридской системе в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 года и Протоколом к нему 1989 года. Российские заявки рассматривает Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), который находится в Москве.

Для того чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно составить заявку и направить ее в регистрирующий орган той страны, где необходимо обеспечить правовую охрану обозначения. Для того чтобы получить регистрацию знака на территории России, достаточно обратиться с заявлением в ФИПС.

Рассмотрение заявки оплачивается пошлиной и затягивается более чем на полтора года. Далеко не все заявки оканчиваются регистрацией товарных знаков. Если во время проверки обозначения эксперты ФИПС найдут препятствия для регистрации обозначения, может быть вынесено решение об отказе в выдаче свидетельства на товарный знак. Поэтому чтобы избежать излишних затрат лучше перед подачей проверить обозначение на охраноспособность. Проверка позволяет вовремя обнаружить основания для отказа в регистрации и доработать обозначение для успешной регистрации. Лучше всего с этим справляются патентные поверенные.

Нужно ли проверять товарный знак перед подачей на регистрацию?

Перед подачей заявки важно проверить, нет ли типичных оснований получить отказ ФИПС. Самая простая причина не получить регистрацию связана с тем, что разработанное обозначение или похожее на него (сходное до степени смешения) уже зарегистрированы для аналогичного (однородного) товара или заявка на такие обозначения уже подана. Не получится зарегистрировать общеупотребительные слова (аспирин, кеды, портвейн). Часто заявки на регистрацию товарных знаков проваливаются из-за того, что обозначения могут ввести потребителей в заблуждение, например, вызвать ложную ассоциацию относительно места производства товаров. Так, например, не удалось зарегистрировать товарный знак со словами «BANANIA» и «LE PLUS NOURRISSANT DES ALIMENTS FRANCAIS» («Самый питательный из французских продуктов»). В этом случае у потребителей могло сложиться представление о том, что продукт из Франции, а на самом деле его собирались выпускать в России.

Зачем вообще регистрировать товарный знак?

Часто можно услышать, что зарегистрировать товарный знак сложно, дорого и долго. Такое представление может сложиться, если не принимать в расчет все преимущества и выгоды, которые правообладатель получает после регистрации.

Во-первых, после регистрации обозначения появится возможность заключать договоры о передаче исключительного права и регистрировать их в ФИПС. Так, использовать товарный знак смогут деловые партнеры правообладателя, например, дилеры, франчайзи, лицензиаты, уплачивая при этом вознаграждение.

Во-вторых, товарный знак можно внести в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) и добиваться запрета импорта контрафакта в Россию.

В-третьих, после регистрации обозначения в ФИПС конкуренты, копирующие обозначения, не останутся безнаказанными. Появится возможность взыскивать компенсацию за незаконное использование товарного знака, а также возмещать убытки.

В-четвертых, с зарегистрированным товарным знаком можно беспрепятственно распространять наружную рекламу, рекламу на телевидении и в других СМИ, поскольку рекламораспространители опасаются работать с незарегистрированными обозначениями.

Источник: федеральное патентное бюро "Гардиум"

Начать дискуссию