Начнем с того, что это за разъясняющие законодательство правовые акты. В чем их «сила»?
Это документы (акты), которыми министерства, ведомства (другие органы власти), разъясняют законодательные нормы. Это не нормативно-правовой документ. И часто из их текста следует, что какое-либо ведомство их утвердило для того, чтобы его использовало территориальное подразделение. Получается, что акт применяет территориальное ведомство, а через его деятельность – граждане или юридические лица.
15 февраля В. Путин подписал законопроект, вносящий поправки в статью 43-4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». Согласно поправкам, которые вступят в силу 17 марта, рассматривать дела об оспаривании разъясняющих законодательство документов и правовых актов могут несколько инстанций. Уточним, какие именно.
Какие инстанции рассматривают споры?
Верховный Суд является судом первой инстанции, который рассматривает заявления граждан или компаний на акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Это акты Минфина, Минтруда, ФНС, а также Центрального банка РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Оспорить нормативные акты или разъясняющие документы, принятые региональными властями, можно:
- в верховных судах республик,
- в краевых/областных судах,
- в судах городов федерального значения или судах автономных областей/автономных округов.
Специализированные арбитражные суды – Суды по интеллектуальным правам – рассматривают споры по разъяснениям и приказам федеральных органов исполнительной власти в сфере:
- патентных прав;
- прав на селекционные достижения;
- права на топологии интегральных микросхем;
- права на секреты производства (ноу-хау);
- права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;
- права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Какой порядок рассмотрения дел в ВС РФ?
Такой же, что и при оспаривании нормативных актов (гл. 21 КАС РФ), но со своими особенностями.
Подать административный иск о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим может:
- гражданин, в отношении которого этот акт применен;
- общественное объединение – в защиту прав, свобод и законных интересов всех своих членов,
- прокурор (в рамках своей компетенции),
- все остальные субъекты, которые вправе оспаривать нормативные акты (ч. 1-4 ст. 208 КАС РФ).
Основание предъявления иска – предполагаемое истцом несоответствие содержания акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им законодательных норм.
Очень важно указать в исковом заявлении конкретику: что именно акт нарушает и как он затрагивает права или законные интересы истца. Иначе суд не примет заявление (п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ в новой редакции).
Срок рассмотрения: в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления (ч. 1 ст. 213 КАС РФ).
Важно: граждане без высшего юридического образования вправе участвовать в споре только вместе с представителями (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).
Что выясняет суд при рассмотрении дела об оспаривании акта разъяснительного характера?
- нарушает ли акт права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в интересах которого подан иск;
- обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
- соответствуют ли положения акта смыслу разъясняемых им норм законодательства.
Доказывать соответствие нормам законодательства должен орган (организация или должностное лицо), принявший этот акт.
Если суд установит все вышеназванные факты, то акт будет признан не действующим полностью либо частично. С какой даты? Со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Если суд установит, что документ не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений, то исковое заявление оставят без удовлетворения.
Порядок рассмотрения споров в судах по интеллектуальным правам схожий. СИП выносит решение о признании оспариваемого акта либо не обладающим нормативными свойствами и соответствующим разъясняемым им нормативным положениям, либо не действующим полностью или в части (ст. 195.1 АПК РФ).
Кто может подавать заявление о признании недействующим акта, содержащего разъяснения, которые касаются прав на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 1-2 ст. 192 АПК РФ):
- граждане,
- организации,
- иные лица,
- прокурор,
- государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.
Надо ли платить за подачу иска?
Да. Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
- 300 рублей – для физлица,
- 4500 рублей – для юрлица.
Если речь идет о спорах в СИП, то госпошлина для компаний составит 2 000 рублей, для граждан столько же, 300 рублей.
Начать дискуссию