УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 16 июля 2003 г. № 04-20/10696/n552
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление МНС России по Московской области, рассмотрев коллективное письмо
МУП Аптека 450 «Голицино», МУП Аптека 580, МУП Аптека 574 без даты и номера,
и полученные разъяснения МНС России от 11.06.03 № СА-6-22/657, сообщает следующее.
Статьей 346.26 Главы 26.3 « Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности» Налогового
кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности является
специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в обязательном
порядке со дня введения его на территории субъектов Российской Федерации законами
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Московской области «О системе налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в
Московской области» от 27.11.02 № 136/2002-ОЗ единый налог применяется в отношении
розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового
зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров,
палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие
стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
– Кодекс) розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг
покупателям за наличный расчет.
Вместе с тем следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской
деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавцами
и покупателями договоров розничной купли-продажи.
Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую
налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности
в сфере розничной торговли, является факт заключения с покупателем договоров
розничной купли-продажи.
Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное
главой 26.3 Кодекса определение розничной торговли, розничными продавцами и,
следовательно, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются
налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную
с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе
договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
В аналогичном порядке следует рассматривать и деятельность аптечных учреждений,
осуществляющих реализацию населению готовых лекарственных препаратов, в том
числе по льготным рецептам (льготным ценам), за наличный расчет.
Таким образом, аптечные учреждения признаются налогоплательщиками единого налога
на вмененный доход в части доходов, полученных ими от реализации населению
готовых лекарственных препаратов (в том числе и по льготным ценам), а также
иных имеющихся в ассортименте товаров за наличный расчет на основе договоров
розничной купли-продажи. Доходы, полученные аптечными учреждениями в централизованном
порядке от местных органов здравоохранения (из местного бюджета) в виде возмещения
затрат, связанных с приобретением и дальнейшей реализацией (передачей) отдельным
категориям граждан готовых лекарственных препаратов по бесплатным и льготным
рецептам, а также от реализации лекарственных препаратов лечебным учреждениям
с оплатой по безналичному расчету, подлежат налогообложению в общеустановленном
порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов по каждому осуществляемому
указанными налогоплательщиками виду деятельности.
Одновременно с этим следует иметь в виду, что Федеральный закон от 22.06.98
№ 86 «О лекарственных средствах» разграничивает понятия оптовой и розничной
торговли, а также изготовления лекарственных средств, возникающие в сфере обращения
лекарственных средств на территории Российской Федерации.
Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК
029-2001 (КДЕС Ред.1), принятого и введенного в действие с 1 января 2003 года
Постановлением Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст, изготовление лекарственных
препаратов (код 52.31) относится к розничной торговле (код 52).
Исходя из этого, деятельность аптечных учреждений по реализации населению изготовленных
препаратов, в том числе по льготным рецептам (льготным ценам), за наличный
расчет следует рассматривать в порядке, аналогично деятельности аптечных учреждений
по реализации готовых лекарственных препаратов.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ аптечное учреждение
– организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами,
изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений
здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ организации и индивидуальные
и предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются
налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций,
признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего
Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего
уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации.
Вместе с тем из положений статьи 346.27 НК РФ следует, что для целей применения
главы 26.3 Кодекса под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание
услуг покупателями за наличный расчет.
В соответствии со статьями 140 и 861 Гражданского кодекса Российской Федерации
наличным расчетом признается расчет, осуществляемый наличными деньгами.
На основании этого расчеты, осуществляемые в безналичной форме, не подпадают
под понятие «розничной торговли», определенное статьей 346.27 Налогового кодекса
РФ.
Определение розничной торговли для целей исчисления ЕНВД, приведенное в статье
346.27 НК РФ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит
(п.1 ст. 1, ст. 11 НК РФ).
В том случае, если организация осуществляет торговлю товарами за наличный и
безналичный расчет и является налогоплательщиком единого налога на вмененный
доход по деятельности, связанной с розничной торговлей товарами за наличный
расчет, то следует исходить из положений, определенных пунктом 7 статьи 346.26
НК РФ.
Согласно указанным положениям налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской
деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской
деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению
единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики
уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельности,
подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности,
исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности
в соответствии с общим режимом налогообложения.
Следовательно, при переходе организации на уплату единого налога на вмененный
доход от розничной торговли товарами необходимо осуществлять уплату налогов
в соответствии с общим режимом налогообложения, в отношении деятельности по
торговле товарами, реализуемыми по безналичному расчету, обеспечить раздельный
учет имущества, используемого для осуществления этой деятельности.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами
различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных
регулируемых цен, или с учетом льгот, представляемых отдельным потребителям
в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется
как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических
цен реализации (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Таким образом, суммы дотаций, представляемые из бюджетов всех уровней на покрытие
убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также
льгот, представляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством,
не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Заместитель руководителя
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
И.А. Сорокина
Начать дискуссию