Верховный суд (ВС) РФ изучил судебную практику по защите избирательных прав и проанализировал правила предвыборной агитации кандидатов. Ниже приведем решения по некоторым судебным спорам, в частности – о запрете на изображения Че Гевары и разрешении использования рубиновых звезд в предвыборной агитации.
Знаменитое изображение команданте – совсем и не общественное достояние
Что произошло:
В суд поступила жалоба избирательного объединения с требованием отменить регистрацию списка кандидатов в депутаты своих конкурентов. Повод - фотографии и постеры с изображением Че Гевары в агитационных материалах.
Что решил суд:
ВС указал на то, что агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности, не допускается:
«Судом установлено, что произведения являются объектами авторского права и впервые обнародованы за пределами Российской Федерации при жизни их авторов – иностранных граждан А. Корда и Д. Фицпатрика, авторские права которых, в том числе право авторства, имя автора, неприкосновенность произведения, подлежат защите. В настоящее время право на фотографию с изображением Че Гевары принадлежит дочери Д. Корда, используется в сотрудничестве с правительством Кубы и защищено торговой маркой».
Кроме того, ответчики не доказали, что получили согласие авторов или иных правообладателей на использование данных произведений в агитационных материалах.
На довод о том, что дескать образ Че Гевары стал общепризнанным символом свободы, независимости и борьбы за справедливость, а фотография и постер – общественным достоянием, судьи сочли необоснованным:
«Сама по себе популярность названных произведений А. Корда и Д. Фицпатрика не свидетельствует о том, что они являются общественным достоянием, поскольку по смыслу статей 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны... такие сроки охраны в отношении названных произведений на момент их использования и рассмотрения дела не истекли».
Поэтому агитационные материалы с изображением Че Гевары изготовлены без учета требований российского законодательства об интеллектуальной собственности.
Рубиновые звезды и храмы не нарушают законодательство об интеллектуальной собственности
Что произошло:
Один кандидат обратился в суд с жалобой на одного из своих конкурентов. Тот использовал в агитационных материалах фотографии памятников архитектуры: храмы и монастыри, а также графическое изображение звезды. Заявитель усмотрел в этом изображении кремлевскую звезду.
Что решил суд:
Суд указал, что «Размещение в агитационных материалах изображений и фотографий, безусловно, не свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности». Более того, суд установил, что:
- кандидат заключил авторский договор на изготовление фотографий для предвыборной кампании;
- рисованное графическое изображение звезды на агитационных материалах «выполнено безотносительно рубиновой звезды, установленной на одной из 25 башен Московского Кремля, и не тождественно эскизу изображения звезды народного художника СССР Федоровского Ф.Ф.».
Карта – не агитка
Что произошло:
Кандидат пожаловался на «коллегу» из-за того, что тот в предвыборной кампании задействовал фрагмент с «Яндекс.Карт».
Что решил суд:
Судьи решили, что в этом нет ничего незаконного:
- использование кандидатом в агитационном печатном материале объекта авторских прав само по себе не свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности;
- карты города или фрагменты карт не содержат какой-либо агитационной информации.
Суд установил, что кандидат заказал и оплатил из избирательного фонда выпуск газеты, в которой в качестве фоновой картографической основы и графической иллюстрации размещен фрагмент плана города. Поэтому картографический материал воспроизведен при соблюдении условий использования объектов интеллектуальной собственности и правовые основания для удовлетворения снятия кандидата с выборов отсутствуют.
Публичные мероприятия – это способ подкупить избирателей?
Что произошло:
В суд поступила жалоба с требованием отменить регистрацию кандидата в депутаты из-за того, что тот организовал и провел курс открытых лекций по основным проблемам Москвы, а также бесплатную фотовыставку. Заявитель счел эти действия подкупом избирателей.
Что решил суд:
ВС РФ посчитал, что если в процессе проведения мероприятий не нарушают избирательное законодательство, то эти способы общения с избирателями нельзя считать подкупом.
ВС установил, что встречи кандидата с избирателями проводились в специально предоставленных на основании договора помещениях, вход на мероприятия являлся свободным (без взимания платы), обещаний голосовать определенным образом за возможность посетить мероприятия кандидат ни от кого не требовал.
Суд также изучил содержание видеосюжетов встреч кандидата с избирателями. Поэтому он расценил «проведение кандидатом совместно с доверенными лицами на встречах с избирателями курса лекций о развитии Москвы как одну из форм предвыборной агитации, не запрещенную законом».
Для справки
Напомним, что парламентские выборы пройдут 18 сентября 2016 года в 39 регионах страны, в 7 субъектах состоятся прямые выборы высших должностных лиц, также пройдет около 5 тысяч муниципальных кампаний.
ЦИК зарегистрировал 14 партий, из представителей которых будут выбраны депутаты Государственной думы седьмого созыва.
Участники парламентской кампании-2016: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Патриоты России», «Гражданская платформа», «Зеленые», Партия роста, «Парнас», «Гражданская сила», «Коммунисты России», «Яблоко», «Родина» и Партия пенсионеров.
Начать дискуссию