НК РФ

Для малого бизнеса вместо штрафа – предупреждение

Комментарий к Федеральному закону от 03.07.16 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Послабление для малого и среднего бизнеса прописано в Федеральном законе от 03.07.16 № 316-ФЗ и вступило в силу с 04.07.16. Речь идёт о замене административного штрафа на предупреждение, если правонарушение было совершено впервые. 

Для этого были внесены изменения в ст. 1.4, 3.4, 4.1 КоАП РФ и введена новая ст. 4.1.1 КоАП РФ

Предупреждение 

Как гласит п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. 

Согласно п. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. 

По смыслу этих норм, предупреждённое лицо фактически освобождается от материального наказания, но должно будет самостоятельно исправить то, из-за чего оно получило предупреждение. 

Конкретных сроков для этого в КоАП РФ не установлено, из чего можно предположить, что этот срок должен быть разумным и достаточным. 

Если же новая проверка снова выявит рассмотренное нарушение, то очевидно, что оно будет считаться повторным. 

Кого освобождают?

Предпринимателей, юридических лиц, а также их работников, если предприниматели и компании относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Причём к работникам относятся и руководители компаний — п. 3 ст. 1.4 КоАП РФ. 

Условия для замены штрафов

Самое главное — правонарушение должно быть совершено впервые. 

Перечень правонарушений и наказаний за них приведён в Разделе II КоАП РФ

Если в тексте конкретной статьи есть указание на возможность применения предупреждения, то к малому и среднему бизнесу должно применяться предупреждение. 

А вот в том случае, если в тексте конкретной статьи такого вида наказания, как предупреждение нет, то для малого и среднего бизнеса как раз и применяется льгота в виде замены административного штрафа предупреждением. 

При этом должны также соблюдаться следующие условия: 

  • отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ; 
  • отсутствие угрозы безопасности государства; 
  • отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
  • отсутствие имущественного ущерба. 
    Не может быть заменён административный штраф на предупреждение только по ограниченному количеству статей: 
  • ст. 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; 
  • ст. 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); 
  • ст. 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; 
  • ст. 14.33. Недобросовестная конкуренция; 
  • ст. 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации; 
  • ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль; 
  • ст. 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму; 
  • ст. 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; 
  • ст. 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля; 
  • ст. 19.8.2. Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; 
  • ст. 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт; 
  • ст. 19.27. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета; 
  • ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица; 
  • ст. 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего; 
  • ст. 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса; 
  • ст. 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования. 

Как видите, наиболее вероятным для малого и среднего бизнеса является столкновение с правонарушениями по ст. ст. 19.5, 19.6 и 19.33. 

По всем остальным статьям Раздела II, в принципе, можно получить обычное предупреждение. 
Рассмотрим, например, новую редакцию — Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ - ст. 14.5 КоАП РФ, посвящённую нарушениям в сфере применения ККМ. 

Так, например, в обновлённом п. 2 этой статьи указано, что неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта, произведённого без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; на юридических лиц - от 3/4 до одного размера суммы расчёта, произведённого с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. 

Как видите, здесь не предусмотрено такое наказание как предупреждение. Статья входит в Раздел II КоАП РФ. Следовательно, можно предположить, что для лиц малого и среднего бизнеса, совершивших данное правонарушение в первый раз, возможно назначение наказания в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ

А вот применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий её перерегистрации, порядка и условий её применения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 руб.; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. 

Так как здесь наказание в виде предупреждения уже предусмотрено, то к лицам малого и среднего бизнеса, совершившим такое правонарушение впервые, должно применяться именно оно. 

Источник: Палата налоговых консультантов

Начать дискуссию