В пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ написано, что (цитата) – «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов». И эта фраза является одной из основополагающих в российском налоговом законодательстве и она имеет самое прямое отношение к каждому из нас. А какое правовое значение имеет эта фраза? Своими мыслями на эту тему в этой статье поделится генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.
Для начала процитируем пункт 1 статьи 3 НК РФ в полном объеме - «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов».
Казалось бы, речь идет исключительно о законотворческом процессе и к жизни простых смертных эти положения закона прямого отношения и не имеют. Но на самом деле это не совсем так. Конечно в законотворчестве эта фраза само собой играет очень большую роль, но порой и в жизни обычных людей (не законодателей) создаются ситуации, когда эта фраза из основ российского налогового законодательства работает или по крайней должна работать.
Приведу пример, который достаточно часто встречается в жизни людей, связанных с бизнесом. Жил себе предприниматель, или например фирма, и применяли они режим налогообложения ЕНВД, или например «упрощенку» (суть примера не в том, кто они и какой из льготных налоговых режимов они применяли). Однако, забегая вперед сообщу, что делали они это неправильно, т.е. неправомерно. Они ошибочно применяли не тот режим налогообложения.
Но народная мудрость говорит – «сколько веревочке ни виться, а конец у веревочки все равно будет». Вот и в нашем случае, к ним пришла налоговая проверка … и установила, что ими неправомерно применялся льготный налоговый режим и пересчитала все налоги на общий режим налогообложения. А значит, у этого налогоплательщика появился НДС к уплате в бюджет.
Вот с этого места и начинается все самое интересное, что касается фразы российского законодателя – «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов».
Налоговики в подавляющем большинстве таких случаев начисляют такому бизнесмену НДС «сверху» суммы выручки, которую этот бизнесмен реально получил в проверяемом периоде. И, на мой взгляд, тем самым, нарушают этот основополагающий принцип налогообложения. Каким образом – спросите Вы? Сейчас поясню.
Поскольку ИФНС пришла к выводу, что налогоплательщик в проверяемом периоде обязан была применять общий режим налогообложения, тем самым налоговые инспекторы переквалифицировали> эту деятельность налогоплательщика с точки зрения налогообложения. Но прошлое изменить невозможно, следовательно, невозможно изменить объем выручки, реально полученной этим налогоплательщиком ранее. Ведь никого же не удивляет, что заново эти продажи провести уже нельзя. Всё уже свершилось и заново ничего сделать нельзя. Следовательно, очевидно, что при переквалификации физически невозможно изменить количество фактически проданного товара (штук, тонн, литров и т.п.) по переквалифицируемой сделке, значит, точно так же неизменной должна остаться и выручка по переквалифицируемой сделке, её просто невозможно изменить.
При налоговой переквалификации прежней деятельности налогоплательщика необходимо смотреть на ситуацию, не с позиции - что налогоплательщик сделал не так? А необходимо смотреть на эту ситуацию с позиции - как налогоплательщик должен был сделать (вчера), если бы понимал, что работает на общем режиме налогообложения?
Это очень-очень важно при проведении переквалификации. Только такой подход к налоговой переквалификации будет действительно верным, основанным на законе и справедливым.
Начисляя НДС именно сверх реально полученной налогоплательщиком выручки, >Инспекция тем самым увеличивается налогоплательщику размер его выручки на сумму, которую тот реально от покупателей не получал и естественно никогда получить не может. Такой подход к исчислению НДС инспекторы мотивируют применением положений п.1 ст.168 НК РФ, которым установлен общий принцип налогообложения НДС, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога НДС.
Но, очевидно и общеизвестно, что НДС является косвенным налогом, следовательно, является лишь налоговой «надбавкой» к цене продаваемого товара. Причем, термин «надбавка» не всегда означает, что надбавка всегда должна быть «сверху» цены продажи, поскольку эту набавку можно извлечь и изнутри суммы реально полученной выручки, применив специальную расчетную ставку, предназначенную специально для извлечения (исчисления) суммы НДС изнутри цены продажи. Ставка эта описана в п.4 ст.164 НК РФ.
И не имеет никакого правового значения, что вчера этот налогоплательщик даже не подозревал, что он является плательщиком НДС, поскольку при проведении налоговой переквалификации речь идет именно об УСТАНОВЛЕНИИ размеров налогов, которые надо было уплатить в переквалифицируемых условиях, ибо раньше налогоплательщик не платил их в силу того, что применял (ошибочно) иной режим налогообложения. Обратите внимание на ключевое слово в этой фразе – УСТАНОВЛЕНИЕ размера налогов.
Самое время вспомнить о фразе законодателя - при установлении> налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов. Зададим себе вопрос – Что налоговый инспектор делает с нашим налогоплательщиком в режиме налоговой переквалификации? Ответ – он изменил ему налоговый режим и заново устанавливает> ему налоги, подлежащие уплате в бюджет. Значит, при установлении> налогов нашему налогоплательщику налоговый инспектор должен (обязан в силу закона) учитывать фактическую способность этого налогоплательщика к уплате этого налога. Именно так говорит закон.
НДС это часть выручки, полученной налогоплательщиком от своих покупателей. А как же сможет этот налогоплательщик уплатить в бюджет тот НДС, который налоговый инспектор начислил ему сверху реально полученной таким налогоплательщиком выручки? Он же явно не сможет этого сделать, поскольку этого (увеличенного) размера выручки, который инспектор начислил ему «сверх» цены его реальной продажи, он от покупателя не получал. И никогда не сможет получить.
Значит, в описываемом нами случае, налоговым инспектором в нарушение основополагающей нормы российского налогового законодательства при установлении> налогов конкретному налогоплательщику в режиме налоговой переквалификации НЕ учтена фактическая способность этого налогоплательщика к уплате этого налога.
Что и требовалось доказать.
Начать дискуссию