Транспортный налог

Автомобиль не роскошь, а средство… для налога

В прошлом году в Налоговом кодексе РФ появилась новая глава, - «Транспортный налог», - которая огорчила всех владельцев средств передвижения.

В прошлом году в Налоговом  кодексе  РФ  появилась новая глава, - «Транспортный налог», - которая огорчила всех владельцев средств передвижения. Налогоплательщиками были признаны организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Теперь каждому автовладельцу придется заплатить за свой автомобиль в 5-6 раз больше, чем до принятия закона, причем сумма взимаемого налога напрямую зависит от мощности транспортного средства, выраженного в лошадиных силах. С владельцев  несамоходных  транспортных средств  (например, прицеп) налог будет взиматься исходя из валовой вместимости выраженной в тоннах;  обладатели  водных и воздушных средств передвижения (лодка, аэроплан)  будут платить налог   с каждого отдельного транспортного средства.

Поскольку данная система налогообложения вводится впервые и не совсем отлажена, автомобилистам придется столкнуться с определенными трудностями.

Прежде всего, это касается тех владельцев автомобилей, которые когда-то продали машину по доверенности.  Доверенность не является договором купли - продажи и основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника. Вместе с тем в соответствии со ст. 357 НК РФ определение налогоплательщика предполагается производить на основании уведомления, подаваемого в налоговый орган собственником транспортного средства, с указанием им лица, которое указано в доверенности. Именно это лицо  и будет считаться налогоплательщиком.

Требование заплатить налог могут прислать именно ему. Дело в том, что генеральная доверенность выдается на три года. Если срок ее действия не был продлен, машина по закону опять принадлежит прежнему хозяину, и именно он должен платить налог. То, что за это время машина часто поменяла нескольких хозяев и ее местонахождение такому якобы владельцу неизвестно, с точки зрения налоговиков, ничего не меняет. Требования заплатить налог будут предъявлены к ним. Единственный выход - самостоятельно разыскивать нынешнего хозяина авто. Однако зачастую сделать это очень непросто. Не так давно был  популярен бизнес по покупке иномарок за рубежом и перегону их в Россию. И граждане, занимавшиеся этим делом, выдавали генеральные доверенности тоже на таких же перегонщиков, которые перепродавали машины дальше. Как теперь поступать гражданам, на которых числится 20-30 иномарок, непонятно. Ясно одно, налоговым инспекциям предстоит столкнуться с целым рядом судебных разбирательств. Ведь налог может быть начислен даже на машину, которой на самом деле уже давно нет. Хотя автомобиль уже давно сгнил и развалился, если он числится в базе ГИБДД, гражданина попросят заплатить налог. По словам налоговиков, они облагают налогом не машину, а человека. Правда, в этом случае можно обратиться в ГИБДД с просьбой снять автомобиль с учета в связи с утилизацией, получить справку из милиции, что машина была украдена, и представить ее в налоговые органы. Налоговые квитанции поступают даже на имя умерших людей. И такие ошибки происходят в массовом порядке. Налоговики объясняют это тем, что информационная база, переданная из ГИБДД, мягко говоря, несовершенна. Она соответствует реальному положению дел только на 60 процентов. В ней не велся учет угнанных автомобилей, не регистрировалась смерть владельцев и так далее. Нужно время для расчистки этой базы. Пока же гражданам предстоит решать свои проблемы самим. Напомним, что за неуплату налога в срок, то есть до конца года, будут начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Хотя взыскать как налог, так и пени налоговикам будет непросто. С физических лиц взыскивать налог фискалы могут только через суд. Между тем Министерство по налогам и сборам подготовило предложения о внесении изменений и дополнения в главу Налогового кодекса "Транспортный налог". Речь, в частности, идет о том, чтобы сделать "коридор", в котором региональные власти могут варьировать налоговые ставки, более узким. Сейчас, напомним, Налоговый кодекс позволяет в 5 раз повышать или понижать налоговые ставки, установленные на федеральном уровне. В результате получается, что за машину, поставленную на учет в Московской области, ее владельцу придется заплатить в пять раз больше, чем за точно такой же автомобиль, зарегистрированный в Москве. При этом эти люди ездят на этой машине и по области, и по городу. Максимально допустимые ставки налогообложения по всем объектам налогообложения были приняты в двух регионах: Республике Башкортостан и Ханты-Мансийском автономном округе - Юрге. Некоторые регионы увеличили ставки налога более чем в два раза (Владимирская, Тверская, Белгородская, Курская, Магаданская области, Республика Карелия, Таймырский автономный округ. МНС также предлагает упорядочить льготы. Например, сейчас законодательством предоставлены льготы по уплате этого налога Героям Советского Союза, героям России, участникам Великой Отечественной войны и инвалидам всех категорий, имеющим мотоциклы и мотоколяски. При этом есть случаи, когда представители льготных категорий налогоплательщиков, например, Герои Советского Союза регистрируют на свое имя десятки иномарок, что позволяет их действительным хозяевам не платить налоги. Но для представителей льготных категорий нужно ввести ограничение на количество автомобилей, на которые будут распространятся льготы. Также МНС не видит необходимости облагать налогом владельца автотранспорта, проживающего в сельской местности и являющегося сельхозпроизводителем. Сейчас эти предложения рассматриваются Минфином. Они также будут переданы в Минэкономразвития, после чего должны поступить на согласование  в Правительство.

Материал подготовлен группой «ОбъединенныеЮристы», www.ulc.ru

 

Начать дискуссию