Налоговые проверки

Если к вам пришла милиция…

Проверки налоговых органов для бухгалтера – вполне привычное явление. А вот визит сотрудников милиции способен вывести его из равновесия. В каких же случаях и почему налогоплательщика проверяют представители органов внутренних дел, какими полномочиями они обладают и, если так случилось, как бороться с незаконными действиями милиционеров? В данной статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
Хорошилов Вадим Николаевич,
старший эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Проверки налоговых органов для бухгалтера – вполне привычное явление. А вот визит сотрудников милиции способен вывести его из равновесия. В каких же случаях и почему налогоплательщика проверяют представители органов внутренних дел, какими полномочиями они обладают и, если так случилось, как бороться с незаконными действиями милиционеров? В данной статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

МВД РФ соответствующим Приказом от 02.08.2005 N 636 утвердило Инструкцию о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Сразу определим, чем проверка отличается от ревизии:

  • проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организации или предпринимателя;
  • ревизия – это комплексное контрольное мероприятие по исследованию деятельности организации или предпринимателя.

Сотрудники милиции могут предпринять проверку в каждой организации, у любого предпринимателя, но при одном условии: если заподозрят в их действиях признаки уголовного преступления, связанного с нарушением налогового законодательства или законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность1.

Для проведения милицейской проверки требуется достаточно серьезный повод. Им является информация о совершении организацией или предпринимателем какого-либо правонарушения. Подобные сведения сотрудники милиции получают из различных источников. Это сообщения граждан (в т. ч. по телефону доверия), представителей организаций, органов власти и управления; публикации в прессе, телевизионные репортажи и т. д. Основанием для ревизии могут быть и результаты проводимых оперативно-разыскных мероприятий, проверки контрагентов организации (предпринимателя).

Все данные необходимо проанализировать. В зависимости от сделанных выводов начальник органа внутренних дел или его заместитель принимают решение о назначении проверки (ревизии). Такой шаг со стороны органов внутренних дел – сигнал о нешуточных подозрениях в ваш адрес, поэтому желательно сразу воспользоваться услугами квалифицированного юриста или адвоката.

Какие именно данные становятся причиной проверки? Это видно из постановления о ее назначении, которое сотрудники милиции обязаны предъявить налогоплательщику (представителю) под роспись перед совершением ревизии. Кроме того, в этом документе должен быть указан состав проверяющих сотрудников. Причем не указанные в постановлении лица не имеют права участвовать в мероприятии. Поэтому все ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения. Рекомендуем переписать данные – сведения будут не лишними, если налогоплательщик решит обжаловать действия милиционеров.

В ходе проверки милиция обладает достаточно серьезными полномочиями. Ведь одна из основных задач органов внутренних дел – сбор доказательств, свидетельствующих о преступлении. Поэтому представители органов вправе осуществлять следующие действия:

  • Беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями и гражданами. Это означает, что сотрудники милиции имеют право проникать в помещение в любое время суток независимо от присутствия руководителя или собственника, а также преодолевать препятствия или сопротивление (например, вскрывать окна, двери и т. д.). Однако очень важно учитывать следующий факт: принудительные меры – только следствие противодействия властям.
  • Изымать у проверяемых лиц документы (либо их копии). При этом обязательно составляется протокол изъятия и опись документов. Одновременно с них снимают копии, которые проверяющие должны заверить и отдать проверяемому лицу. Если же изготовить копии документов на месте не получится, то милиционеры вправе забрать оригиналы, а в течение последующих пяти дней вернуть заверенные копии проверяемому лицу.
  • Производить осмотр производственных, складских, торговых, офисных и служебных помещений проверяемой организации или предпринимателя. Такие мероприятия сотрудники милиции проводят в присутствии понятых и представителя проверяемого лица.
  • Изымать в случае необходимости образцы сырья, продукции и товаров для проведения исследований и экспертиз.
  • Применять фото- и киносъемку, видеозапись и другие технические средства фиксации данных, например копировать содержащуюся в компьютерах информацию. Полученные таким образом материалы впоследствии прилагаются к акту проверки (ревизии).
А вот опечатывать кассы и помещения проверяемых лиц милиционеры теперь не имеют права2.

Сроки и оформление результатов милицейских проверок. Началом проверки (ревизии) считается день вынесения постановления о ее проведении. Для осуществления необходимых контрольных мероприятий милиционеры имеют в своем распоряжении 30 дней, по истечении которых проверяющие должны составить и совместно с проверяемым лицом подписать акт проверки (ревизии). День подписания данного акта и есть день ее окончания.

В акте фиксируются все выявленные нарушения. При их отсутствии указывается, что никаких нарушений в деятельности организации (предпринимателя) не выявлено. Документ составляется в трех экземплярах: один – проверяемому лицу, два – милиции.

По результатам проверки орган милиции может возбудить уголовное дело в отношении проверенного лица, а при обнаружении признаков административного правонарушения – даже привлечь к административной ответственности. Если обнаруженное правонарушение не относится к компетенции органов милиции, то о нем будет сообщено в органы по подследственности (например, в налоговый орган). При отсутствии каких-либо противозаконных фактов деятельности органам внутренних дел необходимо принять решение о завершении проверки.

Обжаловать действия органов внутренних дел можно сразу по трем направлениям: непосредственно у руководства проверяющего, в прокуратуре или суде. В любом случае в жалобе (или заявлении, если речь идет о суде) надо указать: кто, когда и какие именно допустил нарушения, как они сказались на деятельности организации. Ответ на направленную в милицию или прокуратуру жалобу должен прийти в течение месяца. В нем обязательно должны быть прописаны меры, предпринятые по проверке жалобы, и соответствующее решение.

Последствия результатов проверки. Как уже было сказано, по результатам проверки орган милиции может возбудить уголовное дело. В случае уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах руководителю или главному бухгалтеру фирмы (как и предпринимателю) грозит более серьезное наказание согласно Уголовному кодексу РФ.

В нем предусмотрена ответственность:

  • за уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
  • сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2).

По закону преступлением признается не всякая недоимка. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах.

Размер крупной недоимки составляет более 500 000 руб. (по ст. 199 УК РФ) и 100 000 руб. (по ст. 198 УК РФ) при условии, что недоплата превышает 10% от суммы причитающихся налогов. Таким образом, чем крупнее фирма, тем больше должен быть долг перед государством, необходимый для возбуждения уголовного дела.

Пример 1. В ходе проверки выяснилось, что ОАО за год недоплатило в бюджет 744 000 руб. Общая сумма долга составила 6 200 000 руб. Следователь возбудил уголовное дело по ст. 199 ч. 1 УК РФ, поскольку недоимка превысила 500 000 руб. и составила 12% от причитающихся с фирмы налогов (744 000 руб. / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).

Если размер недоимки больше 1 500 000 руб. (по ст. 199 УК РФ) и 300 000 руб. (по ст. 198 УК РФ), то процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов значения не имеет. Под особо крупным размером понимают недоимку более 2 500 000 руб. (по ст. 199 УК РФ) и 500 000 руб. (по ст. 198 УК РФ) (при 20%-й неуплате) или более 7 500 000 руб. (по ст. 199 УК РФ) и 1 500 000 руб. (по ст. 198 УК РФ), независимо от процентного соотношения недоимки и общей суммы налогов.

Пример 2. В 2001 г. ОАО не заплатило 140 000 руб. налогов, в 2002 г. – 150 000 руб., в 2003 г. – 180 000 руб. и в 2004 г. – 135 000 руб. Общая сумма недоимки составила 605 000 руб. Возбудить уголовное дело сотрудники милиции не смогли, поскольку сумма недоимки за три года подряд (с 2001 по 2003 г. или с 2002 по 2004 г.) была меньше 500 000 руб.

В УК РФ установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов:

  • непредставление в инспекцию налоговой декларации или других обязательных документов;
  • включение в налоговую декларацию или другие документы заведомо ложных сведений.

Обязанность представлять в инспекцию «другие документы» должна быть установлена федеральными налоговыми законами. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, ему можно не бояться уголовной ответственности.

Большинство наших клиентов – юридические лица (организации).

Остановимся подробнее на видах наказания за уклонение от уплаты налогов, перечисленных в ст. 199 УК РФ. Это может быть:

  • штраф от 100 000 до 300 000 руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если есть отягчающие обстоятельства, то наказание строже:

  • лишение свободы на срок до шести лет;
  • лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф от 200 000 до 500 000 руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Такое наказание применяется в двух случаях:

  • если преступление совершено руководителем и главным бухгалтером по предварительному сговору;
  • если фирма уклонилась от уплаты налогов в особо крупном размере.

Кто же несет ответственность за уклонение фирмы от уплаты налогов? Как правило, к уголовной ответственности суд привлекает ее руководителя, поскольку именно он отвечает за организацию и ведение всех хозяйственных операций3. В 10–15% случаев наказание несут одновременно руководитель и главбух. И лишь в 3–5% случаев отвечает один главный бухгалтер. Если главный бухгалтер не заинтересован в уклонении от уплаты налогов, суд может привлечь его как соисполнителя. Ведь чаще всего данное лицо имеет сведения о незаконных действиях своего руководителя, подписывая все необходимые документы. Тогда наказание назначается по ст. 199 ч. 1 УК РФ. Если же удастся доказать, что руководитель и главный бухгалтер действовали по предварительному сговору, то отвечать им придется по ст. 199 ч. 2 УК РФ.

Но доказать предварительный сговор непросто: милиционеры должны документально подтвердить, что главный бухгалтер помогал директору скрывать доходы и был материально в этом заинтересован, то есть участвовал в распределении неучтенной прибыли.

Осудить только бухгалтера (без руководителя) суд может, лишь доказав: главбух совершил преступление по собственной инициативе, например из-за конфликта с руководителем фирмы (чтобы подвести его под суд) или с целью наживы. Обратите внимание: для подтверждения этой версии сотрудники милиции имеют право провести на квартире главного бухгалтера обыск с целью изъятия неучтенных документов. Следователь должен также установить, что руководитель или главный бухгалтер:

  • использовал незаконные механизмы уменьшения налога, то есть, по сути, совершил налоговое мошенничество;
  • действовал умышленно, то есть доходы были сознательно занижены с целью неуплаты налогов4.

А установить, что руководитель или главный бухгалтер использовал незаконные механизмы уменьшения налога, очень сложно. Конституционный Суд РФ Постановлением N 9-П от 27.05.2003 (далее – Постановление) подтвердил: фирма может применять любые непротиворечащие закону схемы для снижения налогов. Кроме того, доказывая незаконность той или иной схемы, обвинители имеют право ссылаться только на налоговые законы. Нарушение других нормативных актов (инструкций, приказов, положений и т. д.) уголовной ответственности не влечет.

В уголовном законе существуют две формы вины: умысел и неосторожность.

В Постановлении Конституционный Суд РФ пояснил, что, если руководитель или главный бухгалтер допустил недоплату налога по неосторожности, привлечь его к уголовной ответственности нельзя, поскольку неосторожность может быть небрежной и легкомысленной. И если бухгалтер не знал, что его действия могут повлечь неуплату налога, значит, он действовал небрежно.

Пример 1. ООО, занимающееся исключительно куплей-продажей ценных бумаг, приобрело для капитального ремонта строительные материалы на 3 835 000 руб. (в том числе НДС 585 000 руб.). В ходе проверки оперативники обнаружили, что главный бухгалтер неправомерно принял к вычету НДС в сумме 650 000 руб. Он не учел, что реализация ценных бумаг не облагается этим налогом, следовательно, НДС по строительным материалам принять к вычету нельзя, а данный налог нужно было включить в состав расходов фирмы5.

Привлечь бухгалтера к уголовной ответственности обвинители не смогут, потому что у него не было умысла на уклонение от уплаты налога: он допустил недоплату по небрежности. Если же бухгалтер знал, что совершает нарушение, но рассчитывал его предотвратить, значит, действовал легкомысленно.

Пример 2. Фирма оприходовала и оплатила товары на сумму 4 720 000 руб. Не дождавшись от поставщика счета-фактуры, бухгалтер принял к вычету НДС в сумме 720 000 руб. В этой ситуации умысла на уклонение от уплаты налога в действиях данного работника также нет, поскольку он поступил легкомысленно, значит, привлечь его к уголовной ответственности нельзя.

Но если же бухгалтер и руководитель фирмы сознавали, что доходы скрываются с целью неуплаты налогов, но все равно продолжали это делать, значит, оба лица действовали умышленно. Доказательства умысла прокурору следователь должен представлять еще до возбуждения уголовного дела. Иначе он может не получить санкции.

Пример 3. В ходе проверки оперативники обнаружили документы, подтверждающие, что фирма за наличные деньги реализовала партию товара стоимостью 4 000 000 руб. Однако ни в бухгалтерском учете и отчетности, ни в налоговой декларации по НДС бухгалтер не отразил выручку от реализации. Опросив сотрудников фирмы, оперативники установили, что бухгалтер действовал по указанию руководителя. В подобной ситуации прокурор, скорее всего, придет к выводу, что руководитель и бухгалтер действовали умышленно, и даст согласие на возбуждение уголовного дела.

В заключение хотелось бы проанализировать опыт отечественной судебной практики. Он показывает, что чаще всего (независимо от суммы недоимки) суды наказывают обвиняемых условно, ссылаясь на различные смягчающие обстоятельства: это и положительные характеристики осужденного с места учебы (работы), друзей, коллег; и наличие маленьких детей; и различные заболевания; и сам факт того, что преступление совершено впервые. Даже оплату недоимки по налогам суд может расценить как смягчающее обстоятельство. Если же обвиняемый не возместил недоимку, то прокурор вправе предъявить к нему гражданский иск. Однако по закону платить налоги обязано предприятие, а не руководитель или главный бухгалтер. Поэтому Верховный Суд РФ считает: если осужденные не использовали в личных целях деньги, подлежащие уплате в качестве налогов, то и погашать недоимку следует из средств фирмы.


1) п. 25, 35 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции»

2) Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»

3) ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ред. от 30.06.2003

4) Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П

5) п. 2 ст. 170 НК РФ

Начать дискуссию