НК РФ

Как купить землю?

В конце 2001 года вступил в действие Земельный кодекс, который позволяет выкупить землю под уже построенными объектами, а также купить новый незастроенный участок. Однако сделать это, как показывает практика, далеко не просто. И во многих случаях организациям приходится обращаться в суд.

В конце 2001 года вступил в действие Земельный кодекс, который позволяет выкупить землю под уже построенными объектами, а также купить новый незастроенный участок. Однако сделать это, как показывает практика, далеко не просто. И во многихслучаях организациям приходится обращаться в суд.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Право на землю

Первая проблема при покупке земли заключается в нежелании местных властей ее продавать. Чаще всего они настаивают на аренде, так как ставки арендной платы выше ставок земельного налога. Свой отказ чиновники обычно аргументируют тем, что не могут продать землю, пока ее не разделили на федеральную и муниципальную. Но это не соответствует действительности, так как этот вопрос регламентирован несколькими нормативными актами.

Прежде всего, это Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ о введении в действие Земельного кодекса. В нем сказано, что до разграничения собственности на землю ею распоряжаются местные власти. Сам порядок распоряжения определен в постановлении Правительства от 7 августа 2002 г. № 576.

Для организаций, у которых на земельных участках расположены ранее приватизированные здания, продавец земли указан в статье 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ. Так, решение о продаже земельного участка принимает то учреждение, которое ранее приняло решение о приватизации постройки на этом участке (например, территориальный комитет по управлению государственным имуществом). Сделать это оно должно в двухнедельный срок со дня обращения организации.

Если организация выкупить участок не хочет или не может, она вправе арендовать его, но не более чем на 49 лет. При этом договор аренды не будет препятствием для последующего выкупа земельного участка.

Поэтому надо определить, кто является распорядителем земли и вправе ее продать. Это очень важно, так как при неправильно установленном продавце договор с ним может быть через какое-то время признан судом недействительным.

Затем следует подать заявку на выкуп. В двухнедельный срок распорядитель земли должен подготовить проект договора купли-продажи и передать его организации.

Если же в покупке земли организации откажут, придется обращаться в суд. Только он может обязать распорядителя земли заключить с предприятием договор купли-продажи. Для этого необходимо заранее подготовить проект договора и рассчитать стоимость участка.

Положительная арбитражная практика по вопросу выкупа земельных участков уже есть. Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2002 г. № А56-10881/02.

Цена земли

Купить можно как землю, которая является государственной или муниципальной собственностью, так и землю, которая уже находится в частном владении.

Если организация покупает землю у частного владельца, сделка регулируется Гражданским кодексом. В соответствии с ним продавец и покупатель определяют все условия сделки, в том числе и стоимость земли, самостоятельно. Налоговики могут проверить цену по сделке на ее соответствие рыночной цене, если стороны договора являются взаимозависимыми лицами.

Если участок является государственной или муниципальной собственностью, то его купля-продажа (приватизация) регулируется Земельным кодексом.

Согласно ему, устанавливать конкретную цену земельных участков должны региональные власти. Прежде всего, она зависит от численности населения в поселениях региона. На это указано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ. Минимальная цена земли составляет трехкратный размер ставки земельного налога, а максимальная – тридцатикратный. Если регион конкретные цены еще не установил, то применяется минимальная ставка земельного налога.

Кроме того, при продаже земли ее цена корректируется на поправочный коэффициент. Он учитывает основной вид использования строений на этом участке и утверждается правительством в диапазоне от 0,7 до 1,3. Но эти коэффициенты еще не установлены. А пока их нет, они не применяются. Об этом говорится в письме замминистра имущественных отношений от 18 декабря 2001 г. № ДА-17/21254.

Бюджетные коэффициенты

Следующий вопрос, который возникает у организации при выкупе земли, – это какую ставку земельного налога при расчете ее стоимости вправе использовать местные власти?

Каждый год эти ставки увеличиваются, так как корректируются на бюджетный коэффициент, и цена земли возрастает в несколько раз.

Но не все организации мирятся с таким положением вещей, и многие обращаются в суд. И в данном случае суд принимает их сторону. Например, все то же постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2002 г. № А56-10881/02.

Суд указал, что при определении цены земельного участка использовать бюджетные коэффициенты неправомерно. При этом он сослался на пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса, в котором сказано, что налоговая ставка и порядок расчета налога являются различными элементами налогообложения. Таким образом, бюджетные коэффициенты ставку налога не меняют, а применяются лишь в целях налогообложения. Поэтому они не могут учитываться при расчете выкупной цены земли.

Ставки земельного налога

Многие фирмы решили оспорить не только бюджетные коэффициенты, но и сами ставки земельного налога, на основании которых определяется выкупная стоимость земли.

Это связано с тем, что ставки земельного налога устанавливают местные власти, учитывая особенности своих территорий и их градостроительную ценность. При этом основой являются средние ставки, указанные в Федеральном законе от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». В большинстве случаев региональные ставки оказываются намного выше средних.

Однако до сих пор не существует единого порядка определения (дифференциации) местных ставок, а на федеральном уровне не установлены максимальные ставки земельного налога.

В Постановлении Конституционного Суда от 8 октября 1997 г. № 13-П говорится, что если в федеральном законодательстве нет порядка дифференциации ставок земельного налога, их «установление местными властями недопустимо».

Кроме того, есть определение Конституционного Суда от 9 апреля 2002 г. № 69-О. В нем сказано, что независимо от того, каким является налог – федеральным, региональным или местным, в федеральном законе необходимо указать его максимальную ставку. Только в таком случае налог будет считаться законно установленным.

Используя эти аргументы, организации заявляют в суде, что стоимость земли следует рассчитывать исходя из средних ставок земельного налога. Правда, по этому вопросу суды принимают совершенно противоречивые решения, как в пользу организаций, так и в пользу распорядителей земли.

Положительные решения принял, например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлениях от 8 января 2003 г. № Ф09-2779/02-АК и от 4 марта 2003 г. № Ф09-433/03АК.

Долевая собственность

Довольно распространена ситуация, когда одно здание находится в собственности у двух и более организаций, причем одна или несколько из них – государственные. В таком случае, решив выкупить землю, предприятие также столкнется с серьезной проблемой: землю ему отдадут только в аренду.

На первый взгляд, отказать в выкупе земельного участка местные власти не могут, так право выбора принадлежит собственнику здания. На это указанно в пункте 2 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, а также в пункте 3 статьи 28 Закона о приватизации от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ.

Однако распорядители государственной земли думают иначе, ссылаясь на пункт 3 статьи 36 Земельного кодекса. В нем сказано, что если помещения в здании принадлежат одним организациям на праве собственности, а другим – на праве хозяйственного ведения, то они могут приобрести земельный участок под ними в аренду. Правда, эта норма является диспозитивной: другой закон может установить иные правила.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.