Арбитражная практика в сфере налогообложения игорного бизнеса в том виде, в котором мы ее рассмотрим, сформировалась совсем недавно, а именно с 31 июля 1998 года, когда вступил в действие Федеральный Закон № 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". Поскольку до этого времени налоговое бремя на предприятия игорного бизнеса составляло 90% от их выручки, все компании работали в убыток. Однако в связи с принятием упомянутого выше закона налог на игорный бизнес стал более понятным и проконтролировать его уплату со стороны налоговых служб стало более реальной задачей, следствием чего и явилось большое количество судебных споров по вопросам налогообложения в рассматриваемой сфере.
Самый большой процент споров с налоговой инспекцией касается, как ни странно, самого казалось простого вопроса о применении контрольно-кассовых машин компаниями, осуществляющими свою деятельность в сфере игорного бизнеса. Налогоплательщики такие дела выигрывают, конечно же, в одну калитку. Это, например, Постановление ФАС ВСО от 13 сентября 2001 г. N А33-3635/01-С1-Ф02-2100/01-С1, Постановление ФАС СЗО от 11 марта 1999 г. N 3879 Постановление ФАС ВСО от 17 января 2002 г. N А33-8587/01-С3а-Ф02-3398/01-С1, Решение Арбитражного суда Калининградской области от 8 декабря 1998 г. N 3879
Согласно статьи 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение. Налоговая инспекция почему-то постоянно забывает о том, что игорный бизнес это не реализация продукции, хотя как мне кажется, сама фраза "осуществление предпринимательской деятельности без реализации продукции (товаров, работ, услуг), да еще и с извлечением дохода", видится налоговой инспекции противоестественной и неподъемной даже по своей сути. Также напомню и о том, что Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" регулирует совершенно другие правоотношения, а именно денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг. То же самое сохраняется и в новом Законе "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами". Так что предприниматель, насчет ККМ или ККТ будь спокоен!
Самое интересное в этих делах, конечно же, не нормы Законов, а обоснования налоговых органов, ими могут быть, например, взимание платы с посетителей за посещение зала игорных автоматов (платы за вход), а не принятие денег непосредственно за игру на игровом автомате, ссылки на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг, в котором по коду 9249519 значатся "Услуги игорного бизнеса прочие", то есть отнесение деятельности компаний игорного бизнеса к категории оказания услуг и многое-многое другое. Фантазия в этом вопросе у них неограниченна. Причем Федеральный Закон № 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" ими просто игнорирутется.
Как видим, ничего сложного в этом вопросе нет и регулируется он всего двумя Федеральными Законами, которым предпринимателям в сфере игорного бизнеса надо знать очень хорошо.
Другой достаточно интересный вопрос, это вопрос о возникновении обязанности по уплате налога. Налоговая инспекция считает, что обязанность наступает с момента регистрации игровых автоматов, а компании игорного бизнеса - с момента установки объекта налогообложения. Суды в этом вопросе поддерживают только налогоплательщиков (постановления ФАС Волго – Вятского округа от 22.10.2001 г. N А82-101/01-А/3, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2002 N А56-21193/02, ФАС Северо – Западного округа от 10.05.2001 г. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2001 N А56-3930/01, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2003 года N А56-27306/02)
Вопрос этот тоже достаточно прост и не нуждается в специальных юридических познаниях, кроме как знания основного Закона компаний ведущих свою деятельность в игорном бизнесе.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на игорный бизнес" плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, а в уже упоминавшейся выше статье 2 того же закона, игорный бизнес определяется как предпринимательская деятельность, связанная с извлечением игорным заведением доходов.
Из приведенных норм следует, что предприятие становится плательщиком налога на игорный бизнес только с момента, когда оно начало осуществлять предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса при наличии лицензии. Ясно как день. Хотя конечно фраза "с извлечением доходов" пониматься может по разному. Дело в том, что на предприятиях игорного бизнеса работающих с игровыми автоматами доходами является выручка от игровых автоматов. В Москве, например, под "Выручкой" понимается разница показаний секционных счетчиков прихода денежных средств, поступивших от игроков при выдаче жетонов и установке кредитных ставок на игровых автоматах, и расхода денежных средств при возврате жетонов, снятии «кредита» и выдачи приза. То есть, если вы свой налоговый период проработали в минус, то можно попытаться и оспорить в суде налог на игорный бизнес за этот промежуток времени. В качестве рекомендации, предлагаю его все же заплатить, а потом потребовать у налоговой инспекции возврат. Если она откажет, а она откажет, то смело идите в суд, кроме пошлины в данном случае вы ничем не рискуете.
Также налоговые органы периодически пытаются собрать кроме налога на игорный бизнес и другие налоги, официально закрепленные в ст. 12 Налогового Кодекса РФ, например, налог с продаж и НДС. Так, предметом судебного разбирательства был спор, порожденный желанием фискального органа заставить игорное заведение уплатить налог с продаж и ранее отмененный налог на социальный жилой фонд (Постановление ФАС Поволжского округа от 4 января 2002 года А 55-4585/01-11), а еще раз налогоплательщика пытались привлечь по п.1 ст. 122 "Неуплата и или неполная уплата налога", за отражение в налоговой декларации по НДС полученного дохода в сфере игорного бизнеса как операцию, не подлежащую налогообложению. Причем инспекция, ссылалась на неправильное применение подпункта 8 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, поскольку названной нормой от уплаты налога на добавленную стоимость освобождены организации игорного бизнеса, а не индивидуальные предприниматели (Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2003 N А66-7991-02). Вообще понятие "индивидуальный предприниматель" - поистине злой рок российского бизнеса. Быть им в настоящее время сравнимо с подвигом. В обоих случаях суд поддержал налогоплательщиков и очень хорошо поддержал, а то не именовать очередного комичного прецедента в российской судебной практике.
Также хочу обратить внимание на Постановление ФАС СЗО от 19 ноября 2002 г. по делу № А13-5945/02-1. В нем, суд определил, что неправомерное уклонение налогоплательщика от регистрации объектов налогообложения не может служить основанием для освобождения его от обязанности уплачивать налог при наличии объекта налогообложения налогом на игорный бизнес и от налоговой ответственности при его неуплате.
Так, что суд хоть и суров, но справедлив!
Начать дискуссию