Нет основания – нет штрафа

В результате проверки налоговики установили, что индивидуальный предприниматель осуществляет расчеты с населением на неисправном кассовом аппарате. Его неисправность заключалась в том, что время на чеке на час расходилось с фактическим временем покупки.

Ситуация

В результате проверки налоговики установили, что индивидуальный предприниматель осуществляет расчеты с населением на неисправном кассовом аппарате. Его неисправность заключалась в том, что время на чеке на час расходилось с фактическим временем покупки.

Налоговики составили по данному нарушению акт проверки и протокол о правонарушении. На основании этих документов чиновники настаивали на уплате административного штрафа.

Не согласившись с этим требованием, предприниматель обратилась в арбитражный суд с иском об отмене постановления налоговой инспекции.

Решение

Арбитражный суд иск поддержал. Налоговики не согласились с этим решением и подали апелляционную жалобу. Однако судьи во второй раз отказали чиновникам в ее удовлетворении. Тогда проверяющие обратились в Федеральный арбитражный суд.

Судьи и на этот раз отказали налоговикам. В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2003 г. № А56-12733/03 они обосновали свою позицию следующим образом.

В статье 2 Федерального закона от 18 июля 1993 г. № 5215-1 (далее – Закон № 5215-1), который действовал на момент нарушения, сказано, что фирмы и предприниматели должны использовать исправную ККМ. Обратим внимание, что это же требование содержатся и в новом Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ).

Кроме того, согласно Положению по применению контрольно-кассовых машин, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745, ККМ считается неисправной, если она:

– не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке обязательные реквизиты;

– не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту;

– выполняет с ошибками операции;

– не позволяет получить данные из фискальной памяти, необходимые для налогового контроля.

Ответственность за применение неисправной ККМ была предусмотрена статьей 7 Закона № 5215-1. Однако эта статья утратила силу с 31 декабря 2001 г., а новым Кодексом об административных правонарушениях штраф за применение неисправной ККМ не установлен.

Таким образом, налоговиков не имели оснований штрафовать предпринимателя.

Ситуация

Проведя проверку, налоговики установили, что организация при оказании услуги за наличный расчет не применила ККМ. За это чиновники решили оштрафовать предприятие.

Организация отказалась платить штраф, и обратилась в суд. Суд первой инстанции сделал вывод о том, что оштрафовать ее налоговики не могут. Кроме того, арбитры установили, что инспекция должна нести ответственность за то, что вменяет организациям несовершенные ими нарушения. Апелляция оставила это решение без изменения.

Тогда налоговики обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд.

Решение

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2003 г. № А56-34686/02 судьи признали недействительным решение налоговой инспекции. Они объяснили свое решение следующим образом. Согласно статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, организацию можно оштрафовать только в том случае, если установлена ее вина. Между тем, в акте проверки в качестве нарушителя налоговики указали не сотрудников фирмы, а работников, которые не связаны с предприятием ни трудовым, ни гражданско-правовым договором.

В статье 205 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что доказывать факт, на основании которого составлен протокол о нарушении, обязаны налоговики. Однако, по мнению судей, проверяющие не доказали, что в данном нарушении виновата фирма.

Советы

В рассмотренных ситуациях налоговики превысили свои полномочия. Иногда они по старой памяти пытаются оштрафовать организацию по основаниям, предусмотренным в статье 7 Закона № 5215-1. Однако делать этого уже нельзя, так как штрафы за неприменение ККМ установлены теперь в Кодексе об административных правонарушениях.

Кроме того, налоговики не могут оштрафовать организацию за неприменение ККМ еще в некоторых случаях. Например, если она оказывает населению какие-либо услуги и при этом выдает бланки строгой отчетности. На это указано в пункте 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ .

Если же организация такие документы не выдает, она несет ответственность за расчеты наличными деньгами без применения ККМ. Отметим, что для изготовления бланков строгой отчетности лицензия не нужна. Они должны иметь лишь серию и номер, проставленные типографическим способом, а также выходные сведения типографии. При этом бланки могут быть выполнены в любой форме: в виде книжек, отдельных талонов, рулонов и т. д. На это указал Минфин России в своем письме от 5 августа 2003 г. №. 16-00-12/29.

Возможно, фирме удастся избежать штрафа и в том случае, если нарушение в виде неприменения ККМ суд сочтет малозначительным. Например, у ККМ обнаружена нечитаемая пломба ЦТО (Постановление Федерального арбитражного суда уральского округа по делу № Ф09-2182/03-АК от 24 июля 2003 г.).

Кроме того, организация может не использовать кассовый аппарат в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения. Так, налоговики не могут оштрафовать фирмы, которые продают:

– газеты и журналы, лотерейные билеты;

– ценные бумаги;

– мороженое в киосках и безалкогольные напитки в разлив;

– проездные билеты и талоны для проезда на городском общественном транспорте;

– товары на ярмарках и рынках, в выставочных комплексах;

– продукты питания в школах во время учебных занятий;

– продовольственные и непродовольственные товары с лотков;

– продукцию в пассажирских поездах;

– лекарства в сельских аптеках;

– продукты из цистерн или овощи в развал;

– приема от населения утильсырья;

– предметы религиозного культа, услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях;

– почтовые марки.

Также можно не применять ККМ тем организациям, которые принимают у населения утильсырье (за исключением металлолома).

Если же организация безосновательно не использовала ККМ, то заплатить штраф вам все-таки придется. Что же судьи сочтут неприменением кассового аппарата? На этот вопрос недавно ответил Высший Арбитражный Суд в постановлении от 31 июля 2003 г. № 16. Так, фирма не применяет ККМ, если она:

– фактически не использует кассовый аппарат;

– использует ККМ, которая не зарегистрирована в налоговой инспекции;

– использует кассовый аппарат, который не включен в Государственный реестр ( в том случае, если из реестра исключили ранее используемые модели контрольно-кассовых машин, их можно эксплуатировать лишь до полной амортизации);

– использует ККМ без фискальной памяти, или с фискальной памятью в нефискальном режиме, а также с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

– использует кассовый аппарат, у которого повреждена или отсутствует пломба, поскольку это свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти;

– использует ККМ, которая пробивает чеки на сумму меньшую, чем фактически платит покупатель.

Штрафы за неприменение кассового аппарата предусмотрены статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях в следующих размерах:

– для граждан – от 1500 до 2000 рублей;

– для должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей;

– для организаций – от 30 000 до 40 000 рублей.

Срок, в течение которого налоговики могут привлечь организацию к административной ответственности за неприменение ККМ, составляет два месяца после выявления нарушения, как указано в Постановлении.

Обратим внимание, что фирма может избежать штрафа в том случае, если предусмотрит в трудовом договоре с кассиром условие, согласно которому вся ответственность за неприменение ККМ полностью ложиться на него (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2003 г. по делу № Ф04/3481-643/А70-2003). Кроме этого условия в трудовом договоре следует указать, что работник обязан проверять исправность ККМ, и осуществлять торговлю только с ее применением.


Ю.А Зайцева, эксперт АГ «РАДА»

Начать дискуссию