НК РФ

Взыскание сумм возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) и решениями налоговых органов

Налогоплательщики часто спорят с налоговыми органами и часто выигрывают дела. Хорошо, если оспаривается еще не исполненное неправомерное решение или действие. Но иногда вред налогоплательщику причинен еще до обращения в суд. В таком случае возникает множество вопросов по поводу взыскания присужденного. Кто должен вернуть? Когда? И как этого добиться?

Налогоплательщики часто спорят с налоговыми органами и часто выигрывают дела. Хорошо, если оспаривается еще не исполненное неправомерное решение или действие. Но иногда вред налогоплательщику причинен еще до обращения в суд. В таком случае возникает множество вопросов по поводу взыскания присужденного. Кто должен вернуть? Когда? И как этого добиться?

Евгений Нафтаев,
налоговый юрист Консультационной группы "Баланс"

Позиция гражданского законодательства по этому поводу проста: в случае, если вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от ее имени выступают соответствующие финансовые органы при условии, что в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента, Постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению и от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Таким образом, по общему правилу казну РФ представляют органы федерального казначейства, но нормативными актами могут быть установлены исключения из этого правила. Так, бюджетное законодательство пунктом 10 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ) возложило правомочия по представлению интересов казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, на главных распорядителей бюджетных средств по ведомственной принадлежности. Выплата средств по исполнительным листам, согласно этому положению, производится за счет казны РФ из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.

Но в соответствии со ст. 160 БК РФ главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств как органы исполнительной власти, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств. А в приложении «Ведомственная структура расходов» к федеральным законам о бюджете из года в год устанавливается исчерпывающий перечень расходов МНС России и в нем не предусмотрены расходы по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) и решениями должностных лиц и органов. Учитывая изложенное МНС России не вправе использовать средства, выделенные ему из федерального бюджета, на другие цели, не предусмотренные в структуре расходов федерального бюджета, а положения п. 10 ст. 158 БК РФ оказываются неприменимыми к данной ситуации.

Таким образом, законодательство фактически не давало возможности взыскать присужденные суммы. Чтобы обойти эту проблему к участию в качестве ответчика иногда привлекался Минфин России, на который в соответствии со ст. 165 БК РФ возложены функции по организации исполнения и исполнению федерального бюджета, по осуществлению предварительного и текущему контроля за исполнением федерального бюджета, а также по осуществлению операций со средствами федерального бюджета.

Положение улучшилось лишь в 2001 году, когда законодатель конкретизировал положения ст. 158 БК РФ в законе «О федеральном бюджете на 2001 год». Статья 110 последнего гласит, что исполнительные листы судебных органов по искам к казне РФ направляются для исполнения в Минфин России и исполняются им в порядке, установленном Правительством РФ за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели настоящим федеральным законом. Последующие законы о бюджете закрепляют аналогичные нормы.

Таким образом, в настоящее время необходимо отличать обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств (ст. 121 Закона «О федеральном бюджете на 2003 год) от непосредственного взыскания из казны (ст. 122 того же закона). В первом случае возможно взыскать указанные средства со счетов должников, открытых в кредитных организациях, либо с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства. Что касается взыскания со счетов федерального казначейства, то такое взыскание возможно лишь в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.

При недостаточности средств федерального бюджета получатель может направить на эти цели иные средства. Если и тогда требования не удастся удовлетворить, то финансирование расходов осуществляет главный распорядитель средств в порядке, установленном Правительством РФ.

Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются для исполнения в Министерство финансов. Их исполнение службой судебных приставов не производится. Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные законом о бюджете ассигнования на эти цели.

Очень долго проблемы вызывало положение, предписывающее Правительству определить порядок исполнения судебных актов Минфином. В отсутствие такого порядка получить суммы возмещения вреда оказывалось фактически невозможным. Данный пробел ликвидирован лишь Постановлением Правительства от 9 сентября 2002 года № 666 , утвердившим правила исполнения подобных актов. В соответствии с указанным порядком при предъявлении в Министерство финансов следующих документов:

а) исполнительный лист о взыскании из казны Российской Федерации денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти,

б) заверенная в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист,

в) заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию,

Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебный акт в течение 2 месяцев со дня поступления документов.

Основанием для возврата исполнительного листа взыскателю без исполнения является:

1. нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного листа к исполнению,

2. несоответствие документов, необходимых для взыскания требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов или отсутствие какого-либо из этих документов,

3. наличие документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Неисполненные судебные акты, подлежащие исполнению на основании исполнительных листов, поступивших в Министерство финансов Российской Федерации до вступления в силу Постановления, исполняются в порядке, определенном Постановлением.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.