НК РФ

Взыскание сумм возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) и решениями налоговых органов

Налогоплательщики часто спорят с налоговыми органами и часто выигрывают дела. Хорошо, если оспаривается еще не исполненное неправомерное решение или действие. Но иногда вред налогоплательщику причинен еще до обращения в суд. В таком случае возникает множество вопросов по поводу взыскания присужденного. Кто должен вернуть? Когда? И как этого добиться?

Налогоплательщики часто спорят с налоговыми органами и часто выигрывают дела. Хорошо, если оспаривается еще не исполненное неправомерное решение или действие. Но иногда вред налогоплательщику причинен еще до обращения в суд. В таком случае возникает множество вопросов по поводу взыскания присужденного. Кто должен вернуть? Когда? И как этого добиться?

Евгений Нафтаев,
налоговый юрист Консультационной группы "Баланс"

Позиция гражданского законодательства по этому поводу проста: в случае, если вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от ее имени выступают соответствующие финансовые органы при условии, что в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента, Постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению и от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Таким образом, по общему правилу казну РФ представляют органы федерального казначейства, но нормативными актами могут быть установлены исключения из этого правила. Так, бюджетное законодательство пунктом 10 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ) возложило правомочия по представлению интересов казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, на главных распорядителей бюджетных средств по ведомственной принадлежности. Выплата средств по исполнительным листам, согласно этому положению, производится за счет казны РФ из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.

Но в соответствии со ст. 160 БК РФ главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств как органы исполнительной власти, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств. А в приложении «Ведомственная структура расходов» к федеральным законам о бюджете из года в год устанавливается исчерпывающий перечень расходов МНС России и в нем не предусмотрены расходы по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) и решениями должностных лиц и органов. Учитывая изложенное МНС России не вправе использовать средства, выделенные ему из федерального бюджета, на другие цели, не предусмотренные в структуре расходов федерального бюджета, а положения п. 10 ст. 158 БК РФ оказываются неприменимыми к данной ситуации.

Таким образом, законодательство фактически не давало возможности взыскать присужденные суммы. Чтобы обойти эту проблему к участию в качестве ответчика иногда привлекался Минфин России, на который в соответствии со ст. 165 БК РФ возложены функции по организации исполнения и исполнению федерального бюджета, по осуществлению предварительного и текущему контроля за исполнением федерального бюджета, а также по осуществлению операций со средствами федерального бюджета.

Положение улучшилось лишь в 2001 году, когда законодатель конкретизировал положения ст. 158 БК РФ в законе «О федеральном бюджете на 2001 год». Статья 110 последнего гласит, что исполнительные листы судебных органов по искам к казне РФ направляются для исполнения в Минфин России и исполняются им в порядке, установленном Правительством РФ за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели настоящим федеральным законом. Последующие законы о бюджете закрепляют аналогичные нормы.

Таким образом, в настоящее время необходимо отличать обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств (ст. 121 Закона «О федеральном бюджете на 2003 год) от непосредственного взыскания из казны (ст. 122 того же закона). В первом случае возможно взыскать указанные средства со счетов должников, открытых в кредитных организациях, либо с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства. Что касается взыскания со счетов федерального казначейства, то такое взыскание возможно лишь в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.

При недостаточности средств федерального бюджета получатель может направить на эти цели иные средства. Если и тогда требования не удастся удовлетворить, то финансирование расходов осуществляет главный распорядитель средств в порядке, установленном Правительством РФ.

Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются для исполнения в Министерство финансов. Их исполнение службой судебных приставов не производится. Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные законом о бюджете ассигнования на эти цели.

Очень долго проблемы вызывало положение, предписывающее Правительству определить порядок исполнения судебных актов Минфином. В отсутствие такого порядка получить суммы возмещения вреда оказывалось фактически невозможным. Данный пробел ликвидирован лишь Постановлением Правительства от 9 сентября 2002 года № 666 , утвердившим правила исполнения подобных актов. В соответствии с указанным порядком при предъявлении в Министерство финансов следующих документов:

а) исполнительный лист о взыскании из казны Российской Федерации денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти,

б) заверенная в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист,

в) заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию,

Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебный акт в течение 2 месяцев со дня поступления документов.

Основанием для возврата исполнительного листа взыскателю без исполнения является:

1. нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного листа к исполнению,

2. несоответствие документов, необходимых для взыскания требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов или отсутствие какого-либо из этих документов,

3. наличие документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Неисполненные судебные акты, подлежащие исполнению на основании исполнительных листов, поступивших в Министерство финансов Российской Федерации до вступления в силу Постановления, исполняются в порядке, определенном Постановлением.

Начать дискуссию