Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, т.е. земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимого имуществу в соответствии с ГК РФ. Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является новый налог на имущество организаций, предусмотренный главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ. Названная глава разработана Минфином России, одобрена Правительством Российской Федерации, рассмотрена Государственной Думой и Федеральным Собранием Российской Федерации и с поправками принята 29 октября 2003 г. Новая глава Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11.11.03 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов". Рассмотрим некоторые особенности нового налога на имущество организаций и его отличия от действующего в настоящее время налога на имущество предприятий.
Налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории России и должен вводиться в соответствующем субъекте Российской Федерации законом о налоге в отличие от действующего налога на имущество предприятий, который был введен в действие Законом Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий.
Плательщиками налога на имущество организаций, как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог будут уплачивать все организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти, некоммерческие организации, бюджетные организации (за исключением имущества, используемого для образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта и иного имущества социально-культурной сферы), если иное не будет установлено в законах субъектов Российской Федерации о налоге на имущество организаций (в части льгот по этому налогу).
Главой 30 НК РФ установлены особенности уплаты налога на имущество предприятий для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также для иностранных организаций, которые не ведут деятельность на территории России, но имеют имущество на ее территории на правах собственности. Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории России через свои представительства, плательщиками налога на имущество организаций в отношении движимого и недвижимого имущества, имеющего место на территории Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации). Таким образом, налог на имущество организаций иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства, будут уплачивать со стоимости основных средств, учет которых они должны производить в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в России через постоянные представительства, также признаются налогоплательщиками, но только в отношении недвижимого имущества (зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества), находящегося на территории России и принадлежащего указанным иностранным организациям на праве собственности. При этом налоговой базой в отношении данного недвижимого имущества признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) власти субъектов Российской Федерации должны определить в своих законах о налоге обязательные элементы налогообложения, в частности установить ставку налога в пределах, указанных в ст. 380 НК РФ (максимальная ставка 2,2%). Кроме того, законодательные органы субъектов Российской Федерации обязаны определить в законе порядок и сроки уплаты налога. Им предоставлено также право установить форму отчетности по налогу и предусматривать льготы по налогу для организаций (ст. 56 НК РФ), но это необязательное условие при установлении налога на территории субъекта Российской Федерации.
Для того чтобы налог на имущество организаций начал взиматься с 1 января 2004 г., закон о налоге на имущество организаций должен быть опубликован не позднее 30 ноября.
Новое в 2004 г. в части налогообложения принадлежащего организациям имущества Во-первых, изменился объект налогообложения, и это очень важно, поскольку совершенствование в сфере налогообложения нацелено на снижение налогового бремени на налогоплательщика, прозрачность налоговой базы по налогам, а также простоту их исчисления.
Действующее законодательство предусматривает налогообложение основных средств, нематериальных активов, запасов и товаров, находящихся на балансе организаций. С 1 января 2004 г. объектом налогообложения будет признаваться движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, новая глава НК РФ предусматривает обложение налогом на имущество организаций балансовой стоимости основных средств, т.е. зданий, сооружений, машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств и других материальных ценностей, отнесенных в соответствии с правилами бухгалтерского учета к основным средствам.
Объект налогообложения по сравнению с действующим законодательством претерпел значительные изменения. Из-под налогообложения выведены такие виды облагаемого имущества, как нематериальные активы, запасы (включая товары) и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Перечисленное составляет значительную часть имущества (примерно 40%, а для отдельных отраслей экономической деятельности и более). Как и в действующем законодательстве, обложению налогом на имущество организаций подлежит имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление имуществом, совместную деятельность.
Следует отметить, что в главе 30 НК РФ предусмотрены отдельные льготы по налогу на имущество предприятий или не признаются объектом налогообложения отдельные виды имущества. При этом льготирование отдельных видов имущества организаций на федеральном уровне имеет в основном социальную направленность либо стратегическое значение для страны. Так, не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций земельные участки (поскольку они облагаются земельным налогом), а также иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам. Не будет облагаться налогом имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, находящееся в ведении федеральных органов власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Во-вторых, порядок определения налоговой базы не изменился.
Налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого для целей исчисления налога на имущество организаций по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета. Вместе с тем предусмотрен иной порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества организаций. Так, налоговая база по налогу на имущество организаций согласно главе 30 НК РФ определяется отдельно в отношении имущества: подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах); каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Таким образом, в отличие от действующего законодательства, предусматривающего исчисление налоговой базы и уплату налога по местонахождению организации и месту ее обособленных подразделений (в том числе не имеющих отдельного баланса), главой 30 НК РФ предусмотрены исчисление и уплата налога по местонахождения имущества организации, за исключением движимого имущества, которое включается в налоговую базу только по местонахождению организации и местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.
Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться только в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений). Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации. Подчеркнем, что в главе 30 НК РФ появилась новая норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), в частности имущества, сданного в аренду. Действующим законодательством предусмотрено налогообложение этого имущества и включение в налоговую базу по местонахождению организации, следовательно, сейчас налог уплачивается и поступает в бюджет по местонахождению организации. Теперь НК РФ предусмотрено, что налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться по местонахождению этого имущества.
Кроме того, для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и др., установлен специальный порядок определения налоговой базы. Например, здание находится на территории двух субъектов Российской Федерации (Москва и Московская область). Налоговая база по этому объекту будет определяться отдельно и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части пропорционально доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта.
В-третьих, изменился механизм исчисления среднегодовой (средней) стоимости имущества, признаваемого объектом обложения.
Главой 30 НК РФ предусмотрено, что среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Например, стоимость имущества по месту нахождения организации за отчетный период (I квартал 2003 г.) составила: по состоянию на 1 января 2003 г. - 400,0 тыс. руб., по состоянию на 1 февраля - 380 тыс. руб., по состоянию на 1 марта - 410,0 тыс. руб., по состоянию на 1 апреля 2003 г. - 410,0 тыс. руб. Среднегодовая стоимость имущества по месту нахождения организации составит 400,0 тыс. руб. (1600 тыс. руб./4), т.е. сумму четырех стоимостей основных средств следует разделить на 4 (3 месяца в квартале плюс единица).
Необходимо также иметь в виду, что налоговая база и, следовательно, сумма налога в целом по организации, имеющей вне места своего нахождения имущество (в обособленных подразделениях или ином месте), исчисляться не будет, как это предусмотрено действующим законодательством (ст. 7 Закона N 2030-1). Однако это не означает, что правильность исчисления и уплата в бюджет налога на имущество организаций в целом по организации контролироваться налоговыми органами не будут.
В отношении имущества, переданного в совместную деятельность (простое товарищество) или доверительное управление имуществом, действующий порядок не изменился, т.е. налогоплательщиками соответственно признаются участники и учредители со стоимости принадлежащего им имущества, которые самостоятельно платят налог в соответствующий бюджет.
Новой главой НК РФ предусмотрен еще ряд особенностей, указанных ниже.
1. Сохранен установленный в настоящее время налоговый и отчетные периоды. Предусмотрен налоговый период - календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации предоставлено право при введении налога не устанавливать отчетные периоды.
2. Налоговые ставки определяются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков, например для организаций, оказывающих почтовые услуги, образовательные услуги, некоммерческих организаций, научных организаций, внебюджетных фондов и др.
Ставки могут быть дифференцированы по видам имущества. Например, из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР и установлена отдельная ставка для этого вида имущества. Дифференцированные ставки могут устанавливаться также конкретно в отношении любого имущества, признаваемого объектом налогообложения, например имущество, используемое для охраны природы, гражданские воздушные суда, наземный транспорт, памятники истории и культуры и иные объекты основных средств, находящиеся на балансе налогоплательщиков.
3. Значительное число налоговых льгот, предусмотренных Законом N 2030-1, теперь отменено. Учитывая, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам, право по установлению льгот предоставлено законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
Так, отменены льготы по налогу на имущество организаций в отношении государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, внебюджетных фондов, организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, отдельных научных организаций, а также льготы, предусмотренные ранее ст. 5 Закона N 2030-1 в отношении отдельных объектов имущества.
Однако эти льготы могут быть сохранены для указанных категорий налогоплательщиков в субъектах Российской Федерации при введении на соответствующих территориях законов о налоге на имущество организаций в целях стимулирования производства тех или иных товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также в целях, имеющих социальный характер. Для сельхозтоваропроизводителей предусмотрен специальный налоговый режим, при котором сельхозтоваропроизводители полностью освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Отметим, что принята новая редакция главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) НК РФ, в связи с чем и была отменена льгота по налогу на имущество предприятий, предусмотренная действующим законодательством. Новый специальный режим налогообложения для сельхозтоваропроизводителей вводится на всей территории России с 1 января 2004 г.
Льготы, предусмотренные главой 30 НК РФ
Как уже было сказано выше, на федеральном уровне льготы по налогу на имущество организаций имеют социальный характер и предусмотрены, например, для организаций уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, общероссийских организаций инвалидов и организаций, учредителями которых они являются. Освобождены от уплаты налога организации в отношении имущества для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, организации в отношении объектов - памятников истории и культуры федерального значения.
На 2 года также сохранена льгота по налогу на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Также на 2 года сохранена льгота по налогу в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
На 1 год сохранена льгота в отношении стратегических объектов, в частности мобилизационного имущества в части объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве, испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения. Сохранены действующие льготы для специальных объектов, в том числе ледоколов, судов с ядерными установками, судов атомно-технологического обслуживания, хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, ядерные установки, используемые для научных целей, железнодорожные пути общего пользования, федеральные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты. Также будет действовать льгота для специализированных протезно-ортопедических предприятий, государственных научных центров и государственных академий наук.
Авансовые платежи
Обратим внимание организаций на то, что главой 30 НК РФ предусмотрены механизм исчисления авансовых платежей по налогу на имущество организаций и их уплата по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 суммы налога, исчисленного как произведение налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период. Например, по окончании I квартала в приведенном выше примере организация должна будет уплатить налог при установленной по месту нахождения организации ставке налога 2% в размере 1,0 тыс. руб. (400 х 2%)/4. Таким образом, авансовые платежи уплачиваются ежеквартально по окончании отчетного периода как 1/4 суммы налога, исчисленной по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. В то же время законом субъекта Российской Федерации о налоге может быть установлено положение для отдельных категорий налогоплательщиков, согласно которому авансовые платежи по налогу не должны ни исчисляться, ни уплачиваться в течение налогового периода. При этом авансовые платежи, а также налог по итогам налогового периода должны уплачиваться в бюджет в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
Налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций) должны представляться в соответствующие налоговые органы не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а по итогам налогового периода - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики должны представлять налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по местонахождению организации, по местонахождению обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и указанного обособленного подразделения организации. Форма налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) в соответствии с НК РФ может определяться законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Право утверждения налоговой декларации и инструкции по ее заполнению имеет и МНС России согласно ст. 80 НК РФ, которой предусмотрено, что МНС России разрабатывает налоговую декларацию в случае, если субъектами Российской Федерации форма налоговой декларации не утверждена. Поэтому МНС России обязано разработать формы отчетности, если какими-либо субъектами не будут утверждены формы отчетности. В этих случаях налогоплательщики будут представлять налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по форме, предусмотренной МНС России, если иное не будет предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Н. ГАВРИЛОВА, начальник отдела МНС России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
Начать дискуссию