Новости ФНС

Право налогоплательщика получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию

В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Информация о действующих налогах и сборах

Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ устанавливаются система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.

Как установлено ст. 32(1) Федерального закона от 05.08.00 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” ст. 12 “Виды налогов и сборов в Российской Федерации”, ст. 13 “Федеральные налоги и сборы”, ст. 14 “Региональные налоги и сборы”, ст. 15 “Местные налоги и сборы” и ст. 18 “Специальные налоговые режимы” НК РФ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” определено, что Закон № 2118-1 признается утратившим силу с 1 января 1999 г., за исключением п. 2 ст. 18 “Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации”, ст. 19 “Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы”, ст. 20 “Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов”, ст. 21 “Местные налоги”. Таким образом, налоги, сборы, пошлины и другие платежи устанавливает Закон № 2118-1 до признания его утратившим силу. Порядок предоставления информации о действующих налогах и сборах установлен Положением об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденным приказом МНС России от 05.05.99 № ГБ-3-15/120.

Информация о законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах согласно ст. 1 НК РФ состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Общий порядок вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14.06.94 № 5-ФЗ (в ред. от 22.10.99 г.) “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. В соответствии со ст. 1 этого Закона на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Статьей 6 Закона № 5-ФЗ определено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете или Собрании законодательства Российской Федерации.

Специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах установлен ст. 5 НК РФ, в соответствии с которой они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Следует обратить внимание на то, что ст. 21 НК РФ также установлено право налогоплательщика на получение бесплатной информации об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах. Такими актами, кроме законов о налогах и сборах, которые могут содержать нормы законодательства о налогах и сборах, являются международные договоры. В отношении действия международных договоров ст. 7 НК РФ установлено следующее. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. При этом международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД России в Собрании законодательства Российской Федерации, а также в Бюллетене международных договоров. Иные правовые акты, в том числе нормативные, являются подзаконными правовыми актами и, следовательно, не могут содержать нормы законодательства о налогах и сборах.

В то же время в соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 (с изм. и доп. по состоянию на 13.08.98) установлен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом в актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Иные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу 1 . Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в Российской газете, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Приказом № ГБ-3-15/120 утверждено Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. В соответствии с этим Положением информация по вопросам налогов и сборов может предоставляться налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахождения налоговых органов с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации. При этом информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика.

Соотношение ведомственных актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, и законодательства о налогах и сборах

МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, как отмечено в определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.11.02 № 319-О, не являются обязательными для налогоплательщиков. Однако, поскольку уполномоченные государственные органы руководствуются такими нормативными правовыми актами, как правило, налогоплательщики в своей деятельности также руководствуются ими. В определении № 319-О отмечено, что указанные приказы, инструкции и методические указания не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Эти положения не могут рассматриваться как содержащие основания для издания актов, допускающих ограничение прав или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом. В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.02 № КА-А40/1194-02 по вопросу применения инструкции МНС России № 62 и правовых последствий их неисполнения изложена аналогичная позиция.

Пример. В ходе рассмотрения кассационной жалобы налогового органа на решение Арбитражного суда г. Москвы о признании недействительным решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности установлено следующее. Как видно из оспариваемого решения налогового органа, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за нарушение п. 4.5 инструкции МНС России от 15.06.00 № 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, выразившееся в применении льготы по налогу на прибыль, установленной в п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, без распределения суммы убытка равными долями на 5 лет, что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налога за 1999 и 2000 гг.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое этим Кодексом установлена ответственность. При этом под противоправным деянием понимается действие или бездействие, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ инструкции МНС России не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а потому их неисполнение налогоплательщиком не влечет для последнего каких-либо правовых последствий, в том числе в виде привлечения его к налоговой ответственности. К тому же судом установлено, что положения п. 4.5 инструкции № 62, положенные налоговым органом в основу оспариваемого решения как правовое обоснование правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности, противоречат п. 5 ст. 6 Закона № 2116-1, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что подлежит применению Закон, а не инструкция. Выводы суда соответствуют п. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, арбитражный суд принимает решение в соответствии с федеральным законом.

Суд, удовлетворяя исковые требования налогоплательщика, правильно применил п. 5 ст. 6 Закона № 2116-1, в соответствии с которым для организаций и предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).

Таким образом, законодатель ограничил срок использования налогоплательщиком данной льготы. Инструкция же в п. 4.5 ограничивает размер освобождаемой налогооблагаемой прибыли, направляемой на погашение убытка, т.е. одной пятой от суммы убытка в течение 5 лет. Следовательно, п. 4.5 инструкции № 62 изменяет и дополняет п. 5 ст. 6 Закона № 2116-1, что недопустимо в силу п. 1 ст. 4 НК РФ. При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу, что решение ответчика подлежит признанию недействительным как противоречащее налоговому законодательству. Оснований для отмены решения суда не имеется. В связи с изложенным не имеет значения момент вступления в силу постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.01 по делу № КА-А40/2034-01, на которое ссылается Федеральный арбитражный суд Московского округа, поскольку п. 4.5 инструкции № 62 в рассматриваемой части не подлежал применению как противоречащий федеральному закону, а не в связи с признанием его судом частично недействительным. Напомним, что этим постановлением абзацы 4 и 5 п. 4.5 инструкции № 62 признаны недействительными.

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам предусматриваются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статьей 14 Закона № 2116-1 предусмотрено право ответчика по согласованию с Минфином России на издание инструкции по применению данного Закона. Однако согласно части 1 ст. 4 НК РФ изданный нормативный правовой акт не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Издание нормативного правового акта с нарушением установленного порядка в соответствии с п. 1 части 1 ст. 6 НК РФ является основанием для признания его не соответствующим НК РФ.

В связи с изложенным заслуживают внимания разъяснения, которые даны в инструкции МНС России от 29.06.00 № 63 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний”. Закон Российской Федерации от 02.04.93 № 4737-1 “О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний”, разъяснения о порядке применения которого изложены в указанной инструкции, содержит неясность по вопросу об уплате данного сбора организациями, в полном наименовании которых содержатся входящие в название учредителя слова, образованные на основе наименования “Россия”. Поэтому разъяснения, данные в инструкции, в соответствии с которыми указанные организации не являются плательщиками сбора за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний, можно рассматривать как дополнение законодательства о налогах и сборах, улучшающее положение таких организаций. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Следовательно, действия налоговых органов по исполнению в указанной части инструкции № 63 не противоречат НК РФ и не нарушают права налогоплательщика.

Пример. В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что заявитель использует в своем названии образованные на основании наименования “Россия” слова. При этом в проверяемый период заявитель не производил расчет и не уплачивал в бюджет сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний. Инспекцией вынесено решение о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель не согласен с привлечением его к ответственности и считает решение инспекции необоснованным. По утверждению заявителя образованные на основе наименования “Россия” слова входят в название его учредителя, которое указывается в полном названии организации. В связи с этим, по мнению заявителя, он не является плательщиком указанного сбора.

В соответствии со ст. 1 Закона № 4737-1 указанный сбор уплачивают предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях. Согласно инструкции № 63 наличие в названиях организаций имен учредителей (собственников), использовавших в них указанные наименования и образованные на их основе слова и словосочетания, не является основанием для взимания с этих организаций сбора, установленного настоящей инструкцией. Учредителем заявителя является организация, использующая в своем названии наименования “Россия”, “Российская Федерация” и образованные на их основе слова и словосочетания. Следовательно, наличие в названии заявителя имени его учредителя, использующего наименование “Россия”, не является основанием для взимания с заявителя указанного сбора.

На основании изложенного действия инспекции по вынесению решения о привлечении заявителя к налоговой ответственности признаны неправомерными.

___________________

1  Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за неисполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Л. Гурьяков,
советник налоговой службы II ранга

Начать дискуссию