Чтобы продавать товары без ККМ нужно доказать отсутствие обеспеченности сохранности товаров (товары на ночь уносятся домой), а также тот факт, что торговля осуществляется не каждый день. Суд дал четкие критерии отличия лотка от прилавка
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 29
сентября 2003 года по делу № А56-15093/03 отметил следующее.
Право на торговлю без применения ККМ законодатель ставит в зависимость от места
торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Под понятием «лоток» в системе торговли понимаются выносные столики, которые
либо ежедневно убираются по окончании торговли, либо устанавливаются на определенный
срок.
Поскольку предпринимателем осуществлялась мелкорозничная торговля с лотка,
который стационарно не оборудован, сохранность товара на этом торговом месте
не обеспечивается, то торговое место предпринимателя к понятию прилавка отнесено
быть не может.
Предприниматель пояснил, что в конце рабочего дня товар для хранения он уносит
домой, и отметил, что продажа товара осуществляется периодически - в выходные
и праздничные дни. Налоговой инспекцией указанный довод не опровергнут.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения
предпринимателя к административной ответственности за неприменение ККМ при
осуществлении денежных расчетов с населением.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2003 года Дело N А56-15093/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего
Шпачевой Т.В., судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю., рассмотрев 29.09.03
в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской
области на решение от 16.06.03 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной
инстанции от 29.07.03 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.)
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу
N А56-15093/03,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Киселев Семен Геннадьевич обратился в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее -
Инспекция) от 08.04.03 N 4710/1137 о привлечении его к административной
ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 16.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной
инстанции от 29.07.03, заявленные требования удовлетворены. Суд пришел
к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, указав
при этом, что торговое место предпринимателя не может быть отнесено к понятию
«прилавок», так как стационарно не оборудовано, обладает признаками лотка,
на что указано в оспариваемом постановлении.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение и постановление суда отменить,
ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять
по делу новое решение.
Предприниматель Киселев С.Г. в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые
судебные акты оставить без изменений.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы
извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 29.03.03 Инспекция провела проверку
выполнения требований Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее - Закон)
предпринимателем Киселевым С.Г. при продаже непродовольственных товаров
с занимаемого им торгового лотка, расположенного на рынке ООО «Елена».
В результате проверки выявлено неприменение контрольно-кассовой машины
(далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением. Данное
нарушение зафиксировано в акте от 29.03.03 и протоколе от 31.03.03 N 33.
Постановлением Инспекции от 08.04.03 на основании статьи 14.5 КоАП РФ за
осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ на предпринимателя
Киселева С.Г. наложено административное взыскание в виде штрафа в размере
4000 руб.
В соответствии со статьей 1 Закона денежные расчеты с населением при осуществлении
торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации
производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Предприниматель, считая, что при осуществлении им денежных расчетов с населением
он не должен был применять ККМ, поскольку, по его мнению, относится к категории
лиц, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
ККМ, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом установлено, что торговля непродовольственными товарами производилась
с лотка, находящегося на территории рынка. Торговое место стационарно не
оборудовано.
В соответствии с пунктом 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий,
учреждений, их филиалов и других обособленных подразделении (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденного
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 02.12.2000 N 917), указанные организации не применяют ККМ в части осуществления:
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях,
отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих
территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов,
автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных
и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и
автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также
открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными
товарами (подпункт «е»); разносной мелкорозничной торговли продовольственными
и непродовольственными товарами (подпункт «ж»).
В силу изложенного право на торговлю без применения ККМ законодатель ставит
в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации
товара.
Под понятием «лоток» в системе торговли понимаются выносные столики, которые
либо ежедневно убираются по окончании торговли, либо устанавливаются на
определенный срок.
В данном случае ответчиком осуществлялась мелкорозничная торговля с лотка,
который стационарно не оборудован, сохранность товара на этом торговом
месте не обеспечивается и, как правильно отмечено в решении суда, «торговое
место предпринимателя к понятию прилавка отнесено быть не может». Предприниматель
пояснил, что в конце рабочего дня товар для хранения он уносит домой, и
отметил, что продажа товара осуществляется периодически - в выходные и
праздничные дни. Инспекцией указанный довод не опровергнут.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод
суда об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя Киселева С.Г.
к административной ответственности за неприменение ККМ при осуществлении
денежных расчетов с населением.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части
1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.03
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу
N А56-15093/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району
Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ШПАЧЕВА Т.В.
Судьи
КАЗАНЦЕВА Р.В.
НЕФЕДОВА О.Ю.
Начать дискуссию