ВЭД

Возврат излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей

Причины переплаты таможне могут быть разными, но в любом случае, вернуть свои средства компании всегда непросто. Многие просто "не хотят связываться", не желая тратить время на судебные проволочки. Данная статья поможет определиться, в какие инстанции обращаться, и какие документы подготовить для возврата несправедливо взысканных платежей

Причины переплаты таможне могут быть разными, но в любом случае, вернуть свои средства компании всегда непросто. Многие просто "не хотят связываться", не желая тратить время на судебные проволочки. Данная статья поможет определиться, в какие инстанции обращаться, и какие документы подготовить для возврата несправедливо взысканных платежей

Излишне уплаченные таможенные платежи — типичная ситуация, которая может систематически повторяться в различных компаниях, ведущих внешнеторговую деятельность. Допустим, организация регулярно ввозит и вывозит какую-либо продукцию. Работа с таможней у нее, конечно, налажена, а возникающие изредка трудности решаются в рабочем порядке.

Опытным путем установлено, какую сумму при известном ассортименте продукции компания регулярно (ежемесячно, ежеквартально) "отдает" таможне в качестве таможенных платежей. Но однажды, подведя итоги очередного периода, руководство вдруг обнаруживает, что платежи были переведены сверх запланированного бюджета. При этом причины переплаты могут быть разные. Например, несогласие таможенного органа с заявленным в таможенной декларации кодом товаров. В результате чего таможней было принято решение об иной классификации, и вместо ожидаемой ставки ввозной пошлины была уплачена большая. Либо таможня не согласилась с заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров, и произвела ее корректировку, из-за чего сумма таможенных платежей существенно увеличилась.

Разумеется, в некоторых случаях превышение бюджета может быть правомерным. Однако чаще всего решения таможенного органа выносятся без учета каких-либо обстоятельств и условий сделки, и без тщательного анализа представленных документов.

Рассмотрим подобную ситуацию на конкретном примере, когда у компании имеются все основания для возврата излишне взысканных платежей, и ответим на вопрос: как можно их вернуть? Также проанализируем законодательство, изучив возможный правовой механизм поиска решения для данной ситуации. Но напомним еще раз, что наш пример о добросовестном участнике внешнеэкономической деятельности, который соблюдает законодательство и исполняет правомерные требования таможни.

Порядок действий в случае переплаты

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных платежей является сумма фактически уплаченных или взысканных денежных средств, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством. Определившись с фактом переплаты, компания должна решить для себя, куда идти: в таможню за возвратом или сразу в суд, потому что надежды на то, что первая "одумается" и добровольно все вернет, нет. Споры из-за переплаты возникают вследствие нежелания самой таможни возвращать деньги обратно.

В соответствии с нормами, указанными в главе 7 ТК РФ, любое лицо имеет право обжаловать решения, а также действия (или бездействие) таможенных органов, если нарушены его права, созданы препятствия в реализации законных интересов или на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Кодексом предусмотрен порядок, в соответствии с которым (статья 46, 47 ТК РФ) решения таможни или должностных лиц таможни могут быть обжалованы в вышестоящем таможенном органе или в суде. При этом подача жалобы в таможенные органы не исключает возможности одновременного или последующего обращения в суд. Однако жалоба, поданная сразу в две инстанции: в таможенные органы и в суд, рассматривается арбитражным судом.

Срок подачи жалобы ограничен и составляет три месяца от одной из дат: либо со дня, когда стало известно о нарушении прав лица, или на него была возложена незаконная обязанность. Либо со дня истечения законодательно установленного срока для принятия таможенным органом решения.

 

Документы

Таможенное законодательство о возврате таможенных платежей
Таможенные платежи, излишне уплаченные или излишне взысканные, можно возвращать в соответствии с главой 33 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ). Также существуют правовые акты ГТК РФ и ФТС РФ, которыми определен перечень необходимых условий для рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. Помимо излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей также можно вернуть таможенные платежи, уплаченные вследствие:

  • подачи таможенной декларации, которая считается неподанной (декларация является "неподанной", если она не принята таможенным органом, либо была подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ, если эти товары не были предъявлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня принятия декларации таможенным органом);
  • отзыва таможенной декларации;
  • предоставления тарифных преференций (когда пошлина была уплачена, но впоследствии возвращена в связи с решением вопроса о предоставлении преференции по уплате пошлины);
  • возврата денежного залога;
  • других случаев, указанных в статье 356 ТК РФ.

 

Обращение в таможенные органы и суд

Обращаться в таможню следует письменно, в соответствии с установленным таможенным законодательством порядком. Кроме того, письменное решение таможенного органа обжаловать легче, как в вышестоящем органе, так и в суде.

Во-первых, компании необходимо обратиться с заявлением о возврате в таможенный орган, в который данные платежи были уплачены. Заявление необходимо составить по установленной форме, в нем четко указать причину возврата денежных средств.

При этом, нужно учитывать, что срок для подачи такого обращения составляет не более трех лет со дня уплаты платежей либо взыскания. Таможенный орган считает указанный срок пресекательным, с чем нельзя согласиться. Так как нормами гражданского законодательства (статья 200 ГК РФ) установлен трехгодичный срок исковой давности, который начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Справедливо полагаем, что нормы таможенного законодательства не могут противоречить нормам гражданского законодательства. Однако таможенные органы придерживаются другого мнения и отказываются рассматривать по существу заявления о возврате, поданные им за рамками срока, установленного ТК РФ.

Во-вторых, в таможенные органы компании необходимо представить комплект документов, в том числе платежные поручения как свидетельство оплаты вашей компанией таможенных платежей. Таможенные органы должны дать плательщику ответ о результате рассмотрения заявления о возврате не позднее одного месяца с момента подачи.

В-третьих, при обращении необходимо учитывать, что таможня возвращает платежи только их плательщику. Поэтому если при таможенном оформлении товаров денежными средствами компании распоряжался таможенный брокер, то именно он является плательщиком, и может обратиться за возвратом, даже если компания является декларантом и/или получателем товаров. Это крайне важное обстоятельство! Суды и таможенные органы отказывают лицам, обратившимся к ним за возвратом, как ненадлежащим, когда последние, участвуя в таможенных правоотношениях, не являлись плательщиками. При этом нормами таможенного законодательства установлено право любого лица осуществлять платежи в таможню.

 

Справка
Виды платежей

Исходя из того, что для компании зачастую неважно, какие именно виды таможенных платежей ей были переплачены (лишь бы они вернулись), в статье мы не разделяем таможенные платежи по видам: пошлины, налоги и пр. В соответствии со статьей 318 ТК РФ, все они являются таможенными платежами, и правовые нормы действительны для них всех. Среди таможенных пошлин чаще всего в делах фигурируют ввозная и вывозная пошлины, среди налогов — НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

 

Правила оформления заявления о возврате

Заявление в таможню о возврате таможенных платежей оформляется по правилам, установленным в Приказе ГТК РФ от 25 мая № 607, в котором указан образец заявления в таможню, а также перечень необходимых документов. Указанный перечень небольшой, но он требует особой подготовки, так как некоторые документы предоставляются в таможню в оригинале, а некоторые требуют нотариального заверения.

Как было указано, заявителю требуется представить платежные поручения, подтверждающие поступление денежных средств на счет таможни. Если по каким-либо причинам такие документы не будут представлены, таможенные органы откажут в рассмотрении заявления по существу. Помимо платежного поручения, требуется также предоставить:

  • Копии таможенных деклараций;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если оно не было представлено ранее при таможенном оформлении);
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (если они не были представлены ранее при таможенном оформлении);
  • Документы, удостоверяющие личность физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств (если они не были представлены ранее при таможенном оформлении). Такими документами могут быть, например, приказ о назначении на должность генерального директора, или решение участников Общества с ограниченной ответственностью о предоставлении полномочий;
  • Заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств.  Это может быть банковская карточка, в которой указаны образцы подписи директора и главного бухгалтера, заверенная банком.

Для подтверждения обоснованности возврата могут быть представлены и иные документы. К ним можно отнести решение таможенного органа об отмене, например, ранее принятого классификационного решения или решения о корректировки таможенной стоимости.

Рекомендация

Когда суд может отклонить доводы

При наличии оснований в судебном порядке можно доказать, что решением таможни на компанию была возложена незаконная обязанность по уплате таможенных платежей. Однако эти доводы по ряду причин суд может не принять. Рассматривая заявление об отмене незаконного решения, в котором компания также просит о возврате таможенных платежей, суд может обратить внимание, что порядок данного возврата установлен таможенным законодательством. В соответствии с чем, сначала необходимо обратиться в таможню, получить там отказ о возврате платежей, и лишь потом обратиться в суд.

 Примеры из практики

Если после обращения в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, компания получила отрицательный ответ, она может обжаловать данное решение (в порядке главы 7 ТК РФ) и обратиться в вышестоящий таможенный орган или в суд (в порядке статьи 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ).

Для обращения в вышестоящую инстанцию компании необходимо знать только структуру таможенных органов, и обратиться в управление, в зоне деятельности которого находится "провинившаяся" таможня. При этом некоторые таможни являются таможнями прямого подчинения, и жаловаться на их незаконные решения можно сразу в ФТС РФ.

К сожалению, практика последних лет показывает, что обращение в вышестоящий таможенный орган для возврата платежей неэффективно. Некогда взыскав с компании сумму, таможенные органы не готовы ее возвращать. В настоящей статье мы не станем рассматривать подробно обращения в вышестоящий орган. Проанализируем сложившуюся судебную практику по результатам судебных разбирательств.

Сразу оговоримся, что мы не делали глубокого и всестороннего исследования, и отметим лишь некоторые судебные решения, которые показались нам наиболее интересными и полезными. Изложенный опыт поможет понять, что компании следует учесть при обращении в суд, чтобы иск об отмене решения таможенного органа и обязании вернуть излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи был рассмотрен.

Сперва получите отказ

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес постановление об отказе в удовлетворении кассационной жалобы ООО "Х", обратившегося в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании незаконными действий Читинской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании их вернуть. Кассационная жалоба не была удовлетворена на основании того, что ООО "Х" не соблюло досудебный порядок урегулирования спора с таможней, не обращалось в нее с заявлением о возврате и, следовательно, не получало отказа, который бы явился для суда официальным ответом таможни.

Суд отметил, что законодательством РФ, действующим в момент возникновения спорных правоотношений, на основании пунктов 7, 8, 12 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога и сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Суд также сослался на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ". Согласно ему, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления, либо не получения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Право на суд без соблюдения порядка

Несправедливо было бы умолчать о том, что существует и другая практика, в соответствии с которой даже при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, истец (при соблюдении некоторых условий) может обратиться в суд для возврата излишне уплаченных или взысканных платежей.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отказал в удовлетворении жалобы Сортавальской таможни. Последняя просила отменить постановление апелляционного суда в виду того, что компанией-заявителем не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора — компания обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей уже после обращения с исковым заявлением в суд. Но, по мнению арбитражного суда, данная организация воспользовалась наиболее приемлемым для нее способом восстановления нарушенных прав. Она обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. При этом компания не заявляла каких-либо исковых требований имущественного характера.

В постановлении арбитражный суд указал, что в соответствии с ч.1 ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом. С особенностями (раздел 3 АПК РФ), если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Согласно п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на их обязанность принять решение. Или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку компания выбрала неисковую форму защиты своих прав, ее требование об обязании таможни возвратить таможенные платежи и сборы законно. Такое требование не является самостоятельным и рассматривается в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя согласно статье 201 АПК РФ.

Не всегда решения суда одинаковы

Но есть и обратный предыдущему пример решения суда. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил подобную жалобу другой компании на действия уже Мурманской таможни без удовлетворения. Аналогично предыдущему случаю, Мурманская таможня также отказывалась возвратить сумму, ссылаясь на несоблюдение заявителем досудебного порядка решения спора. Но, рассматривая эту жалобу, суд сослался на статьи 29, 198 и 201 АПК РФ и отметил, что решение вопроса об обязании таможни (государственного органа) возвратить сумму излишне уплаченных налогов возможно лишь в рамках рассмотрения дела по заявлению о признании ненормативных актов недействительными, а решений и действий (бездействия) незаконными.

Ч.2 ст.29 АПК РФ определена подведомственность дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. Ч.1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено право организации обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании их решений и действий (бездействия) незаконными. В ст.201 АПК РФ закреплены соответствующие требования к решению арбитражного суда по делу об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.

 

Рекомендация
Сначала таможня, потом суд

Если компания считает, что решение о взыскании незаконно, можно обратиться в арбитражный суд напрямую, минуя обращение в таможенный орган. Однако указанная норма не совпадает с нормой, установленной ст. 148 АПК РФ. Пункт 2 АПК РФ установлено, что основанием подачи искового заявления без рассмотрения может быть "несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором". Из указанной нормы следует, что если досудебный или претензионный порядок установлен, он должен быть реализован до решения спора судом.

В таможенном законодательстве данный порядок установлен ст. 355 ТК РФ. Норма, содержащаяся в статье, гласит, что для возврата таможенных платежей необходимо обратиться в таможню оформления товаров, на счет которой платежи были уплачены. При этом обращение оформляется в виде заявления, а не претензии.

В случае отказа таможни вернуть платежи компания может обратиться в суд, досудебный порядок в этом случае истцом будет соблюден. Тогда подтверждением обращения в таможню будет служить заявление компании о возврате таможенных платежей, а ответом таможни — несогласие их вернуть. Без наличия подтверждающих обращение документов есть риск, что суд, в силу сложившейся практики, не будет рассматривать данное исковое заявление о возврате вовсе.


При соблюдении порядка возврат гарантирован

Выяснив, что таможенные платежи по тем или иным основаниям уплачены или взысканы таможней излишне, компаниям необходимо самостоятельно выбрать способ защиты своих прав и пути возврата таможенных платежей. Однако, по нашему мнению, до обращения в суд все-таки необходимо соблюсти порядок возврата таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, и обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате. А имея на руках официальный отказ, обратиться в суд, где ответ таможни будет являться решением, которое можно обжаловать как незаконное и нарушающее права компании.

Конечно, соблюдение досудебного порядка и обращение в таможню на некоторое время отсрочит получение незаконно взысканных платежей. Однако, в случае признания решения таможни незаконным, в соответствии с законодательством (п. 4 ст. 355 ТК РФ) компания может также взыскать проценты за нарушение срока возврата таможенных платежей и компенсировать свои потери.

Елена Белозерова, Журнал "Логистика & система"

Комментарии

1
  • palcemvnebo

    К

    Коллеги,



    ХОРОШИЕ НОВОСТИ!



    Нашей компании удалось добиться
    того, чтобы Таможня вернула нам излишне-уплаченные платежи, после истечение 3ех
    лет!!



    Сообщите другим людям, по
    возможности, ибо все адвокаты и юристы в один голос твердили нам,что это
    невозможно, все суды вставали на сторону Таможни и деньги не возвращали,
    хотя всякая логика отсутствует!



    Сначала нам отказали в
    возврате, сославшись на 3-ех летний срок давности (мы ушли из Московской
    областной таможни в 2014 году, а только в 2018 году, в ходе аудиторской
    проверки, выяснили, что на МОТ зависло около 1 млн рублей.



    НО, покопавшись немного в законах, я нашла Письмо ФТС России от 29.04.2014 N 01-11/19775.На
    основании этого мы написали вот такое письмо (ОБРАЗЕЦ ниже) , и ,вы не
    поверите!! но Таможня нам вернула деньги на Единый лицевой счет.



    ОБРАЗЕЦ
    (извините за топорность текста, я не юрист, но вернули же!)



    1) Во время
    аудиторской проверки в 2018 году (за отчетный 2017 год) обнаружилось, что по
    данным отчета от Московской Областной Таможни за период с 27.02.2014 по
    31.12.2016 сумма итоговой переплаты ввозных таможенных пошлин, уплаченных до
    подачи таможенных деклараций, которые не подлежат учету в составе прочих
    неналоговых доходов федерального бюджета и пресекательный срок для распоряжения
    указанными денежными средствами не установлен, (см Письмо ФТС России от
    29.04.2014 N 01-11/19775) составляет ______ рублей



    Ранее обнаружить неизрасходованный остаток ввозных таможенных
    пошлин, уплаченных до подачи таможенной декларации на счете в Московской
    Областной Таможне не удалось по уважительным причинам: в связи с не отражением
    конечного сальдо в присланном Акте-сверке от 22.03.2017 года (невозможно
    понять, есть ли какие-либо излишне-уплаченные средства); отсутствия
    своевременного уведомления ООО «___» Таможенным органом об излишне-уплаченных
    таможенных пошлин, согласно ч.5 статьи 121 и части 5 статьи 147 ФЗ от
    27.11.2010 №311-ФЗ (в ред.от 05.04.2013) и, как следствие, уверенности ООО
    «___» в отсутствии излишне-уплаченных ввозных таможенных пошлин, уплаченных до
    подачи таможенной декларации (на 31.12.2016 год), переведенных на счет в
    Московской Областной Таможни до подачи таможенных деклараций. Данный
    неизрасходованный остаток денежных средств был обнаружен только в ходе
    аудиторской проверки в 2018 году, то есть днем обнаружения ситуации об
    излишне-перечисленных ввозных таможенных пошлин, уплаченных до подачи
    таможенных деклараций, просим считать 23 марта 2018 год (дата
    предоставления Аудиторского заключения за 2017 год).



    2) Поскольку ООО
    «____» ведет и продолжает вести облагаемую таможенную платежами деятельность, и
    ООО «____» желает использовать неизрасходованный остаток денежных средств
    на счете в Московской Областной Таможне _____рублей , который образовался
    в виду излишне-переведенных ввозных таможенных пошлин, уплаченных до подачи
    таможенных деклараций, в счет дальнейших таможенных платежей при ввозе
    продукции на территорию Российской Федерации, во исполнении
    публично-правовой обязанности и в публичном интересе.



    3) По
    запросу остатка на 30.05.2018 год, было обнаружено, что с лицевого счета
    Личного кабинета участника ВЭД ООО «___» в Московской Областной Таможне было
    списано ____ () рубль, и остаток на 30.05.2018 г. составил____ (___)
    рублей 41 копейка. Просим Вас объяснить, на каком основании были списаны
    средства с нашего счета в Московской Областной Таможне? Просим вернуть их
    обратно на лицевой счет Личного кабинета участника ВЭД ООО «____» в Московской
    Областной Таможне либо Единый Лицевой Счет ООО «___» в ФТС России.



    На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего
    законодательства, ООО «____с» просит Московскую областную таможню перевести
    остаток неизрасходованных ввозных таможенных пошлин, которые были уплачены
    авансом, до подачи таможенных деклараций, и для которых пресекательный срок для
    распоряжения не установлен (на основании Письма ФТС России от 29.04.2014 N
    01-11/19775 "О разъяснении положений таможенного законодательства
    Таможенного союза") на Единый Лицевой Счет ООО «____» в ФТС России,
    для дальнейшего использования данных денежных средств в счет оплаты таможенных
    пошлин при ввозе продукции и дальнейшей реализации данных товаров на территории
    Российской Федерации.



    В случае отказа о перечислении излишне-уплаченных ввозных
    таможенных пошлин, уплаченные до подачи таможенных деклараций, нарушаются
    статья 2, статья 8, статья 18, статья 35, и вся глава 2 Конституции Российской
    Федерации, а также Положение Таможенного законодательства Таможенного союза -
    ПИСЬМО от 29 апреля 2014 г. N 01-11/19775.



    При оставлении настоящей просьбы без удовлетворения,
    компания ООО «___» будет вынуждена обратиться с иском в Арбитражный суд о
    взыскании суммы с Московский областной Таможни, в размере
    ____рублей , на основании нарушения законодательства Российской
    Федерации, в том числе, ч.5 статьи 121 и части 5 статьи 147 ФЗ от 27.11.2010
    №311-ФЗ (в ред.от 05.04.2013); Письма ФТС России от 29.04.2014 N 01-11/19775
    "О разъяснении положений таможенного законодательства Таможенного
    союза"; а также, дополнительно, с Московской Областной Таможни будут
    взысканы суммы: государственная пошлина за рассмотрение дела в суде,
    судебные расходы на представителя/адвокатов и прочие документально подтверждённые
    издержки компании ООО «___» на ведение дела в суде. Предупреждаем Вас,
    что в этом случае сумма, которая будет взыскиваться в принудительном порядке,
    может в несколько раз превысить сумму неизрасходованного остатка денежных
    средств на счете в Московской Областной Таможне, имевшегося на
    31.12.2016, и который образовался в виду излишне-переведенных ввозных
    таможенных пошлин, уплаченных до подачи таможенных деклараций, в счет
    дальнейших таможенных платежей при ввозе продукции на территорию Российской
    Федерации, во исполнении публично-правовой обязанности и в публичном
    интересе.


    Так что, коллеги, боритесь! Это наша собственность и Таможня
    не имеет права их отбирать только потому, что деньги лежат на счету более 3ех
    лет, и с учетом того, что Таможня сама нарушает закон и не уведомляет в
    надлежащие сроки о существующей переплате. Она обязана это делать.


    Всем удачи!