ГК РФ

Особенности международного франчайзинга

Среди разнообразных сделок, заключаемых предпринимателями, есть так называемые сделки франчайзинга.

Франчайзинг – популярная, но очень сложная сделка, так как затрагивает основы бизнеса обеих сторон. Соответственно, у этого договора очень много правовых тонкостей. Юристы обеих сторон должны не только сами представлять себе все эти нюансы, но и объяснить последствия тех или иных условий сотрудникам коммерческих подразделений, которые ведут переговоры.

Аркадий Ли, адвокат

В терминологии российского гражданского законодательства франчайзинг именуется коммерческой концессией. Правовому регулированию этого договора посвящена глава 54 Гражданского кодекса.

СПРАВКА. Коммерческая концессия основана на том, что правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю право работать под своими средствами индивидуализации. Например, фирменным наименованием (фирмой), товарным знаком; передает ему информацию, составляющую коммерческую тайну, в том числе «ноу-хау», и оказывает разнообразное содействие в определенной сфере предпринимательской деятельности. С помощью франчайзинга правообладатель расширяет масштаб своего бизнеса без расходов на создание новых филиалов. Пользователь же снижает предпринимательский риск, работая под известной маркой, по отлаженным технологиям и на основе уже полученного опыта.

Что необычного в оформлении договора франчайзинга

На стороне правообладателя может выступать только коммерческая организация. Связано это с тем, что по договору коммерческой концессии предается право на использование фирменного наименования, которое может принадлежать только юридическому лицу. Следовательно, индивидуальный предприниматель быть правообладателем по договору коммерческой концессии не может, поскольку он выступает в гражданском обороте только под своим собственным именем (ст. 19 ГК РФ).

В качестве пользователя может выступать коммерческая компания или индивидуальный предприниматель.

Договор заключается только путем подписания единого документа. Этот договор не может быть заключен путем обмена документами посредством обмена письмами, факсами, телеграммами. То есть общее правило пункта 2 статьи 434 ГК РФ на него не распространяется.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора в связи с ничтожностью (п. 1 ст. 1028 ГК РФ).

ВОПРОС В ТЕМУ:

Прекращается ли договор коммерческой концессии, если исключительное право перешло от правообладателя к третьему лицу?

Нет, такой переход не является основанием для расторжения заключенного договора или внесения в него изменений и дополнений. По ГК РФ новый правообладатель становится стороной договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.

Договор подлежит обязательной государственной регистрации (ст. 1028 ГК РФ). Причем для сторон коммерческой концессии договор вступает в силу с момента его подписания (либо иного момента, согласованного сторонами). Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации (ст. 1028 ГК РФ). Это относится и к случаям, когда регистрируются изменения к договору (ст. 1036 ГК РФ).

Действующий в 2007 году порядок регистрации договора коммерческой концессии утвержден приказом Минфина России от 12.08.05 № 105н.

По общему правилу договор франчайзинга регистрируют в органе, который зарегистрировал правообладателя в качестве юридического лица – то есть в налоговой инспекции. Однако если правообладатель «прописан» в иностранном государстве, то за регистрацией договора нужно обратиться в инспекцию, зарегистрировавшую пользователя.

Если в состав передаваемых по договору прав входят исключительные права, охраняемые патентным законом (патенты, товарные знаки и т.д.), договор подлежит регистрации еще и в соответствующем патентном ведомстве (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Несоблюдение этого требования также влечет признание договора ничтожным (недействительным). Порядок регистрации утвержден приказом Роспатента от 29.04.03 № 64.

Необходимо регистрировать любые изменения в договоре. Причем если изменения касаются исключительных прав, охраняемых законом, они регистрируются дважды: в налоговой инспекции и соответствующим патентным ведомством.

СПРАВКА.Отметим, что с 2008 года порядок государственной регистрации договоров коммерческой концессии изменится: ею будет заниматься «федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности» (т.е. Роспатент). Поправки с отсроченным сроком введения их в силу внесены Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ. В главу кодекса о коммерческой концессии со следующего года вносятся и другие изменения. В основном они носят технический и терминологический характер. Их необходимость вызыванас введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ и раздела VII – «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

Особые существенные условия франчайзинга

Права, которые обязательно передаются пользователю. Прежде всего, необходимо указать права, которые передаются пользователю. Обратим внимание: среди этих прав обязательно должны быть:
- право на фирменное наименование и (или) и (или) коммерческое обозначение;
- право на охраняемую коммерческую информацию (которая нужна пользователю для осуществления переданных ему прав).

Указание на передачу этих в прав – существенное условие договора коммерческой концессии, если его не будут, суд может признать его незаключенным.

«Ссылаться на договор коммерческой концессии в отношениях с третьими лицами стороны смогут только после государственной регистрации франчайзинга»

Право на использование фирменного наименования (коммерческого обозначения) осуществляется в силу простого разрешения правообладателя. Такое разрешение включается в сам текст договора.

Теперь об охраняемой коммерческой информации. Необходимо указать в договоре действия, которые правообладатель должен совершить, чтобы обеспечить доступ пользователя к коммерческой тайне. То есть сведений, в отношении которых правообладатель осуществляет определенные защитные меры. К ним, в частности, можно отнести коммерческий опыт и «ноу-хау».

Думается, что недостаточно внести в договор формулировку «пользователь получает доступ к коммерческой информации правообладателя, составляющей его коммерческую тайну». Охрана коммерческой тайны осуществляется путем принятия целого пакета локальных внутрикорпоративных актов. Поэтому необходимо особо указать, какая конфиденциальная информация представляется пользователю, где именно отражен информация. Это может быть сделано как в самом договоре, так и в отдельном соглашении, которое прилагается к договору.

В договоре также указывается сфера деятельности, в отношении которой устанавливается коммерческая концессия: продажа определенных товаров, оказание услуг и т.д.

ВОПРОС В ТЕМУ:

Может ли правообладатель изменить свое фирменное наименование в период действия договора франчайзинга?

Запретить этого правообладателю нельзя. Но в таком случае правообладатель вправе потребовать либо расторжения договора с возмещением убытков, либо уменьшения вознаграждения, которое причитается правообладателю.

А вот если принадлежащее правообладателю право на фирменное наименование (коммерческое обозначение) прекращается вовсе, то прекращается и действие договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1037 ГК РФ).

Срок действия договора. В договоре коммерческой концессии указывается, заключен он на срок либо без указания срока – это существенно условие для данного вида договора. Если срок не будет назван, то любая из сторон имеет право отказаться от договора, предупредив другую сторону за шесть месяцев, поскольку договором не установлен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ). Учитывая, что коммерческая концессия регулирует достаточно сложные взаимоотношения сторон (которых может быть и больше двух), мы можем порекомендовать все же устанавливать срок действия договора.

Вознаграждение правообладателя. Еще одно существенно условие договора коммерческой концессии. Формы вознаграждения могут быть самыми различными – в статье 1030 ГК РФ указаны лишь возможные варианты решения этого вопроса.

«Если срок договора не будет назван, то любая из сторон имеет право отказаться от него, предупредив контрагента за шесть месяцев»

На практике вознаграждение состоит из двух частей. Первая – взнос за присоединение к фирменной сети правообладателя. Вторая – последующие периодические платежи (определяемые по твердой шкале или в процентах от выручки).

Формулируя условия о вознаграждении, необходимо предусмотреть механизм пересмотра его размера, поскольку могут возникнуть соответствующие условия. Некоторые из них указаны в законе:
- изменение фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя;
- истечение срока действия иных исключительных прав, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии.

В обоих случаях пользователь вправе поставить вопрос о соразмерном уменьшении вознаграждения, причитающегося правообладателю. Механизм такого уменьшения лучше заранее определить в договоре.

Примеры дискриминационных условий договора франчайзинга

Если вы представляете интересы пользователя, будьте готовы к тому, что другая сторона постарается включить в договор дискриминационные положения.

Несмотря на то, что коммерческая концессия в определенном смысле является видом совместной деятельности (стороны стремятся к достижению успеха сообща), экономические интересы пользователя и правообладателя различаются. Более того, часто франчайзинг носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в подчиненных, чем в партнерских отношениях с правообладателем. Приведем несколько типичных примеров такого «столкновения интересов»:

  1. Условия о неконкуренции между сторонами дополняются правом для правообладателя размещать, например, торговые точки там, где он этого захочет. Как вариант – свободно заключать договоры с продавцами, реализующими товары на территории, в отношении которой действует пользователь.

    Кроме того, большинство правообладателей не предоставляют каких-либо эксклюзивных прав в отношении определенной местности, если пользователь действует на слишком большой территории.

  2. Пользователя обязывают для ведения бизнеса брать в субаренду помещения у правообладателя, который, в свою очередь, берет их в аренду у собственника. Правообладатель при этом извлекает прибыль как посредник. Тут можно посоветовать позаботиться о том, чтобы отношения по субаренде прекращались в момент прекращения действия договора коммерческой концессии.
  3. Обязанность пользователя покупать продукцию только и правообладателя или у указанных им поставщиков. Более того, часто запрещают приобретать товары у других организаций, даже если товары соответствуют согласованным сторонами критериям и стандартам.
  4. Установление подсудности споров, вытекающих из договора, в интересах правообладателя. Например, указывается, что все споры подлежат рассмотрению государственным судом по его месту нахождения, либо в определенном третейском суде.
  5. Пользователя обязывают внести, помимо периодических платежей, деньги в так называемые рекламные фонды. Однако в договоре часто не указывается, как эти средства будут расходоваться, а также обязанность правообладателя отчитываться об их использовании перед пользователем.

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар