Перевозка груза и исковая давность

Договор перевозки груза – это такой гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.Закон устанавливает правило об обязательном претензионном порядке урегулирования спора вытекающего из договора перевозки груза.

Договор перевозки груза – это такой гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.Закон устанавливает правило об обязательном претензионном порядке урегулирования спора вытекающего из договора перевозки груза.

Так, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ:

«до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом».

Грузоотправитель или грузополучатель вправе подать иск к перевозчику в случае полного или частичного отказа последним удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

ГК РФ в пункте 3 статьи 797 устанавливает срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза который равняется одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Согласно пункту 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее Постановление Пленума ВАС РФ №30)):

«иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков».

Рассмотрим более подробно вопросы исковой давности при осуществлении перевозок различными видами транспорта.

Перевозки железнодорожным транспортом.

Согласно статье 125 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее УЖТ РФ) иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в следующих случаях:

- в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию;

- в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее тридцатидневного срока, установленного статьей 124 УЖТ РФ;

- если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения тридцатидневного срока, установленного статьей 124 УЖТ РФ.

Вышеуказанные иски могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Согласно статье 126 УЖТ РФ вышеуказанный годичный срок исковой давности исчисляется в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, а в иных случаях - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.

Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Московская железная дорога» о возврате провозных платежей путем восстановления записи на лицевом счете в технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее ТехПД).

Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, так как судом было установлено, что события, послужившие основанием для предъявления претензии, имели место 15, 16, 17 сентября 2001 года, а с иском о возврате провозных платежей открытое акционерное общество обратилось 30 мая 2003 года, то есть по истечении установленного законом годичного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.

Довод заявителя о том, что в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности в три года, ошибочен, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. В этой связи и в соответствии со статьей 797 ГК РФ и статьей 125 УЖТ РФ суд правильно применил годичный срок исковой давности (Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 5 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9477-03).

Статьей 124 УЖТ РФ на перевозчика возлагается обязанность по уведомлению в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения полученной претензии в течение тридцати дней со дня получения претензии.

Если перевозчик частично удовлетворяет или отклоняет полученную претензию, то он обязан возвратить полученные вместе с претензией документы и в уведомлении указать основание принятия им такого решения со ссылкой на соответствующую статью Устава железнодорожного транспорта.

Абзацем 2 статьи 124 УЖТ РФ закреплено:

«в случае, если при рассмотрении претензии установлено, что груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому грузополучателю (получателю) по заявлению грузоотправителя (отправителя) или первоначального грузополучателя (получателя), претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выданы груз, грузобагаж, а также с указанием наименования грузополучателя (получателя), которому выданы груз, грузобагаж, или организации, по заявлению которой проведена переадресовка либо выдача груза, грузобагажа, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем (получателем) или указанной организацией».

Относительно расчетов через ТехПД Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал:

«если перевозчик использовал предварительно перечисленные ему грузоотправителем (грузополучателем) суммы в погашение задолженности за перевозки, по которым истек срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава, требования грузоотправителя (грузополучателя) о возврате такой суммы подлежат удовлетворению».

(пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ №30).

Для исков о взыскании штрафов за самовольное использование перевозчиком вагонов и контейнеров без согласия их владельцев срок исковой давности должен исчисляться по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки (пункт 30 Постановления Пленума ВАС РФ №30).

В свою очередь трехгодичный срок исковой давности применяется, если при рассмотрении иска перевозчика о взыскании стоимости поврежденного вагона, контейнера будет установлено, что вагон, контейнер поврежден третьим лицом, не являющимся ни грузоотправителем (грузополучателем), ни владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Такой спор является спором, возникшим не в связи с осуществлением перевозки груза (пункт 33 Постановления Пленума ВАС РФ №30) и соответственно к нему будут применяться иные сроки исковой давности.

Для воздушных перевозок также предусматривается претензионный порядок урегулирования споров.

Для предъявления претензий к перевозчику при внутренних воздушных перевозках устанавливается шестимесячный срок, причем если перевозчик признает уважительной причину пропуска указанного срока, то он вправе принять претензию и по истечении шести месяцев.

Шестимесячный срок предъявления претензии исчисляется следующим образом:

«о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;

о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;

о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии»

(статья 126 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ)).

Для международных воздушных перевозок устанавливаются иные сроки предъявления претензий.

В соответствии со статьей 127 ВК РФ в случае повреждения или порчи багажа (груза) лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза.

При просрочке доставки багажа или груза претензия предъявляется в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Причем указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику предъявляется в течение восемнадцати месяцев:

- со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения;

- со дня, когда воздушное судно должно было прибыть;

- со дня прекращения воздушной перевозки.

Согласно пункту 1 статьи 128 ВК РФ на перевозчика возлагается обязанность в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и уведомить в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

Если грузоотправителем или грузополучателем получен ответ об отказе или о частичном удовлетворении претензии, то течение годичного срока исковой давности начинается на следующий день после получения такого ответа.

В случае неполучения ответа на претензию срок исковой давности начинает течь через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки (пункт 2 статьи 128 ВК РФ).

Претензии к перевозчикам или буксировщикам по перевозкам внутренним водным транспортом Российской Федерации предъявляются в течение сроков исковой давности, которые согласно пункту 4 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) исчисляются в отношении:

«возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;

возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, - со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов».

КВВТ РФ также предусмотрено обязательное соблюдение претензионного порядка урегулирования споров связанных с перевозками грузов, багажа или буксировки буксируемых объектов внутренним водным транспортом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 164 КВВТ РФ  иски к перевозчику или буксировщику, возникшие в связи с осуществлением вышеназванных перевозок предъявляются в случае полного или частичного отказа перевозчика или буксировщика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика или буксировщика на предъявленную претензию в тридцатидневный срок.

В отношении перевозок внутренним водным транспортом Российской Федерации согласно статье 164 КВВТ РФ устанавливаются следующие сроки исковой давности:

- по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов срок исковой давности составляет один год;

- по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа устанавливается общий срок исковой давности, который составляет три года;

- по требованиям перевозчиков, буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, срок исковой давности составляет один год;

- по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, срок исковой давности составляет два года.

Отметим, что в соответствии с пунктом 2 статьи 164 КВВТ РФ течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Для морской перевозки грузов также предусматривается обязательный претензионный порядок.

Так, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ, пункту 1 статьи 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ):

«до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии».

(пункт 1 статьи 403 КТМ РФ).

Претензия предъявляется к перевозчику, который осуществлял перевозку груза. В случае если перевозка груза не была осуществлена, претензия предъявляется к перевозчику, который в соответствии с договором был обязан осуществить ее.

В случае перевозки груза в смешанном сообщении, претензия предъявляется к перевозчику, который доставил груз в конечный пункт перевозки.

Для удостоверения обстоятельств, которые впоследствии могут послужить основанием для наступления ответственности участников морской перевозки грузов (перевозчики, отправители, получатели, пассажиры) составляются коммерческие акты либо акты общей формы.

Претензия, вытекающая из договора морской перевозки грузов, предъявляется в течение срока исковой давности.

Предъявленная претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение тридцати дней со дня ее получения перевозчиком, который обязан уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении.

«Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока».

(пункт 2 статьи 407 КТМ РФ)

Для требований вытекающих из договора морской перевозки груза статьей 408 КТМ РФ установлен годичный срок исковой давности.

Указанный срок исковой давности исчисляется по требованиям:

«возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;

возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования».

(пункт 2 статьи 408 КТМ РФ).

Годичный срок исковой давности устанавливается для регрессных требований (исчисляется со дня уплаты соответствующей суммы) и для требований вытекающих из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии.

Примечание.

Договор буксировки представляет собой договор, по которому:

«владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка)».

(статья 225 КТМ РФ).

Договор морского агентирования – договор, по которому:

«морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории».

(статья 232 КТМ РФ).

Договор морского посредничества – договор, по которому:

«посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования».

(статья 240 КТМ РФ).

Таим-чартер или договор фрахтования судна на время – договор, по которому:

«судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания».

(статья 198 КТМ РФ).

Бербоут-чартер или договор фрахтования судна без экипажа – договор, по которому:

«судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания».

(статья 211 КТМ РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера и бербоут-чартера исчисляется со дня возникновения права на иск, а по требованиям, возникающим из общей аварии – со дня составления диспаши.

Диспаша – это документ, который содержит расчет по распределению расходов и убытков, понесенных при общей аварии. Диспаша составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами) (статья 305 КТМ РФ).

КТМ РФ в статье 412 закрепляет случай приостановления срока исковой давности при наличии общей аварии, а именно:

«в случае, если исчисление суммы требования зависит от расчетов по общей аварии, течение срока исковой давности приостанавливается на время со дня вынесения диспашером постановления о наличии общей аварии и до дня получения диспаши заинтересованным лицом».

Отметим, что для требований, вытекающих из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, договора морского страхования, а также из столкновения судов и осуществления спасательных операций, статьей 409 КТМ РФ  установлен двухгодичный срок исковой давности.

Более длительные по сравнению с общим сроком, установлены сроки исковой давности для исков о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью, а также исков о возмещении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

Для первой группы исков срок исковой давности составляет шесть лет со дня инцидента, вызвавшего загрязнение с судов нефтью, а для второй – десять лет со дня инцидента, вызвавшего такой ущерб.

Вышеназванные сроки являются пресекательными и на них не распространяются общие положения, связанные с течением сроков исковой давности.

Для исков о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ установлен общий срок исковой давности, составляющий три года со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении такого ущерба.

По всем иным требованиям, вытекающим из морской перевозки грузов, если международным договором Российской Федерации не установлены иные сроки, применяются общие сроки исковой давности.

Согласно статье 158 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 года №12 (далее УАТ РСФСР) до предъявления грузоотправителем или грузополучателем к автотранспортному предприятию или организации иска, вытекающего из автотранспортных перевозок, обязательно предъявление к ним претензий.

Обратите внимание!

Устав автомобильного транспорта применяется в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ.

По общему правилу установленному статьей 159 УАТ РСФСР претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз.

В случае полной утраты груза претензии предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке.

Претензии к автотранспортному предприятию или организации могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней:

«а) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;

б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках - по претензиям о возмещении за утрату груза;

в) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа - по претензиям о возмещении за утрату багажа;

г) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа;

д) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке - по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

е) со дня окончания срока, установленного Правилами для сверки записей в учетном документе по выполнению плана и принятого к исполнению разового заказа, - по претензиям о взыскании штрафа за невывоз груза, предусмотренного согласованным заданием на перевозку или разовым заказом;

ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) автотранспортного предприятия или организации о начислении штрафа - по претензиям о возврате штрафа за простой автомобилей и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке;

з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях».

(статья 163 УАТ РСФСР).

В соответствии с пунктом 2 статьи 797 ГК РФ:

«иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок».

Автотранспортное предприятие или организация, рассмотрев претензию, обязаны уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

- в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

- в течение 6 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

- в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов.

Отметим, что при частичном удовлетворении или отклонении претензии автотранспортное предприятие или организация должны указать в уведомлении об этом мотивы принятого решения и возвратить заявителю приложенные к претензии документы.

Так как УАТ РСФСР довольно старый документ и применяется в части не противоречащей ГК РФ, то при определении срока исковой давности следует применять пункт 3 статьи 797 ГК РФ, срок исковой давности по которому по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Согласно статье 166 УАТ РСФСР годичный срок исковой давности исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

Договор перевозки груза автомобильным транспортом следует отличать от договора аренды транспортного средства с экипажем, в отношении которого применяется общий трехгодичный срок исковой давности.

Согласно статье 632 ГК РФ договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем представляет собой такой гражданско-правовой договор по которому:

«арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации».

Открытое акционерное общество №1 обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу №2 о взыскании задолженности по оплате за оказанные транспортные услуги и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судом кассационной инстанции судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что стороны заключили договор на оказание транспортных услуг, в соответствии с которым истец принял на себя обязательства по заявке ответчика оказывать автотранспортные услуги (перевозку грузов, работников предприятия, другие транспортные услуги), услуги транспортной экспедиции, а ответчик обязался оплатить услуги.

Суд кассационной инстанции указал, что нижестоящие судебные инстанции правомерно квалифицировали вышеназванный договор как договор перевозки груза, так как согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Исследованные судом представленные в материалы дела путевые листы, заполненные истцом, выставленные им счета-фактуры на оплату услуг автотранспорта, а также товарно-транспортные накладные позволили суду правильно определить правовую природу заключенного договора.

В свою очередь ответчиком было заявлено о применении исковой давности. А согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого согласно транспортным уставам и кодексам.

Так как в соответствии со статьей 166 УАТ РСФСР  начало течения срока исковой давности определяется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска, то судебные инстанции правильно определили, что срок исковой давности по заявленным требованиям к моменту обращения в арбитражный суд истек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ данное обстоятельство является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2006 года по делу №Ф04-4725/2006(24943-А27-10)).

Требования, возникающие из перевозки пассажира и багажа, предъявляются в течение трехгодичного общего срока исковой давности.

Начать дискуссию