ВАДИМ ЗАРИПОВ, налоговый адвокат
В настоящее время не имеется доказательств уклонения от уплаты НДС большинством налогоплательщиков. Следовательно, нет оснований исходить из предположения о том, что нарушения приобрели настолько массовый характер, что угрожают основам конституционного строя, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Для защиты указанных целей действующее законодательство уже предусматривает набор средств, по своей сути также являющихся ограничениями:
1) возложение на налогоплательщиков обязанностей встать на учет в налоговых органах, вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, и т. д. (ст. 23 НК РФ);
2) предоставление налоговым органам права проводить налоговые проверки, выемки документов, осмотр помещений и территорий, определять суммы налогов расчетным путем, контролировать для целей налогообложения взаимозависимость лиц и цены сделок и т. д. (ст. 20, 31, 40, 80-105 НК РФ);
3) обеспечительные и превентивные меры: бесспорное взыскание налога (ст. 45 НК РФ), начисление и бесспорное взыскание пеней (ст. 75 НК РФ), приостановление операций по счетам (ст. 76), арест имущества (ст. 77 НК РФ), наложение штрафов за нарушения налогового законодательства (ст. 116-129 НК РФ);
4) уголовное преследование (ст. 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ) в отношении виновных в уклонении от уплаты налогов.
С учетом уже имеющихся ограничений введение нового ограничения для всех без исключения налогоплательщиков несоразмерно конституционным целям, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции России, и, следовательно, неконституционно.
Введение НДС-счетов означает установление нового налога, который не может взиматься в силу основных положений законодательства о налогах и сборах
В том случае, если покупатель уплачивает НДС продавцу не с НДС-счета, а другими способами, он как налогоплательщик не имеет возможности вычесть полученный "НДС" при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет. В постановлении от 20.02.2001 N 3-П Конституционный Суд РФ отметил, что обороты по реализации товаров (работ, услуг) являются объектом налогообложения вне зависимости от формы оплаты. Следовательно, и вычеты должны применяться независимо от формы оплаты - это вытекает из природы данного налога.
Запрет на вычет при иных способах перечисления НДС означает, что налог уплачивается покупателем-налогоплательщиком не с добавленной стоимости и, следовательно, не является налогом на добавленную стоимость. С точки зрения экономического основания, которое имеет каждый налог (п. 3 ст. 3 НК РФ), запрет на вычет при других способах перечисления НДС означает введение нового налога - налога на использование неденежных и наличных форм расчета за полученные товары (работы, услуги).
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1 НК РФ виды налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, должны быть закреплены в Кодексе. В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, если они не предусмотрены НК РФ. В ст. 2 ФЗ от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой НК РФ" прямо предусмотрено, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", не взимаются. Таким образом, налог на неденежные и наличные формы расчетов не может взиматься без его прямого поименования в законодательстве о налогах и сборах.
Вынужденное (с целью избежания вышеназванного налога) параллельное использование безналичной формы оплаты наряду с другими формами расчетов ведет к ликвидации неденежных и наличных форм расчетов в экономической сфере как самостоятельных форм расчетов.
Концепция НДС-счетов изначально основана на неверных выводах о взаимоотношениях экономических субъектов, а именно на предположении о том, что при расчетах за товары (работы, услуги) одна организация уплачивает другой организации НДС, поскольку в ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Однако из понятия налоговых правоотношений (ст. 2 НК РФ) и гражданских правоотношений (ст. 2 ГК РФ) следует, что норма п. 1 ст. 168 НК РФ имеет значение только для исчисления и уплаты НДС и не может означать, что одна организация при расчетах уплачивает другой организации что-либо помимо цены, определяемой в соответствии со ст. 424 НК РФ. Из понятия налога (ст. 8, 45 НК РФ с учетом позиции Конституционного Суда РФ), с одной стороны, и основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ) - с другой, следует, что одна организация по определению не может уплачивать другой организации налог. Следовательно, концепция НДС-счетов основана на неверных выводах о взаимоотношениях организаций и индивидуальных предпринимателей при реализации товаров (работ, услуг). Это означает несоответствие предлагаемой модели правового регулирования фактически имеющимся экономическим отношениям. Введение такой модели влечет прямое административное вторжение в гражданский оборот, что недопустимо в силу основных начал российского законодательства.
Начать дискуссию