Помимо установленных законом бумаг инспекторы МИФНС № 46 при регистрации теперь требуют дополнительную — справку из БТИ. Это новшество коснулось всех создаваемых организаций, чей адрес в учредительных документах указан неверно или отсутствует в базе данных инспекторов.
Александр Лебедев
Очередное «фирменное» новаторство
В столице уже довольно давно работает Единый регистрационный центр, более знакомый бухгалтерам как МИФНС № 46. Он занимается оформлением документов при создании, реорганизации и ликвидации фирм и индивидуальных предпринимателей. Однако его сотрудники нередко делают «подарки» для подопечных организаций, требуя от них дополнительные документы или вводя особые требования к их представлению. Поэтому сообщение, прочитанное на одном из бухгалтерских форумов, не стало неожиданностью. Его участница под именем Bushka пожаловалась 5 февраля, что налоговики свой контроль по-прежнему не ослабляют:
– Сегодня в МИФНС № 46 поехали подавать на регистрацию документы, так теперь им еще и справку из БТИ собственника подавай.
Требование о представлении дополнительных документов вызвано прежде всего борьбой с фирмами-«однодневками», полагает юрисконсульт компании Jus Privatum Юлиана Котова:
– Учитывая, что закон не требует приносить бумаги, подтверждающие адрес организации, у налоговиков нет никаких гарантий, что при необходимости удастся найти исполнительный орган фирмы.
Желая прояснить ситуацию, корреспондент журнала «Московский бухгалтер» отправился в межрайонную инспекцию, дабы самому убедиться в том, насколько обоснованы претензии бухгалтера. Регистрационный центр расположен на огромной территории, где помимо него находятся другие межрайонные инспекции. Путь к «налоговому городку» от станции метро «Сходненская» проторенный. Очередь к остановке маршрутного такси стояла длинная. Всем надо было попасть к инспекторам. В транспорте стало понятно, что попутчики едут решать только вопросы регистрации.
МИФНС № 46 уже не впервые удивляет своих посетителей. Например, в прошлом году инспекторы нарушали установленный порядок оформления документов. В налоговой не принимали бумаги, представленные курьером на основании доверенности, – требовалось личное присутствие заявителя. И, хотя Верховный Суд решением от 1 августа 2006 г. № ГКПИ06-735 (текст документа вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс) признал такое требование незаконным, успешно сдать документы инспектору долгое время мог только лично руководитель фирмы.
Суета у дверей инспекции
Огромная территория «налогового городка» была многолюдна. Со всех сторон стремились ко входу потоки будущих и нынешних бизнесменов. Здесь же толпились люди с прикрепленными на куртки объявлениями, предлагающими ускоренную и упрощенную регистрацию. Слегка удивило, что происходит все это «действо» практически на глазах инспекторов. Привязался один такой промоутер и ко мне:
– Извините, вам фирму случайно не надо зарегистрировать?
– Надо.
– Обращайтесь к нам за помощью, все получится быстро и просто.
В ответ я попросил у него листовку с указанными в ней видами сопутствующих регистрации услуг, включая их стоимость и наименование. Мужчина ее дал, но поплелся следом, услужливо улыбаясь:
– А вы знаете, куда идти? Давайте я вас проведу. Там такие дикие очереди! А мы поможем в них не стоять. За умеренную плату, конечно.
Вежливо отказавшись, я отправился дальше без помощника – разведать обстановку в МИФНС № 46. Как выяснилось впоследствии, проводить в инспекцию он вызвался неспроста: за каждого приведенного клиента таким помощникам «перепадает» процент.
Около здания налоговой инспекции стояли люди, нервно разговаривающие по мобильным телефонам. Как оказалось, гневный рассказ бухгалтера был правдив. Бухгалтеры удивлялись новой инициативе налоговиков – необходимости принести справку из БТИ. У входа в помещение я наткнулся на мужчину, который выяснял с кем-то, почему ему отказали в приеме документов:
– Что делать? Мне отказали и требуют принести справку из БТИ, что это здание существует. Не пойму, как мне сейчас сдавать бумаги на регистрацию. Почему ты нас отправил, а сам не прибыл: знал, что так будет? Это же для тебя не в первый раз! Ведь был в курсе, что корпусов нет в том доме, где мы регистрируемся. Всю ответственность берешь на себя? Если документы не зарегистрируют – будешь виноват. У тебя имеется бумага, что есть дом номер 13 без всяких корпусов? Почему бы сейчас свидетельство о существовании здания не принести? Давай, приезжай сюда за полчаса до закрытия и сдавай документы. Объясни, если у налоговиков в компьютере нет информации, откуда она у тебя взялась?
На этом риторическом вопросе мужчина «бросил» трубку и нервно закурил. Стоящие неподалеку люди понимающе смотрели на него. Подобного рода проблемы возникли уже практически у каждого. Правда те, кто только попал внутрь, еще были не в курсе возможных неприятностей.
Тотальная автоматизация
Система, по которой работает МИФНС № 46, одновременно и сложная, и упрощенная. Ее преимущество в том, что госрегистрация осуществляется централизованно, нет необходимости стоять в живой очереди, можно получить консультацию. Но существуют и определенные неудобства, говорит Юлиана Котова:
– В основном они связаны с тем, что принимающий инспектор не анализирует документы и просто принимает их по списку, поэтому повышается риск получения отказа в случае каких-либо неточностей. Например, когда не хватает подписи на одном из приложений к заявлению. В результате иногда возникает необходимость подавать пакет документов на госрегистрацию заново.
На входе в помещение стоят контрольные аппараты, на них – кнопки с указанием отдела, куда необходимо пройти налогоплательщику. Следует ее нажать – устройство распечатает талон с номером, который обозначает порядок в очереди. Однако в этот злополучный день оно почему-то не работало. Вместо него стояло несколько сотрудников инспекции, которые выдавали «очередные» талоны. Чтобы их получить, следовало показать налоговикам документы, с которыми пришел посетитель. Если бумаги не в порядке, то талон не выдают. Таким образом, бухгалтеру не придется зря простаивать в огромной очереди, чтобы впоследствии не расстраиваться. Однако без талона на отклик инспектора или справочную помощь тоже рассчитывать нельзя. Принимают посетителей они строго по порядку и по записи.
Чтобы не вызывать дополнительных вопросов, пришлось проникнуть сквозь турникеты, не охваченные инспекторами на входе. В помещении инспекции на глаза так и не попалась информация о том, что произошли изменения в порядке представления документов при оформлении новой фирмы. Уточнить, необходимо ли приносить справку из БТИ, можно было лишь в отделе по вопросам регистрации юридических лиц. Однако войти в зал, где он находится, оказалось делом непростым – слишком много было желающих. Подойти поинтересоваться у сотрудника МИФНС также не получилось. Стоявшие вокруг заветного окошка люди упорно не хотели пускать к заветной цели. Как оказалось, это действие не имело особого смысла – инспектор принимал посетителей только по талонам и в порядке очереди. Пришлось спросить у находящихся рядом бухгалтеров, кому требуется приносить справку из БТИ. Дама, стоявшая неподалеку, поведала: ее адреса не нашлось в базе налоговиков и теперь придется подтвердить, что он не фиктивный. Как ей сказал госслужащий, уточнить его необходимо для постановки на налоговый учет. Ее соседка также рассказала, что вместо улицы случайно указали переулок и теперь придется переоформлять учредительные документы.
Более информированные посетители нам объяснили, что инспекторы сами не могут внести адрес фирмы при регистрации и берут его из классификатора адресов – КЛАДР. Поскольку обновляется он нечасто, возникают такого рода проблемы. Поэтому всем, кому не повезло с адресом, хотят они того или нет, придется озадачиться дополнительной головной болью – посетить БТИ и получить соответствующую справку. Конечно, проблему можно решить в течение дня, однако никто не считает потерянного времени учредителей фирмы. Да и правомерны ли требования налоговиков?
Если для заявителя принципиально зарегистрировать фирму по определенному адресу, следует добиться от налоговиков письменного отказа в принятии документов с указанием конкретных причин, утверждает юрисконсульт отдела корпоративного права юридического центра «Базальт» Дмитрий Маркин:
– В дальнейшем действия инспекторов можно обжаловать в суде. Если, несмотря на просьбы, они не выдают письменный отказ, следует призвать в свидетели двух рядом находящихся лиц, составить акт. В нем описать возникшую ситуацию.
Это в дальнейшем сможет служить доказательством в суде при обжаловании действий налоговиков.
Двойного толкования быть не может
Перечень документов, которые необходимы для создания новой фирмы, определен в Законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В первую очередь следует принести заявление, необходимое для подтверждения того, что представленные в инспекцию бумаги соответствуют необходимым требованиям и указанные в них сведения достоверны. Во-вторых, налоговикам потребуется решение о создании новой фирмы. Это протокол, договор или идентичное свидетельство (п. «б» ст. 12 закона № 129-ФЗ). В-третьих, следует представить учредительные документы компании. Это могут быть подлинники либо их копии, заверенные нотариусом. Последнее, что необходимо для регистрации предприятия, – квитанция об уплате госпошлины. Если учредителем новой организации является зарубежная компания, инспекторы потребуют выписку из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иное доказательство существования организации.
Перечень определенных для регистрации документов является закрытым, что запрещает инспекторам спрашивать иные бумаги. Вследствие этого необходимость представлять дополнительные доказательства своей благонамеренности является неправомерной, отметил юрист Александр Волков:
– Если налоговики требуют не предусмотренные законом документы, то лицо, чьи права нарушаются, вправе обжаловать такие действия в административном (жалобой в вышестоящую организацию) или в судебном порядке.
По словам Юлианы Котовой, проблема заключается в том, что официально ведомство рассматривает жалобу не менее 10 рабочих дней, поэтому в большинстве случаев проще принести налоговикам справки. Законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика представлять справку из БТИ, утверждает Александр Волков. Поэтому никакие приказы и иные ведомственные распоряжения не могут внести в список какие-либо дополнительные условия.
В Подмосковье всё спокойнее
Таких проблем, как в МИФНС № 46, в Московской области удается избежать. Однако нередко возникают вопросы при оформлении организации – в связи с указанием недостоверных данных юридического адреса, говорит старший налоговый инспектор отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС № 20 по Московской области Евгения Полежаева:
– Поскольку регистрация носит уведомительный характер, сведения о местоположении фирмы, указанные в учредительных документах, остаются на совести заявителя. Поэтому мы просим подтверждать правильность представленной информации гарантийным письмом или предъявлять договор аренды. Но, даже в случае если эти данные нам не принесут, инспектор, по закону, обязан принять бумаги.
Регистрация в Подмосковье происходит в местных ИФНС. В каждой налоговой инспекции могут быть свои требования и не всегда очевидно, с чем придется столкнуться. По этой причине в области нет единой политики, говорит Юлиана Котова:
– В одних – принимают бумаги по доверенности, а выдают – лично на руки заявителю, в других – при подаче заявления требуют оригинал паспорта и предоставляют строго ограниченное число талонов на прием документов и на их получение, причем выдачу уже готовых могут задержать на неделю.
У каждой фирмы возникают свои вопросы, рассказали нам в одной из подмосковных ИФНС. Регистрация в каждом случае происходит индивидуально и зависит от правильности представления документов, точности уплаты суммы и КБК госпошлины, а также принадлежности учредителя к определенной инспекции. В рассмотрении бумаг могут отказать, если собран неполный комплект документов или налогоплательщик обратился не в «свою» ИФНС.
В законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ дан исчерпывающий перечень документов, которые нужно представить при госрегистрации, указывает начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков межрайонной ИФНС № 16 по Московской области Светлана Алхименко:
– Поэтому ИФНС не вправе требовать какие-либо другие документы, не предусмотренные данным законом. Также, в соответствии с законом № 129-ФЗ, нет оснований для отказа в регистрации фирм в случае указания в качестве местонахождения организации адреса квартиры. В законодательстве есть противоречия по поводу возможности применения квартиры в таком качестве. Однако следует учитывать, что фирма может использовать жилое помещение только для проживания граждан и размещение собственником в нем предприятий допускается только после перевода такого помещения в нежилое (п. 2 ст. 671, ст. 288 ГК). Кроме того, не сложилась еще и судебная практика, поэтому, если возникнет спор, сложно сказать, чью сторону примет суд.
Наверное, единственный минус регистрации в территориальных инспекциях – это «местечковость», предположил Александр Волков. Не все считают, что от начальников многое зависит. Например, Дмитрий Маркин говорит, что в области дело с нарушениями законодательства о регистрации юридических лиц обстоит хуже, чем в столице:
– Многие ИФНС муниципальных образований Московской области, в частности ИФНС по городу Электростали, отказывают в приеме документов или предупреждают об этом. Это происходит, если заявитель не сдал документ, подтверждающий адрес местонахождения создаваемой фирмы.
Дама, стоявшая неподалеку, поведала: ее адреса не нашлось в базе налоговиков и теперь придется подтвердить, что он не фиктивный. Как ей сказал госслужащий, уточнить его необходимо для постановки на налоговый учет.
Оформление документов затянется
Уже в марте правительство планирует рассмотреть законопроект, изменяющий правила госрегистрации организаций. Изменения затронут главным образом сроки рассмотрения документов, поданных налоговикам. Время изучения бумаг увеличат до 30 дней в случаях смены названия предприятия, размера уставного капитала, а также переезда. Напомним: сейчас регистрация фирмы занимает 5 рабочих дней, отведенных на проверку документов. Кроме того, чиновники смогут определять самостоятельно, какой срок им необходим для рассмотрения документов, связанных с созданием предприятия, сменой руководства, учредителей и держателей реестра.
В будущем инспектор сможет приостановить регистрацию и взять дополнительно до 20 дней – для более детального рассмотрения бумаг. Помимо этого для проверки достоверности документов в ФНС может быть создана специальная база, по которой налоговики смогут проверять, существует ли указанный в документах адрес.
Начать дискуссию