Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты работодателем организуется проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением Минтруда №12.
Для проведения аттестации приказом руководителя в организации создается аттестационная комиссия. В ее состав входят руководители подразделений, специалисты службы охраны труда, медицинские работники, представители профсоюзов и другие.
Согласно указанному Постановлению Минтруда №12 при проведении аттестации комиссия оценивает условия и характер труда, все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), а также факторы трудового процесса – тяжесть и напряженность труда, проводит оценку травмобезопасности рабочих мест, проверяет обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации подлежат все рабочие места, имеющиеся в организации.
Документы аттестации рабочих мест по условиям труда служат основой для создания банка данных существующих условий труда. Кроме того, являясь документами строгой отчетности, они подлежат длительному хранению (45 лет). Аттестационная комиссия выполняет следующие задачи:
· создает нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест;
· проводя инвентаризацию рабочих мест, составляет перечень постоянных рабочих мест;
· устанавливает коды производствам, подразделениям, рабочим местам; определяет перечень опасных и вредных факторов производственной среды и проводит их измерение аттестованными приборами;
· устанавливает показатели тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащие оценке на каждом рабочем месте;
· проводит оценку условий труда, оценку травмобезопасности оборудования и приспособлений;
· выносит решение по результатам аттестации по дальнейшему использованию рабочих мест;
· вырабатывает предложения по улучшению условий труда;
· определяет степень готовности организации (подразделения) к сертификации на соответствие требованиям по охране труда.
Карта аттестации рабочих мест (места) составляется на каждое рабочее место либо на группу мест, аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда. Форма и порядок заполнения этих карт определены вышеназванным Положением к Постановлению Минтруда №12.
Оценка состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с Руководством 2.2.2006-05 путем сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормами. Результатом таких сопоставлений является определение класса условий труда, как для каждого фактора, так и для рабочего места в целом.
При оценке травмобезопасности рабочего места классифицируются следующие условия труда:
Оптимальными (класс 1) считаются такие условия труда, когда оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам, установлены и исправны требуемые средства защиты, проводится инструктаж, обучение и проверка знаний по безопасности труда;
Допустимыми (класс 2) считаются условия труда, когда повреждения и неисправности средств защиты не приводят к нарушению их защитных функций;
Опасными (класс 3) являются условия труда при отсутствии, повреждении либо неисправности средств защиты (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и другое), при отсутствии или несоответствии установленным требованиям инструкции по охране труда, когда не проводится обучение по безопасности труда.
Аттестованным признается рабочее место, на котором отсутствуют (или соответствуют допустимым величинам) опасные и вредные производственные факторы, а также выполняются требования по травмобезопасности. Заключение о результатах аттестации и оценка фактического состояния рабочих мест заносятся в карту аттестации рабочих мест. По результатам работы аттестационной комиссии организации составляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда. К этому протоколу прилагаются:
· карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
· ведомости рабочих мест, результаты их аттестации по условиям труда, подготовленные в подразделениях организации;
· сводная ведомость рабочих мест с результатами их аттестации по условиям труда в организации;
· план мероприятий по улучшению условий труда.
Результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с Положением к Постановлению Минтруда №12, используются для:
· «планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
· сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
· обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
· решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
· рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
· включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
· ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
· составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме №1-Т (условия труда);
· применения административно - экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда».
В приложениях к Положению к Постановлению Минтруда №12 даны:
· перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда;
· форма карты аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда;
· протокол оценки травмобезопасности рабочего места;
· протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
· классификация условий труда по травмобезопасности;
· ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении;
· протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
В том случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда произведена не полностью или отсутствует документ о том, что рабочее место полностью соответствует требованиям безопасности, а выполняемые работы включены в Перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, то работникам должна производиться оплата труда в повышенном размере.
Государственный контроль качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда.
Вопрос о выдаче за плату санитарно-эпидемиологических заключений для целей аттестации рабочих мест по условиям труда в лечебно-профилактических учреждениях рассмотрен в Письме Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 апреля 2001 года №2510/4290-01-32 «О порядке выдачи за плату санитарно-эпидемиологических заключений при аттестации рабочих мест в лечебно-профилактических учреждениях системы Минздрава России».
Министерством труда и социального развития в Постановлении Минтруда №28 настоящие правила устанавливают порядок и процедуры проведения работ по сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Минтрудом Российской Федерации. Объектами сертификации являются работы по охране труда, проводимые в организациях вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляются органы по сертификации. Сертификация работ по охране труда осуществляется путем проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом учитывается аттестация рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по охране труда в отраслях экономики.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивает органами сертификации по следующим критериям:
· степени вредности и опасности;
· степени травмобезопасности;
· обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда позволяет принять решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия работ по охране труда - сертификата безопасности.
Если фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превышает существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным, и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда.
При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений при эксплуатации оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда.
Обратите внимание!
Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
Согласно статье 362 ТК РФ руководители и другие должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных ТК РФ и другими Федеральными законами.
За нарушение трудового законодательства и норм по охране труда предусмотрено как мера административного наказания в части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений.
Пример
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2002 года в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что оспариваемые акты приняты Государственной инспекцией труда Московской области в пределах своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством. ФАС Московского округа оставил решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения (Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2002 года по делу №КА-А41/5560-02).
Окончание примера.
Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования организации при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, имеют право главный государственный инспектор труда Российской Федерации, руководители государственных инспекций труда, государственные инспекторы по охране труда.
Такими же правами наделены должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации.
Право приостанавливать деятельность в данном случае означает составление должностными лицами протоколов об административном правонарушении, за которое деятельность фирмы или предпринимателя может быть приостановлена.
Административное приостановление деятельности означает временное прекращение по постановлению судьи деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, и отдельных зданий и сооружений. Исполняют постановление судьи о приостановлении деятельности судебные приставы, а не сотрудники отраслевых ведомств.
Согласно статье 165 ТК РФ на время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствии нарушения требований охраны труда не по вине работника (при вынужденном прекращении работы не по вине работника) за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Статьей 139 ТК РФ установлен порядок исчисления среднего заработка.
Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (статья 68 ТК РФ).
Инструкции по охране труда являются локальными нормативными актами, должна приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ к их разработке и утверждению.
Начать дискуссию