Прошло уже более полутора лет с момента внесения в Гражданский кодекс и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» положений, регулирующих исключение недействующих компаний из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа во внесудебном порядке. Московские налоговики полностью приступили к реализации этих норм, только через год после выхода соответствующих методических рекомендаций ФНС (Письмо ФНС РФ от 09.08.2005 г. № ЧД-6-09/668@), но весьма ударными темпами. К сожалению, не обошлось без очень неприятных казусов - небрежная проверка наличия у предприятий признаков недействующих юридических лиц, привела к тому, что под нож контролеров попали и действующие предприятия.
Дмитрий АНАШКИН, Юридический центр «МАКСИМА», специально для Клерк.Ру
Принять решение об исключении из реестра, регистрирующий (налоговый) орган может только на основании одновременного наличия следующих признаков (в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации...»):
- Непредставление организацией бухгалтерской и налоговой отчетности в ИФНС за последние 12 месяцев (информацию об этом предоставляет налоговый орган, в котором юридическое лицо стоит на учете);
- Отсутствие у организации операций хотя бы по одному банковскому счёту за последние 12 месяцев (в случае если у налоговиков имеются сведения об открытых счетах, то информацию об этом предоставляет банк по запросу налогового органа).
Наличие у компании только одного из этих признаков не может являться основанием для признания её недействующей. Предприятие, не ведущее финансово-хозяйственную деятельность, но своевременно предоставляющее, пусть и «нулевую» отчетность (даже если адрес или руководитель этой компании находятся в «черном списке») также не может быть исключено из ЕГРЮЛ таким образом.
Порядок исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в Москве состоит из следующих этапов:
- Территориальная инспекция выявляет фактически «мертвую» фирму, и передает сведения о ней в МИФНС №46.
- МИФНС №46 принимает решение об исключении данного юридического лица из ЕГРЮЛ.
- Публикуется объявление в «Вестнике государственной регистрации» о намерении регистрирующего (налогового) органа исключить эту организацию из ЕГРЮЛ.
- Если в течение трех месяцев, с момента публикации, не поступает претензий со стороны заинтересованных лиц, предприятие исключается из реестра.
Со стороны всё выглядит достаточно технично, однако достаточно открыть раздел «Вестника…», посвященный организациям, по которым принято решение об исключении, чтобы убедиться в том, что найти свою фирму среди тысяч (иногда и десятков тысяч) наименований, напечатанных, без какой либо систематизации, крайне мелким шрифтом, весьма затруднительно. Кроме того электронной версии журнала в свободном доступе не существует. Каких либо уведомлений в адрес руководящих органов недействующего юридического лица закон также не предусматривает. Тем самым, чтобы предупредить исключение организации из ЕГРЮЛ, необходимо еженедельно приобретать «Вестник…» и перечитывать тысячи объявлений в соответствующем разделе.
Руководителей и бухгалтеров организаций-налогоплательщиков, своевременно представляющих отчетность и ведущих финансово-хозяйственную деятельность, инициативы ФНС, скорее всего, оставили равнодушными. Но в начале 2007 года из ЕГРЮЛ стали пропадать юридические лица – и речь идет уже не о пресловутых «фирмах-однодневках». На нескольких профессиональных форумах стали появляться сообщения об отказах в регистрации изменений юридических лиц в связи с тем, что на момент подачи соответствующих заявлений они уже исключены из ЕГРЮЛ, что явилось весьма неприятным сюрпризом для их руководителей (представители организаций регулярно сдавали отчетность, в том числе лично являясь в ИФНС). Как известно ключевую роль в «чистке» реестра должны были играть территориальные ИФНС, но их представители уверяют, что никаких указаний в адрес МИФНС №46 по вопросу исключения действующих лиц из ЕГРЮЛ ими не давалось. Большой огласке эти неаргументированные действия налоговиков не придаются.
В соответствие с п. 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо лишается правоспособности в момент его исключения из ЕГРЮЛ. При этом исключение из реестра не приравнивается Законом к ликвидации юридического лица. Исключение из ЕГРЮЛ (в отличие от ликвидации) может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Организация-кредитор не вправе относить долг, исключенной организации, к безнадежным долгам до истечения этого срока (либо срока исковой давности по этому долгу).
Единственным, предусмотренным законом, способом отмены принятого регистрирующим (налоговым) органом решения, является обращение в Арбитражный суд, хотя есть основания полагать, что московские налоговики будут вынуждены разработать внесудебный порядок отмены своих решений об исключении из ЕГРЮЛ (например, со ссылкой на техническую ошибку – такие случаи уже имели место).
В настоящий момент быть полностью уверенным в правоспособности компании, возможно только получив выписку из ЕГРЮЛ, где отображается состояние компании и перечислены все регистрационные действия, совершенные в отношении нее.
Начать дискуссию