Е.С. СВИНЦОВА,
Управление МНС России по Московской области
Согласно ст. 2 Федерального
закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная
в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в
обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В результате проверок, проводимых налоговыми
органами в отношении торговых точек, принадлежащих организациям и индивидуальным
предпринимателям, выявляется факт нарушения Закона N 54-ФЗ, выражающийся в
осуществлении наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой
техники. Так, ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность организаций и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты применять
отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
На основании выявленного нарушения в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ налоговый орган выносит постановление о
привлечении организации или индивидуального предпринимателя к административной
ответственности.
Согласно пунктам 27 и 52
письма Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы
предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной
торговой сети" обязанность выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный
контрольно-кассовый чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по
договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием, лежит на
предприятии, а на руководителя предприятия возлагается персональная
ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в
целом.
В данном случае вина организаций и
индивидуальных предпринимателей обосновывается тем, что согласно Определению
Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 244-О к ответственности
привлекается не продавец, а предприятие, поскольку продавец в данном случае
вступает в правоотношения с покупателем от имени предприятия, т.е. стороной в
договоре купли-продажи является именно предприятие. Соответственно и в налоговом
правоотношении, возникающем по поводу предпринимательской деятельности, стороной
выступает не продавец, а предприятие. Поэтому и такую публично-правовую
ответственность, как административная ответственность за нарушение правил
применения контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с покупателями,
государство вправе возложить именно на предприятие, что не препятствует
последнему в установленном законом порядке предъявлять требования о возмещении
ущерба, нанесенного ему по вине работника. В упомянутом выше Определении КС РФ
сказано также, что штраф как мера административной ответственности может быть
наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения указанного
правонарушения, но и вина данного предприятия - юридического или физического
лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица (индивидуального предпринимателя), которая проявляется в
виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени
предприятия и допустивших неприменение контрольно-кассовой машины.
Согласно Постановлению Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 6819/97 все торговые операции,
которые осуществляются в торговой точке предприятия (предпринимателя), следует
рассматривать как осуществленные от его имени. При этом наступление последствий
нарушения не зависит от наличия у лица, действующего от имени предприятия
(предпринимателя), документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях.
Начать дискуссию