Трудовое право

Так ли «страшны» иностранные работники

Каждый нелегальный сотрудник-иностранец может «стоить» фирме до 800 000 рублей штрафа. Плюс уплаченные за него налоги и взносы, с которыми тоже не все так просто. Проблемы — налицо. Однако иногда без таких работников не обойтись. Разобраться, что к чему, нам помогли представители миграционной службы и ПФР, а также юрист.

Каждый нелегальный сотрудник-иностранец может «стоить» фирме до 800 000 рублей штрафа. Плюс уплаченные за него налоги и взносы, с которыми тоже не все так просто. Проблемы — налицо. Однако иногда без таких работников не обойтись. Разобраться, что к чему, нам помогли представители миграционной службы и ПФР, а также юрист.

Кому нужны разрешения на работу

Статус иностранцев в России, в том числе правила их трудовой деятельности, определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон). С 15 января 2007 года этот документ действует в обновленной редакции.

Согласно Закону иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только при наличии разрешения на работу. Данное требование не распространяется на:
— граждан Белоруссии;
— сотрудников дипломатических представительств, работников консульских учреждений иностранных государств в России, сотрудников международных организаций, а также их частных домашних работников;
— работников иностранных юридических лиц (производителей и поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, послегарантийный ремонт поставляемого ими технического оборудования;
— аккредитованных в РФ журналистов;
— студентов, выполняющих работы в течение каникул, а также работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в образовательных учреждениях, где они обучаются;
— преподавателей, приглашенных в РФ для проведения занятий в образовательных учреждениях (кроме иностранных граждан, въезжающих для преподавательской деятельности в учреждениях профессионального религиозного образования);
— постоянно проживающих в РФ (имеющих вид на жительство);
— участников программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Процедура реализации данной программы находится в стадии разработки.

До 15 января 2007 года разрешения также не требовались временно проживающим в РФ иностранным гражданам. Однако теперь они этого права лишены и наравне со всеми остальными лицами, не поименованными в списке и трудящимися на территории РФ, должны иметь разрешение на работу. Не зависимо от того, из какой страны прибыли.

Кто и как оформляет разрешения

Порядок оформления зависит от того, из какой страны прибыл работник.

Легализацией трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в визовом режиме (из Грузии, Туркменистана, стран Прибалтики и дальнего зарубежья), а также в безвизовом порядке (из стран СНГ) в случае, если работодатель оформил разрешение на их привлечение до 15 января 2007 года, занимается непосредственно работодатель. Для этого ему следует подать в Управление ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленобласти (см. информацию ниже) пакет документов (см. на с. 20). И, кроме того, заплатить госпошлины — 4000 руб. за каждого иностранного гражданина. Общий порядок оформления иностранцев на работу представлен на схеме на с. 21.

Иностранные граждане из стран СНГ оформляют разрешение на работу сами. Для этого им следует обратиться в Управление ФМС России по городу и области с пакетом документов по адресу: наб. реки Фонтанки, д. 78 и уплатить госпошлина в сумме 1000 руб.

Документы вправе подавать сам иностранный гражданин, его представитель по доверенности либо работодатель. На основании рукописной доверенности представитель может лишь подавать документы. Для получения им готового разрешения доверенность должна быть заверена нотариально. Оформление разрешения занимает не более 10 рабочих дней.

Елена Сергеевна Свешникова,
главный специалист-эксперт отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленобласти:

«Прежде всего, призываю работодателей и иностранных граждан позаботиться о своевременном оформлении разрешительных документов и выполнять все требования законодательства.

Работодатель, принявший на работу иностранного гражданина из стран СНГ, обязан в десятидневный срок лично или по почте уведомить об этом миграционную службу. При возникновении сомнений в подлинности разрешения, представленного работником-иностранцем, следует обратиться в Управление для проверки документа. Мы обязательно поможем.

Иностранный гражданин, получивший разрешение на работу, должен трудоустроиться в течение 90 дней с момента въезда в РФ. Работодателям рекомендую контролировать соблюдение указанного срока. В противном случае работнику придется покинуть нашу страну, а работодателю грозит штраф.

Также напомню, что осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу, иностранный гражданин не вправе.

Обращаю внимание еще на один важный момент. Если разрешение на работу запрашивается на срок более 90 суток, иностранный гражданин обязан в течение 30 дней с момента его получения представить в миграционную службу сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции и медзаключение об отсутствии заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188). Если медзаключение не представлено в миграционную службу в оговоренный срок, разрешение на работу аннулируется. Поэтому лучше сдавать его одновременно с другими документами при подаче заявления или во время получении разрешения на работу.

Медицинское заключение действительно три месяца. Списки медицинских учреждений Петербурга и Ленобласти, уполномоченных выдавать такие заключения, утверждены Комитетами здравоохранения города и области. Ознакомиться с ними можно на стендах в Управлении.»

Особенности уплаты налогов и взносов

Речь идет о двух налогах — НДФЛ и ЕСН. Кроме того, у бухгалтеров возникают вопросы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за иностранных работников.

С единым социальным налогом все просто. С доходов иностранных работников он начисляется в общеустановленном порядке (глава 24 Налогового кодекса РФ). Что касается налога на доходы физлиц и взносов в ПФР, здесь ситуация сложнее.

Аркадий Аронович Басин,
генеральный директор юридического центра «Правовой Мир», доцент Санкт-Петербургского Института экономики и управления:

«Работодатель является налоговым агентом. Он выплачивает иностранному работнику доход, а значит, обязан начислить и удержать НДФЛ. Здесь очень важен момент перехода работников из числа нерезидентов к резидентам. Напомню, резиденты — это граждане, которые находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Обращаю внимание: речь идет о непрерывном нахождении в России на протяжении указанного срока. Отсчет ведется со дня, следующего за днем въезда на территорию страны (отметки в загранпаспорте).

Цена вопроса высока. До истечения 183-дневного срока работники-иностранцы считаются нерезидентами, и с их доходов в бюджет взыскивается 30 процентов налога. Причем без возможности применения налоговых вычетов. После 183 дней начинает действовать ставка 13 процентов и применяются вычеты.

Как только указанный срок минует, налоговый агент имеет право произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала календарного года (налогового периода). Суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом в период применения высокой ставки, могут быть зачтены в счет будущих платежей по НДФЛ или возвращены иностранному работнику.

Исключением являются работники из Белоруссии. Их доходы облагаются налогом в размере 13 процентов с первого дня пребывания в РФ с учетом сроков заключенных с ними трудовых договоров и применяются налоговые вычеты.»

Татьяна Владимировна Инькова,
заместитель начальника Управления организации персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленобласти:

«Вопрос о начислении страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за работающих у них иностранных граждан решается в зависимости от правового статуса таких граждан на территории РФ — постоянное проживание, временное проживание или временное пребывание.

Страхователи начисляют и уплачивают страховые взносы на ОПС на суммы выплат и вознаграждений, производимых ими в пользу иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории РФ (cт. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Они являются застрахованными лицами и регистрируются в системе ОПС.

Обращаю внимание бухгалтеров на то, что иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, регистрации в системе ОПС не подлежат. Страховые взносы в ПФР за них страхователи не уплачивают, а единый социальный налог в части федерального бюджета следует начислять по полной ставке без применения налогового вычета.

И еще один важный момент. Страхователи представляют в органы ПФР сведения обо всех работающих застрахованных лицах, за которых уплачиваются страховые взносы (cогласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). Поэтому они обязаны представлять документы персонифицированного учета и на работающих у них иностранных граждан, застрахованных в системе ОПС (т.е. иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в России). Уведомлять органы ПФР о приеме на работу иностранных граждан не нужно.»

Что грозит нарушителям

Санкции за использование труда нелегалов предусмотрены КоАП РФ. Такое неуважение закона согласно статье 18.15 карается штрафом до 8000 МРОТ (800 000 руб.). Для некоторых видов нарушений в данной сфере предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Одним словом, санкции суровые и могут разорить даже не самую бедную организацию. Рисковать не стоит. Статистика свидетельствует, что большинство работодателей это прочувствовали: если за две последние недели января 2007 года в Петербурге и Ленобласти было оформлено 3000 разрешений на работу иностранным гражданам, то за период с 15 января по 1 апреля — уже 55 000 (!).

Есть и еще один аргумент в пользу скорейшего визита в Управление ФМС России. С 21 февраля 2007 года действует Регламент проведения проверочных мероприятий Федеральной миграционной службы (утв. приказом ФМС России от16 января 2007 г. № 10). Надеяться, что вашу фирму минует сея чаша, самонадеянно. Лучше оформить необходимые документы, заплатить налоги и взносы и спокойно ждать контролеров.

Начать дискуссию