ГК РФ

Выводим сделку на чистую воду

Любое коммерческое предприятие ежедневно сталкивается с рисками, способными существенно осложнить и даже парализовать всякую деятельность. А поскольку основным способом функционирования бизнеса является заключение сделок, вопросы проверки их чистоты и безопасности имеют большое значение. Это особенно актуально в отношении крупных сделок, например по слиянию или поглощению, инвестированию или вложению средств, в том числе и заемных, в крупный проект.

Любое коммерческое предприятие ежедневно сталкивается с рисками, способными существенно осложнить и даже парализовать всякую деятельность. А поскольку основным способом функционирования бизнеса является заключение сделок, вопросы проверки их чистоты и безопасности имеют большое значение. Это особенно актуально в отношении крупных сделок, например по слиянию или поглощению, инвестированию или вложению средств, в том числе и заемных, в крупный проект.

Павел Горнов

Стоит оговориться, что повсеместно используемое понятие «проверка чистоты сделки» некорректно отражает суть данного явления, что порой приводит к недоразумениям. Раньше под этим понималась юридическая чистота, или соответствие сделки требованиям закона. Однако в настоящее время под проверкой чистоты сделки принято понимать проверку, в результате которой контрагент получает полную ясность в отношении всех существенных аспектов будущей операции, в том числе большинства связанных с ней рисков. В современном понимании сделка будет «чистой» и в том случае, когда имеются сомнения в ее законности и экономической обоснованности, но лицо, заказавшее проведение анализа, получило исчерпывающую информацию о юридических и иных последствиях (рисках) заключения подобного соглашения. Поэтому правильнее было бы говорить не о проверке чистоты, а просто о проверке сделки. В связи с этим получил распространение альтернативный термин – «due diligence», которым обычно обозначают подобную процедуру. Причем, когда говорится о юридической проверке чистоты сделки, в качестве альтернативной формулировки используется термин «legal due diligence» или еще одно понятие – «правовой аудит».

Хитрая терминология

Как это часто бывает, когда иностранный термин используют параллельно с имеющимся российским, понятие «due diligence» не заменило собой понятие проверки чистоты сделки, а стало обозначать ее разновидность. Обычно под due diligence понимают исследование, которое сопровождает крупный проект и проводится привлеченными консультантами. Однако данной проверкой не охватываются случаи оценки других сделок, заключаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия. Между тем последние также нуждаются в выявлении их юридической и коммерческой чистоты. Различие состоит только в том, что проверку типовых сделок предприятие может осуществлять собственными силами в режиме текущей работы штатных юристов, бухгалтеров и иных специалистов.

В наиболее общем виде при проведении проверки чистоты сделки анализу подвергаются два существенных момента. Во-первых, это сама сделка и все, что с ней связано, преимущественно в юридических аспектах, – ее форма, соответствие требованиям законодательства, существенные условия. Во-вторых, это анализ контрагента, а в случае покупки бизнеса это еще и комплексная оценка реальной стоимости бизнеса.

Разнообразие проверок

В настоящее время распространено условное деление проверок чистоты сделки на три основных вида: коммерческая, финансовая и юридическая проверка.

В рамках коммерческой проверки анализируется экономическая, политическая и иная общая информация о контр-агенте и его бизнесе, известная вне проверяемого предприятия. Проведение финансовой проверки, согласно теории due diligence, подразумевает получение той же информации, но непосредственно в самой проверяемой компании. В наиболее серьезных случаях это комплексная проверка, осуществляемая одновременно по нескольким направлениям, с участием бухгалтеров (проведение инвентаризации), оценщиков (установление реальной рыночной стоимости), аудиторов (оценка налоговых рисков). Юридическая проверка чистоты сделки предполагает выявление всех юридических рисков. Она частично охватывает и отдельные элементы финансовой проверки, если они имеют правовые, например налоговые, последствия.

Из большого количества способов проведения проверки наиболее широко используются: изучение документов, предоставленных контрагентом, и информации, самостоятельно полученной из открытых источников, осмотр на месте и проведение интервью. Причем последний способ является одним из наиболее перспективных в плане получения объективной информации: сравнение точек зрения специалистов разного уровня и профиля в отношении одного вопроса может дать очень хорошие результаты.

При оценке объема предстоящей проверки обычно исходят из особенностей сделки. Минимальной проверки требуют типовые соглашения, заключаемые в порядке осуществления текущей деятельности, например договоры поставки для компании оптовой торговли, договоры об оказании услуг для предприятий сферы услуг. Проведение оценки в данном случае может ограничиться анализом содержания договора и полномочий стороны на подписание соглашения.

Применительно к более крупным сделкам и при увеличении цены вопроса объем проверки увеличивается. И наконец, максимально тщательное исследование проводится при реализации проекта, результаты которого могут повлиять в целом на бизнес проверяющей стороны. В этом случае основным критерием масштабности проверки является цена вопроса: чем она выше, тем внимательнее должна быть проведена проверка. Однако необходимо понимать, что какой бы тщательной ни была проверка, она не может выявить абсолютно все риски и прояснить все аспекты будущей сделки. Поэтому проверка должна акцентироваться на выявлении только тех рисков, которые являются действительно важными. Кроме того, излишнее внимание к несущественным вопросам ведет к бесполезной трате денег и времени. Не последнюю роль играет и психологический фактор, когда такое мелочное копание вызывает обоснованное раздражение у менеджеров и руководителей компании-контрагента и создает у них впечатление о низкой квалификации проверяющих, что реально может ухудшить отношения между сторонами вплоть до срыва сделки.

Тонкости планирования

В большинстве случаев предприятие использует для проведения проверки собственные ресурсы. Это относится практически ко всем текущим сделкам и большинству проектов средней величины. Сторонние специалисты привлекаются по мере необходимости и для прояснения отдельных аспектов будущей операции. Так, например, компании могут прибегнуть к услугам независимых оценщиков для выяснения реальной стоимости арендованного имущества, а в юридическую фирму предоставить пакет документов с поручением дать оценку законности сделки.

При планировании крупной сделки использование собственных ресурсов оправдывается только в случае, если на предприятии имеются свои специалисты необходимого уровня и сделка осуществляется по основному профилю деятельности предприятия. В этом случае сформированная команда (юрист, финансист, внутренний аудитор, соответствующие специалисты по ведущему направлению работы компании) может заменить команду приглашенных консультантов.

Однако это в теории. На практике существенным преимуществом сторонних специалистов является то, что помимо профессионального опыта у них есть еще и организационные навыки проведения проверок. Они не только знают, какая информация им нужна, но и умеют ее раздобыть. Кроме того, профессионалы знают, какие трудности могут им встретиться и как их обойти. Ко всему прочему собственники и менеджеры приобретаемой компании или компании-контрагента испытывают меньший дискомфорт, общаясь с независимыми специалистами.

Как правило, любая серьезная проверка требует привлечения специалистов самых разных направлений. В этом случае критерию «время–стоимость–эффективность» сможет соответствовать только юридическая или многопрофильная консалтинговая фирма с опытом, имеющая в своем штате наиболее востребованных экспертов – юристов по нескольким направлениям (корпоративное право, налоги, недвижимость), оценщиков, специалистов по правам на интеллектуальную собственность. Дополнительным плюсом такой компании является наличие тесных партнерских отношений с какой-либо аудиторской фирмой. Это дает возможность проводить комплексные проверки.

Однако во многих специфических сегментах рынка знаний сторонних специалистов бывает недостаточно. В этом случае качественный результат проверки может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия специалистов заказчика, имеющих отраслевой опыт, и привлеченных профессионалов с богатой практикой проведения проверок.

К сожалению, такой способ работы применяется нечасто: заказчик не всегда готов отвлечь своих специалистов от их текущей работы и рассчитывает, что за его деньги сторонние консультанты сами проделают всю работу и сдадут ее «под ключ». В свою очередь консультанты тоже не горят желанием отдавать часть работы, а значит, и часть своего гонорара на сторону и стараются все сделать сами. В результате страдает качество работы.

Организационные аспекты

Некрупные сделки, заключаемые в процессе текущей деятельности предприятия, проверяются внутренними специалистами в порядке исполнения ими типовых должностных обязанностей. В случае привлечения сторонних организаций для освещения отдельных аспектов сделки вопросов, как правило, также не возникает. Чаще всего неожиданные проблемы появляются при сопровождении крупных проектов. Опишем те из них, с которыми чаще всего можно столкнуться.

Во-первых, заказчик не всегда конкретизирует перед проверяющими конечную цель заключения сделки. Этот подход является неправильным. Ведь, если консультант получит не детализированное задание, то и отработает он его соответственно, выявив проблемы общего характера. Но вот то, что действительно интересует покупателя, может оказаться за пределами его внимания. Так, при проведении одной сделки по покупке компании выбор заказчика был обусловлен не ее производственными активами, а долей на рынке, т. е. конечной целью покупателя был выход на новые рынки с использованием сбытовых ресурсов приобретаемой компании. Однако, поскольку до сведения консультантов не довели данный мотив, основной акцент при проведении проверки был сделан на анализе общей информации и правовых рисков, а реально интересующий заказчика вопрос о позиции предприятия на рынке практически не был затронут. Покупателю пришлось уточнять свое задание и нести новые затраты. Поэтому в договоре на оказание услуг по проведению проверки всегда необходимо четко оговаривать, какие аспекты проверяемой сделки интересуют заказчика больше всего.

Во-вторых, повсеместно встречается ситуация, когда необходимые для проверки документы находятся у продавца в разных местах, в том числе в дружественных ему компаниях, которые не всегда предоставляют бумаги и информацию вовремя. Владельцы продаваемого бизнеса и менеджеры могут также, в силу самых разных обстоятельств, ограничивать доступ к определенным документам. Если эти вопросы не обговорить заранее, то согласование перечня подлежащих обследованию бумаг и порядка оформления доступа к ним может занять неоправданно большое время, в течение которого работа будет стоять, и проверка затянется. Поэтому в ходе предварительных переговоров между сторонами необходимо сразу обозначить обязанность представителей проверяемой компании обеспечить полный и своевременный доступ ко всем необходимым для проверки документам.

По статистике, около 50 процентов всех сделок по приобретению компаний (бизнеса) неуспешны: как правило, основные издержки несет покупатель, который вынужден оценивать приобретаемый им бизнес в условиях острого дефицита информации, а часто и умышленного ее искажения. Однако грамотно организованная и проведенная проверка чистоты сделки позволяет сторонам значительно снизить риск наступления негативных последствий.

Автор - ведущий юрист департамента консультаций и судебной защиты юридической фирмы «АВЕНТА»

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар