Признаки недобросовестности в работе инспекций ФНС по г.Москве

Досадное препятствие ожидает сегодня предпринимателей, желающих получить в налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ или копии учредительных документов. Казалось бы, что может быть проще – оплатил пошлину, закинул в окошечко инспектора запрос, как это, собственно, положено по закону, и жди (сколько ждать – это уже другой вопрос). А вот нет. Теперь, прежде чем получить необходимые документы, предприниматель должен доказать налоговикам, что его организация располагается именно по тому адресу, который указан в уставе.
Признаки недобросовестности в работе инспекций ФНС по г.Москве
Фото ИА Клерк.Ру

1. Требуют лишние документы

Досадное препятствие ожидает сегодня предпринимателей, желающих получить в налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ или копии учредительных документов. Казалось бы, что может быть проще – оплатил пошлину, закинул в окошечко инспектора запрос, как это, собственно, положено по закону, и жди (сколько ждать – это уже другой вопрос). А вот нет. Теперь, прежде чем получить необходимые документы, предприниматель должен доказать налоговикам, что его организация располагается именно по тому адресу, который указан в уставе.

По словам заместителя генерального директора юридической фирмы «Аника» Михаила Лебедева, особенно жестко ведут себя инспекции №№2, 3 и 5, требуя от заявителя нотариально заверенный договор аренды, подтверждение права собственности арендодателя, письмо от арендодателя о том, что организация действительно заключила с ним договор, и документы о внесении арендных платежей.

– Кроме того, в ИФНС №5 со всеми этими документами непременно хотят видеть лично руководителя организации, – замечает генеральный директор юридической компании «Фирмодел.ру» Александр Григорьев.
– На самом деле это прямое нарушение не только закона, но и Конституции, – возмущается Михаил Лебедев. – В Конституции, которая, к слову, имеет высшую юридическую силу и прямое действие, четко прописано право каждого получать информацию. А в пункте 1 статьи 6 закона о регистрации юридических лиц определено, что сведения, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными.
Подобное нарушение закона и Конституции, по информации Михаила Лебедева, практикуют все без исключения налоговые инспекции ЦАО, а также, по словам Александра Григорьева, половина ИФНС остальных столичных округов.

Что делать?
– Выписку из ЕГРЮЛ можно получить в инспекции №46, за ней подобных нарушений не замечено, – делится опытом заместитель генерального директора компании «Аника». – А копии учредительных документов может заказать любое физическое лицо в местной ИФНС. Мы чаще всего так и поступаем, т.е. копии учредительных документов заказывает наш сотрудник от своего имени.

Однако, по словам руководителя «Фирмодел.ру», полную выписку (с паспортными данными) сотрудники 46-й выдают только директору, и то не всегда, а выписка без этих данных часто теряет смысл. Кроме того, и трюк с запросом от третьего лица не всегда проходит, так как налоговики ссылаются на то, что в уставе указаны паспортные данные учредителей, которые по закону разглашать нельзя.

– Да, действительно, есть такая проблема, – соглашается Михаил Лебедев. – Но, ссылаясь на закон, инспекторы немного лукавят. Они просто не дочитывают до конца пункт 1 статьи 6, в котором четко написано: «Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц…». Поэтому надо быть понастойчивей.

Все опрошенные нами специалисты сходятся во мнении, что подобные нарушения, как, впрочем, и ряд других, непосредственно связаны с борьбой против фирм-однодневок («помоек», на сленге юристов) и за совпадение фактического и юридических адресов. Однако, по словам Александра Григорьева, у инспекторов в этом деле есть и более реальный профит:
– Ситуация с уставами дает возможность отделам регистрации местных ИФНС подзаработать: по слухам, берут 3–5 тыс. руб. за устав.

Михаил Лебедев обращает ваше внимание на следующее:
– В соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

То есть, что писать в уставе, не понятно. Но в ЕГРЮЛ должен содержаться именно адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Вот именно эту норму наши предприниматели и нарушают.

Не имея информации об адресе, по которому располагается исполнительный орган юридического лица, налоговому органу сложно (а иногда невозможно) осуществлять возложенные на него НК РФ функции по контролю и надзору в области налогов и сборов в отношении этого юридического лица.
Налогоплательщик нарушает закон о государственной регистрации юридических лиц (представляет в ЕГРЮЛ недостоверные сведения о своем адресе), а ФНС может только оштрафовать его на 5000 рублей (п. 3 ст.14.25 КоАП). И все! Больше фактически у ФНС возможностей призвать налогоплательщика исполнять нормы законодательства нет. Вот ФНС и придумывает незаконные методы воздействия на нарушителей закона. Следует подумать о предоставлении ФНС более действенных методов воздействия на нарушителей закона, например увеличить штраф.

Заметки на правовом поле
Проблема юридического и фактического адресов считается специалистами дискуссионной. По словам Михаила Лебедева, ни того, ни другого понятия в гражданском законодательстве нашем нет, а есть понятие «место нахождения». Статья 54 ГК РФ гласит: « регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа », похожую формулировку содержит и закон о государственной регистрации юридических лиц. При этом, как отмечает заместитель генерального директора компании «Аника», не понятно, что же, собственно, такое «место нахождения» – то ли это адрес с точностью до дома, то ли просто город (населенный пункт). Налоговая инспекция предпочитает думать, что точный адрес, однако в самом положении о Федеральной налоговой службе ее место нахождения обозначено лаконично – г. Москва.
«Идея о том, чтобы считать местом нахождения населенный пункт (город), а не конкретный адрес, родилась еще в 1990-х годах в Регистрационной палате, – вспоминает генеральный директор юридического центра «Вектор Право» Олег Полозов. – Идея красивая, но на сегодняшний день, к сожалению, абсолютно неприменимая, так как для ее реализации ФНС по г. Москве придется полностью перестраивать свою структуру. Вряд ли они пойдут на это ради удобства предпринимателей».

2. Блокируют счета

Представьте себе ситуацию: вы, самый что ни на есть честный налогоплательщик, приходите себе однажды утром на работу и выясняете, что ваш банковский счет заблокирован по инициативе ФНС. Скажете, не бывает такого? Не скажете. Но самое ужасное, что случается это в последнее время все чаще и чаще.

– Блокировка счетов в последнее время приняла грандиозные масштабы, – рассказывает Александр Григорьев. – Фирма не успевает баланс первый сдать, а счет уже блокирован.

– Есть такая мера принуждения – приостановление операций по счетам в банке, – поясняет Михаил Лебедев. – Однако в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса применяться она может только в двух случаях: если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в течение 10 дней после истечения срока представления такой декларации и «для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора». Но на практике это происходит даже с фирмами, которые вообще не ведут деятельности. Я знаю случай, когда компании, зарегистрированной в ноябре 2006 года, заблокировали счет якобы потому, что она не сдала декларацию за 2005 год.

По словам специалистов, выдумывая какую-то мифическую несданную отчетность, налоговики приостанавливают операции по счетам фирм, подозреваемых ими в «однодневности». Прежде всего под огонь попадают организации, которые располагаются по адресам массовой регистрации (к ним, кстати, относятся и бизнес-центры, и технопарки), не находятся по юридическому адресу или те, чей директор кажется налоговикам похожим на «номинала».

– Приходит в инспекцию бухгалтер со всеми документами, спрашивает: «Что у нас не сдано?» – рассказывает генеральный директор юридического центра «Аннэксус» Сергей Жорин. – Ему отвечают: «А, ну раз все сдано, для разблокировки счета принесите документы на адрес». Причем очень часто бывает, что сотрудник, решающий вопросы по разблокировке, принимает раз в неделю. То есть с документами на адрес бухгалтер приходит уже через неделю. Если с адресом все в порядке, ему говорят: «Приведите директора». Еще через неделю приводит, а инспектор заявляет, что директор ему не нравится, так как он якобы похож на «номинала». А в номинальности налоговики подозревают, к примеру, всех руководителей моложе 22 лет. Совершенно дикие истории нам рассказывали про инспекцию №3. Ее сотрудники имеют привычку заводить «подозреваемых» в отдельный кабинет и там их откровенно запугивать.

По словам Михаила Лебедева, иногда на разблокировку счета уходит до месяца, убытки, которые несет организация, вынужденная фактически бездействовать все это время, никого, естественно, не волнуют.
– К сожалению, совершенно непонятно, как без особых потерь можно выйти из этой ситуации, – замечает заместитель генерального директора компании «Аника». – Потому что это уже называется «беспредел». Конечно, по-хорошему предпринимателям нужно обращаться в прокуратуру, но этого, естественно, никто не делает, так как многие сами нарушают закон не находясь по указанному в уставе адресу. Чаще всего организации просто-напросто покупают документы и уходят в другую налоговую.

По информации Михаила Лебедева, блокировка счетов как метод борьбы с фирмами-однодневками (от которого, заметим, страдают добросовестные налогоплательщики) особенной популярностью пользуется у сотрудников ИФНС №2, а Сергей Жорин утверждает, что практикуют ее все без исключения налоговые Центрального округа.

Заметки на правовом поле
Почему же инспекции именно Центрального округа так злобствуют? Можно было бы, конечно, пофантазировать на тему особенно плохой экологической обстановки внутри трех колец, но все гораздо скучнее – объем налогоплательщиков у них гораздо больше, чем у коллег с окраин.
– Дело в том, что у налоговых инспекций существует так называемый коэффициент полезного действия работы, – говорит генеральный директор центра «Аннэксус». – Это соотношение количества налогоплательщиков и собираемости налогов. Естественно, в отчетах вышестоящим инстанциям этот КПД должен возрастать. Каким образом его можно увеличить? Либо больше собирать налогов, либо уменьшить количество налогоплательщиков. Понятно, что больше собирать налогов сложнее, поэтому они всеми возможными способами уменьшают количество налогоплательщиков. Вставляют палки в колеса при регистрации подозрительных организаций, вынуждают компании переводиться в другие инспекции, а примерно пару месяцев назад начали к тому же практиковать принудительную ликвидацию юридических лиц в одностороннем порядке. Раньше это можно было сделать лишь по решению суда.
Справедливости ради стоит отметить, что подобные истории имеют место не только в центре столицы – просто здесь за счет большей плотности налогоплательщиков на метр квадратный повышается частота возникновения тех или иных конфликтных ситуаций. В целом же, как отмечает Сергей Жорин, тенденции одни и те же во всех округах.

3. «Поют» не в голос

Немало неприятностей доставляет честным предпринимателям не только бездарная попытка налоговиков ликвидировать «помойки», что называется, паля из пушки по воробьям, но и банальное отсутствие у современных мытарей единых стандартов работы. Например, ФНС по Москве никак почему-то не удосужится разработать единую для всех столичных инспекций форму штампа для заверения копий учредительных документов. Казалось бы, какие пустяки, однако мелочь эта доставляет массу неудобств.

– Я не знаю ни одной налоговой, кроме 46-й, которая бы безупречно оформляла копии, – объясняет Михаил Лебедев. – Такое впечатление, что каждая инспекция выдумывает свою форму. Где-то забывают написать, что подлинник устава хранится в налоговой, где-то регистрационных номеров нет. А неправильно оформленную копию нотариус не заверит, и счет в банке с ней не откроешь. Хорошо еще с апреля ИФНС №46 начала выдачу заверенных копий учредительных документов, поэтому при первичной регистрации лучше сразу запрос подать, заплатить пошлину в 400 руб. и избавить себя от лишних проблем.

Ситуация с копиями учредительных документов вообще забавная. Напомним, в феврале этого года 46-я инспекция перестала выдавать оригиналы устава со своим штампом (ДМ об этом неоднократно писала), что существенно осложнило процедуру регистрации фирм, а именно открытие расчетных счетов – нотариусы и банкиры, как известно, те еще консерваторы.

– Мы долго объясняли банкам, что уставы, а точнее их копии, теперь выдают территориальные ИФНС, – рассказывает Александр Григорьев. – И вот как раз через два месяца, когда банкиры наконец вникли в ситуацию, уставы (правда, теперь уже с отметкой «Копия») опять начала выдавать 46-я. Приходится снова разъяснять и убеждать.

Еще один характерный пример отсутствия единых стандартов работы налоговиков – какофония инспекторов, «поющих» предпринимателям про регистрацию.
– Не надо думать, что если сделать все, как скажет инспектор на консультации, то регистрация пройдет гладко, – предупреждает генеральный директор компании «Фирмодел.ру». – Два разных консультанта могут сказать противоположные вещи, поэтому иной раз лучше вообще их не слушать. Да и вообще, напрягает отсутствие единой политики по регистрации – инспектора «лепят» отказы кто во что горазд. Ходят даже слухи, что есть некий план по количеству отказов, хотя я лично в это не верю.

Конечно, красиво было бы найти и в подобных действиях налоговиков некий коварный умысел, но жизнь – штука прозаичная. По словам Олега Полозова, многое объясняется тем, что невысокий уровнь образования и опыта сотрудников инспекций часто компенсируется их самоуверенностью и безнаказанностью.

4. Пишут с ошибками

Иначе как невысоким уровнем образования и опыта, а также халатностью и разгильдяйством нельзя объяснить колоссальное количество ошибок и опечаток, которые допускают сотрудники ИФНС №46 при внесении информации в ЕГРЮЛ и свидетельство о регистрации предприятия.

– Наверное, в 50% случаев наш сотрудник, получивший документы после регистрации организации (выписку из реестра и свидетельство о регистрации), тут же подает документы на исправление той или иной ошибки, – рассказывает заместитель генерального директора компании «Аника». – Если ошибка в паспортных данных руководителя, то компания не сможет открыть расчетный счет, так как нотариус не заверит банковскую карточку, часто встречается ошибка в наименовании организации, это очень неприятно, потому что на получение нового свидетельства уходит время.

Времени уходит много.
– Порой проще зарегистрировать новую фирму, чем устранить ошибку, – отмечает Сергей Жорин, – так как нормально работающего механизма ее ликвидации нет. После подачи в канцелярию заявления на устранение может пройти месяц, и два, и три.
– Мы можем привести примеры, когда налоговая исправляет собственные ошибки по полгода, – добавляет генеральный директор компании «Вектор Право».
Один из вариантов ускоренного преодоления этого барьера предлагает Александр Григорьев. По его словам, дело идет гораздо быстрее, если организация берет вину на себя (признает ошибку своей) и подает заявку по форме 14 001.

5. Опять требуют лишние документы

Вообще претензий к сорок шестой по-прежнему много.

– Одному человеку отказали в регистрации организации под предлогом того, что здания, на которое у него, между прочим, есть свидетельство о собственности, не существует, – рассказывает руководитель центра «Аннэксус». – Он возмутился: «Как это?» – «Его нет у нас в базе», – отвечают сотрудники инспекции. Для того чтобы иметь возможность внести свое здание в их базу, ему предложили принести документы из БТИ, выданные не более месяца назад. А связь с БТИ, как известно, грозит потерей изрядного количества времени и денег. Самое интересное, что ни документы из БТИ, ни свидетельство о собственности налоговики при регистрации требовать не имеют права. Интересно также, что мы до сих пор не можем понять, откуда они берут эту самую базу. Кроме того, часто возникает еще более комичная ситуация, когда по данному адресу мы уже зарегистрировали несколько фирм, приходим регистрировать очередную, а в инспекции отвечают, что такого адреса нет.

И еще одна «весть с полей»: несмотря на все судебные решения ИФНС №46 по-прежнему отказывается принимать документы по доверенности.

– Тут налоговики пошли на хитрость, – поясняет Александр Григорьев. – Прием по доверенности как бы есть, но если сдать бумаги таким образом, то документы не выдадут на седьмой день, а отправят по почте на юридический адрес.

6. Нарушают сроки

И наконец, сроки. Ну, тут особо сказать нечего. Нарушают.

Например, по словам Александра Григорьева, срок регистрации незаконно увеличен до 7 рабочих дней (по закону – 5):
– Вроде как это мотивируется тем, что теперь выдаются коды статистики и производится постановка на учет в фондах. Что интересно, дату регистрации налоговики ставят на 3 – 4-й день от подачи документов, так что вроде придраться не к чему.

Кроме того, территориальные инспекции по-прежнему тормозят с выдачей копий учредительных документов.
– Есть организации, которые мы зарегистрировали еще в конце марта, и до сих пор не можем получить их устав в ИФНС №23, – жалуется Сергей Жорин. – Говорят, что дела до сих пор не пришли.
– Инспекция №23 может выдать через 1,5 месяца, даже если документы уже там находятся, – замечает Михаил Лебедев. – Просто халатное отношение.
Точно таким же неуважением ко времени предпринимателей, по словам генерального директора компании «Аннэксус», отличаются инспекции №№29, 1, 3, 9, 10 и многие, многие другие.

Заметки на правовом поле
Несколько месяцев назад налоговая служба столицы распространила по своим территориальным подразделениям удивительный документ. Называется он «109 признаков неблагонадежности организаций».
– Кто и каким образом его разрабатывал, совершенно непонятно, – делится впечатлениями Олег Полозов, руководитель компании «ВЕКТОР Право» – В итоге получился абсолютный шедевр волюнтаризма. Судите сами: признак №17 – «Указанные в заявлении учредитель и руководитель компании – одно и то же лицо»; признак №23 – «Компания зарегистрирована с организационно-правовой формой ООО»; признак №25 – «Частое изменение руководителя юридического лица». Самое интересное, что этот список принимается территориальными инспекциями к руководству, и нет возможности его оспорить, потому что это не нормативный акт, это ничто, это просто некая рекомендация. И, к сожалению, такие волюнтаристские вещи в последнее время встречаются все чаще и чаще.

Автор — Мария Киреева
Материал опубликован в газете "Деловая Москва"

«Аника»
(495) 961-00-82
www.anika.ru
«Аннэксус»
(495) 223-34-57
www.annexus.ru
«Вектор Право»
(495) 105-00-99
www.v-pravo.ru
«Фирмодел.ру»
(495) 223-70-55
www.firmodel.ru

Начать дискуссию