ЕНВД

Бытовые услуги и ЕНВД: перспективы получения обоснованной налоговой выгоды

Экономические преимущества перехода на ЕНВД, по сравнению с общей системой налогообложения и даже по сравнению с УСН, являются общеизвестными. 08 мая 2007 г. Минфин России в письме №03-11-04/3/147 высказал позицию, которую трудно назвать иначе, кроме как «прорыв правовой мысли в отношении ЕНВД». Ввиду обнаруженной нами труднодоступности текста данного документа приводим его полностью, с тем чтобы в дальнейшем прокомментировать.

Экономические преимущества перехода на ЕНВД, по сравнению с общей системой налогообложения и даже по сравнению с УСН, являются общеизвестными. 08 мая 2007 г. Минфин России в письме №03-11-04/3/147 высказал позицию, которую трудно назвать иначе, кроме как «прорыв правовой мысли в отношении ЕНВД». Ввиду обнаруженной нами труднодоступности текста данного документа приводим его полностью, с тем чтобы в дальнейшем прокомментировать.

Министерство финансов Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ПИСЬМО

от 8 мая 2007 года №03-11-04/3/147

О вопросе соответствия главе 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации решения Ржевской городской Думы от 11 октября 2005 года №60 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 02.04.2007 N 30/1 по вопросу соответствия главе 26_3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решения Ржевской городской Думы от 11.10.2005 N 60 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346_26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Согласно пункту 3 названной статьи Кодекса, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при введении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату указанного налога.

Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163 (далее - ОКУН), услуги салонов красоты, фитнесс-клубов и соляриев в отдельные виды услуг не выделены.

При этом следует иметь в виду, что Порядком отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению, утвержденным постановлением Росстата от 27 октября 2006 года N 61, услуги соляриев отнесены к бытовым услугам. В то же время услуги фитнесс-центров указанным Порядком отнесены к услугам физической культуры и спорта.

Следует также иметь в виду, что салоны красоты могут оказывать услуги, относимые ОКУН к услугам парикмахерских. В связи с изложенным, по нашему мнению, пункт 1.1 в приложении N 1 к решению Ржевской городской Думы от 11.10.2005 N 60 целесообразно изложить в следующей редакции: "1.1. Услуги парикмахерских, салонов красоты (оказывающих услуги парикмахерских) и соляриев". Пункт 1.2 из приложения N 1 предлагаем исключить. При этом следует иметь в виду, что согласно названному Порядку к услугам парикмахерских отнесены в том числе услуги по проведению татуажа, эпиляции, пилингу и пирсингу.

В то же время услуги по обертыванию грязями, мануальной терапии, мезотерапии, гемокода, контурно-инъекционной пластики, флебопластики, предоставляемые парикмахерскими и салонами красоты, отнесены к медицинским услугам и поэтому на уплату единого налога на вмененный доход переводиться не должны.

Заместитель директора Департамента Н.А.Комова

Итак, главным выводом приведенного письма является то, что услуги соляриев, хотя и не предусмотрены ОКУН, относятся к бытовым услугам и могут переводиться на специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход.

Прежде всего отметим, что до сих пор и Минфин, и МНС России неоднократно и весьма однозначно высказывались о недопустимости перевода на ЕНВД бытовых услуг, не предусмотренных ОКУН. В качестве примера можно привести письма Минфина РФ от 19.02.2007 г. №03-11-04/3/51, от 27.06.2006 г. №03-11-04/3/317, а также письмо ФНС России от 09.09.2005 г. №03-11-04/3/82.

Вместе с тем данные письма не учитывают положения абзаца 2 подп.2 п.3 ст.346.26 НК РФ, действующего с 01 января 2006 г., согласно которому муниципальным районам, городским округам и городам Москва и Санкт-Петербург предоставлено право определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату ЕНВД. Введение указанной нормы сняло ограничения по перечню бытовых услуг исключительно рамками ОКУН, что представляется нам вполне логичным и обоснованным.

Раздел 010000 «Бытовые услуги» ОКУН, утвержденный постановлением Госстандарта от 28.06.93 г. №163, действует с 01 января 1994 г., и с тех пор в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако интенсивно развивающийся российский рынок предлагает неуклонно расширяющийся перечень бытовых услуг и законодателю очень трудно оперативно отслеживать эту динамику, что обусловлено, среди прочего, и длительностью нормотворческого процесса.

В этой связи целесообразность передачи полномочий по определению конкретного перечня бытовых услуг «на откуп» местному органу представительной власти очевидна. На примере услуг солярия, явившихся предметом запроса в Минфин, ярко проявляется практическое значение анализируемых норм, состоящее в невозможности детальной проработки на федеральном уровне конечного перечня бытовых услуг и в необходимости ограничиться лишь определением критериев отнесения услуги к определенной категории.

На наш взгляд, к числу таких критериев следует отнести: 1) возмездность оказания услуги – она должна оплачиваться; 2) адресат услуги – физическое лицо; 3) содержание услуги – удовлетворение личных потребностей граждан (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.2006 г. №А78-8790/05-С2-20/537-Ф02-1517/06-С1); 4) невозможность отнесения услуги к категориям, предусмотренным в иных разделах ОКУН, помимо раздела «Бытовые услуги»; 5) отсутствие в местном нормативном правовом акте ограничений по переводу отдельных видов услуг на уплату ЕНВД.

Справочно укажем, что согласно результатам проведенного нами анализа, в 2007 году на территории муниципального образования «город Екатеринбург», городского округа Краснотурьинск, а также Асбестовского и Качканарского городских округов ЕНВД может применяться в соответствии с определенными выше критериями, поскольку в соответствующих решениях об установлении ЕНВД отсутствует указание на необходимость ограничить перечень бытовых услуг содержанием ОКУН.

Выполнение указанных пяти условий в совокупности позволяет, по нашему убеждению, отнести услугу к бытовой и, следовательно, перевести данный вид деятельности на уплату ЕНВД.

Возвращаясь к письму Минфина России, помещенному в самом начале, отметим, что его появление должно значительно сократить число претензий со стороны налоговых органов, которые, бесспорно, возникли бы ранее при применении налогоплательщиками ЕНВД в отношении деятельности, не предусмотренной ОКУН.

Начать дискуссию