Бизнес в тени иностранных компаний

Регистрация компаний за рубежом сегодня вполне обычное явление для российской экономики. Львиная доля отечественного бизнеса строится с использованием офшорных механизмов и компаний в странах со стандартной системой налогообложения. Предприятия на заморских территориях могут создаваться, например, ради оптимизации налогообложения российской фирмы или для удобства ее взаимодействия с зарубежными партнерами. Однако, несмотря на то что подобное явление кажется привычным, у бизнесменов, впервые сталкивающихся с работой в этом направлении, возникает множество вопросов. И один из них — обеспечение конфиденциальности информации об истинных владельцах иностранных компаний.

Регистрация компаний за рубежом сегодня вполне обычное явление для российской экономики. Львиная доля отечественного бизнеса строится с использованием офшорных механизмов и компаний в странах со стандартной системой налогообложения. Предприятия на заморских территориях могут создаваться, например, ради оптимизации налогообложения российской фирмы или для удобства ее взаимодействия с зарубежными партнерами. Однако, несмотря на то что подобное явление кажется привычным, у бизнесменов, впервые сталкивающихся с работой в этом направлении, возникает множество вопросов. И один из них — обеспечение конфиденциальности информации об истинных владельцах иностранных компаний.

Юлия Иванец

Может ли бизнесмен быть до конца уверен в том, что информация о бенефициарных владельцах компании не будет раскрыта третьим лицам? Кто может дать такие гарантии? И вообще, легальна ли анонимность за рубежом? Попробуем ответить на эти вопросы, рассмотрев особенности трех типов юрисдикций.

Традиционный налоговый подход

Страны со стандартной системой налогообложения (например, Германия, Великобритания) не предоставляют на своей территории налоговых льгот для компаний с иностранным капиталом. Такие государства осуществляют максимальный контроль за деятельностью подобных организаций. Однако регистрация компаний, предоставление юридического адреса, бухгалтерское обслуживание и услуги по сопровождению зарегистрированных предприятий — весьма прибыльные виды деятельности. Поэтому местные фирмы, так называемые регистрационные агенты, с целью привлечения зарубежных клиентов создают для них возможности «дистанцироваться» от управления учрежденной компанией. Так, если российский бизнесмен создает фирму в Германии с помощью местного регистрационного агента, он всегда сможет привлечь к управлению ею местного директора — профессионального юриста, предоставляемого тем же агентом. При этом следует иметь в виду, что у такого директора возникает личная ответственность перед государством за деятельность возглавляемой им компании. В связи с чем сотрудничать он согласится лишь на условиях полной открытости бизнеса российского собственника. Таким образом, подобный директор становится для российского бизнесмена больше бизнес-партнером и консультантом, нежели простым номинальным исполнителем.

Немного налоговых поблажек

Существуют государства (Кипр, Гонконг и т. д.), которые предоставляют льготный налоговый режим для ведения отдельных видов деятельности. Например, уплату сборов по операциям с ценными бумагами и распределению дивидендов можно производить на территории стран, законодательство которых предусматривает пониженную ставку налога на прибыль. В этих государствах основным держателем информации о клиенте считается регистрационный агент. Он должен хранить в своем офисе копии всех регистрационных документов компании, копии протоколов собраний участников и директоров, а также данные о должностных лицах, акционерах и бенефициарных владельцах компании. В случае обоснованного запроса он обязан предоставить государственным органам эти данные.

В рассматриваемых юрисдикциях предоставление услуг профессионального директора и акционера является довольно распространенным и совершенно легальным явлением. Иногда подобная практика необходима для того, чтобы соответствовать некоторым требованиям местного законодательства. К примеру, в соответствии с правовыми нормами Республики Кипр, компания признается налоговым резидентом только в том случае, если контроль за ее деятельностью осуществляется на территории страны. Так, если директором кипрской компании является нерезидент, то у налоговой службы могут возникать возражения при его попытках применить соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией. По этой причине использование услуг профессионального директора — резидента Кипра — является весьма распространенным и даже необходимым. Он выдает на имя клиента или его доверенного лица генеральную доверенность, на основании которой последние могут свободно действовать от имени компании в любой стране мира.

У владельцев организаций также есть возможность не афишировать свои имена в государственном реестре. Регистрационные агенты, составляя учредительные документы для новых компаний, предусматривают возможность владения их акциями номинальными акционерами, которые держат акции не для себя, а в пользу другого лица — бенефициарного владельца. Именно это лицо является подлинным владельцем бизнеса и отдает распоряжения на выполнение агентом любых действий, касающихся компании.

Отношения между номинальным акционером и бенефициарным владельцем оформляются с помощью декларации траста. Это документ, который определяет, в пользу какого лица держатся акции, и устанавливает, что никакие действия, связанные с пользованием и распоряжением данными бумагами, без распоряжения подлинного собственника производиться не будут. Таким образом, в корпоративном аспекте можно говорить об определенном уровне конфиденциальности. Тем не менее следует учитывать, что компания обязана уплачивать налоги в стране регистрации и, соответственно, должна вести учет и готовить финансовую отчетность. В ряде государств отчетность должна подвергаться обязательной аудиторской проверке — разумеется, за счет компании. Следовательно, клиент должен быть полностью готов отчитаться перед зарубежными аудиторами о деятельности своего предприятия и при необходимости уплатить налог.

Собственник уже не при деле, но...

Непосредственно участвовать в управлении компанией, зарегистрированной в стране со стандартной системой налогообложения, российский бизнесмен сможет на основании доверенности, выдаваемой нанятым им местным директором. Документ позволит ему вести дела от имени компании, например открывать счета в банках, но об этих действиях он должен будет ставить в известность директора предприятия.

Офшор... как много в этом слове!

Не стоит забывать и об офшорных юрисдикциях — это, например, Британские Виргинские острова, Белиз, Сейшельские острова.

Суть офшора заключается в следующем: организации полностью освобождаются от налогообложения на том условии, что они не ведут деятельности на территории своей офшорной зоны. При выполнении этого требования офшорная компания пользуется в стране своей регистрации максимумом преимуществ. Она освобождена от налогообложения и, как следствие, от обязанности сдавать отчетность о финансовых результатах своей деятельности. Единственная финансовая обязанность по отношению к государственным органам страны ее регистрации заключается в уплате ежегодных пошлин по содержанию компании в государственном реестре. Интересной особенностью таких офшорных компаний является и их относительная информационная автономность — государство не располагает сведениями о деятельности таких предприятий. При создании компании необходимо предоставить в регистрационный орган копии учредительных документов и в дальнейшем, если в них будут внесены изменения, уведомить его о свершившемся факте. Кроме того, организацию внесут в государственный реестр по указанному ею адресу. Последний, как правило, предоставляется регистрационным агентом, и у него же хранятся все копии документов — протоколы собраний участников и директоров, а также данные о должностных лицах и акционерах (бенефициарных владельцах) компании. Законодательством офшорных зон обычно устанавливается особый порядок регистрации и обслуживания предприятий с иностранным капиталом. Такие компании обязаны учреждаться и обслуживаться местным регистрационным агентом, который полностью сопровождает бизнес компании с момента создания до ликвидации. Регистрационный агент может по какой-либо причине прекратить обслуживание компании, например в случае прекращения деятельности в качестве агента, или просто отказаться от обслуживания. Тогда компания должна быть передана любому другому местному регистрационному агенту.

«Черный ход» для государства

Как уже упоминалось, регистрационный агент является единственным лицом, которое располагает информацией о клиенте. Каковы же объемы этой информации?

Прежде всего, регистрационный агент должен иметь у себя копию паспорта акционера или бенефициарного владельца компании, а также ее директора. Если акционер / бенефициарный владелец / директор — юридическое лицо, то агент потребует учредительные документы этой компании, а также данные самого владельца предприятия. Если цепочка собственников будет продолжаться и далее, то эти требования будут распространяться на всех вплоть до ее последнего звена, то есть до физического лица — истинного владельца бизнеса.

Помимо данных о личности владельца агент запросит информацию о месте его жительства. Если для российских граждан этот вопрос решается весьма просто (ведь им достаточно предъявить копию странички паспорта с местом регистрации), то гражданам других государств придется предоставлять счета от коммунальных служб, выставленные на их имя, или любые другие документы, подтверждающие резидентство и физическое существование конкретного человека. Безусловно, все эти документы должны быть нотариально заверены и переведены на английский язык. Регистрационный агент поинтересуется также, какими видами деятельности будет заниматься учреждаемая компания. Перечисленные данные являются основными, однако в каждом конкретном случае регистрационный агент может затребовать дополнительные сведения о клиенте и его бизнесе.

В офшорных юрисдикциях также активно используются институт траста и услуги профессионального директора. Чаще всего подобные услуги предоставляет сам регистрационный агент, что обеспечивает ему максимальную вовлеченность в бизнес клиента. Последнему же это дает возможность быстро решать текущие задачи, например вносить изменения в учредительные документы компании и предоставлять сведения в регистрирующий орган. Хотя основная масса процессуальных документов просто хранится в копиях в офисе агента, рассматривать такого посредника как буфер было бы неверно: по запросу государства он незамедлительно обязан предоставить всю имеющуюся у него информацию.

Все дороги ведут... к прозрачности

Контроль государства в различной степени сейчас присутствует повсеместно, независимо от налогового статуса страны. Правда, если в налоговых юрисдикциях он обусловлен финансовой заинтересованностью государства и может быть весьма строгим, то в офшорных он носит заявительный характер и в значительной степени перекладывается на регистрационного агента. Кроме того, следует всегда помнить о том, что все цивилизованные страны активно участвуют в международных соглашениях о взаимном обмене информацией, наращивая внутренний контроль. Мир бизнеса становится все более прозрачным, и перед современным коммерсантом стоит достаточно честный выбор: играть по правилам или покинуть поле.

Не забывайте о второй стороне медали...

«Хотелось бы обозначить некоторые особенности, касающиеся так называемого “номинального сервиса” и лиц, его предоставляющих. То есть номинальных директоров и акционеров в зарубежных компаниях. Тем более что у российского бизнес-сообщества столь велик спрос на эти услуги. Необходимо помнить о рисках, возникающих при использовании услуг подобных лиц в иностранных организациях. Следует понимать, что по праву страны, где зарегистрирована компания, ее директор — отнюдь не номинальное лицо, а лицо совершенно реальное, обладающее всеми полномочиями директора, а значит, и правом заключать, исполнять сделки, открывать и закрывать банковские счета, распоряжаться по своему усмотрению всем имуществом компании или его частью. Еще один риск — когда директор организации по каким-то причинам отказывается подписывать документы для компании, не хочет, к примеру, расписываться в форме для открытия банковского счета в случае, когда банк требует этого независимо от того, кто будет распоряжаться счетом. Он также может отказаться заверить какой-либо контракт от имени компании или все же дать свое согласие, но за очень высокое вознаграждение. И наконец, директор — а он же часто выполняет и функции номинального акционера компании — может неожиданно скончаться. Что же собственнику делать в этой ситуации? Ведь покойный директор — единственный акционер компании, на него оформлен 100-процентный пакет ее акций, и по праву, применимому к данной ситуации, наследники умершего могут потребовать перевода активов в свою собственность. Одно дело, когда речь идет о небольшой офшорной компании с Британских Виргинских островов, у которой никакого существенного имущества нет, за исключением денег на банковском счете, которые в любой момент реальный владелец компании может перевести на другой счет, и фирма в одно мгновение превратится в пустышку. А вот если у такой компании есть, скажем, крупный пакет акций российского предприятия или недвижимость в виде офисного здания в самом центре Москвы? Очевидно, что подобные риски также следует учитывать».

Михаил Зимянин, управляющий партнер компании «Амонд Смит Лтд»

Автор - специалист отдела регистрации иностранных компаний ООО «Деловое сопровождение»
НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию