Согласно ст. 309—310 НК РФ организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, обязаны удерживать налог на прибыль при выплате доходов иностранным контрагентам. Вместе с тем ряд межправительственных соглашений России и государств СНГ, стран ближнего и дальнего зарубежья предусматривают возможность освобождения полученных в нашей стране доходов резидентов этих стран от обложения налогом на прибыль в России. Освобождение доходов иностранцев от налогообложения означает освобождение их российских контрагентов от обязанности удержания соответствующих сумм налога.
В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если оно составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 рассматриваемой статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам.
Насколько «свежим» должен быть документ, подтверждающий постоянное нахождение контрагента за рубежом? Должны ли представляться соответствующие справки при осуществлении каждой транзакции в пользу иностранца? В ст. 312 НК РФ данный вопрос не разъясняется, а нести ответственность по ст. 123 НК РФ не хочет никто. Ответ можно найти во внутренних документах налогового ведомства.
В п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, разъяснено, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. При этом справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: «Подтверждается, что организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)». Далее разъясняется, что в качестве периода, на который подтверждается местонахождение, должен указываться календарный год. Аналогичные разъяснения даны в Письме Минфина России от 03.03.2003 № 04-06-05/1/10.
В данной ситуации наиболее интересен следующий вывод главного налогового ведомства: «Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т. п.»
С учетом этого положения у партнеров иностранных компаний отсутствует обязанность запрашивать у контрагентов новые справки при осуществлении каждой транзакции. Например, получив справку, выданную на 2007 год, российская компания вправе не удерживать налог с доходов контрагента в течение всего этого года.
В заключение обращаем внимание налогоплательщиков, что Методические рекомендации обязательны для исполнения налоговыми органами (Письмо Минфина России от 16.06.2006 № 03-06-04-04/24, Постановление ФАС ЦО от 03.04.2006 №А68-АП-279/12-05). Соответственно противоречащие данным рекомендациям требования налоговиков следует рассматривать в качестве незаконных. Исполнение рекомендаций налогоплательщиком освобождает его от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ (постановления ФАС СЗО от 30.11.2006 № А56-41580/2005, ЗСО от 12.10.2005 №Ф04-7108/2005 (15728-А81-37).
Начать дискуссию