ГК РФ

Что делать с землей?

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, то есть они отнесены законом к категории, которая предполагает их использование только в сельскохозяйственных нуждах. Такие земли занимают огромные по своим размерам площади по всей России. Сейчас, в условиях реализации правительством страны национального проекта «Развитие сельского хозяйства», вопрос их использования особенно актуален.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, то есть они отнесены законом к категории, которая предполагает их использование только в сельскохозяйственных нуждах. Такие земли занимают огромные по своим размерам площади по всей России. Сейчас, в условиях реализации правительством страны национального проекта «Развитие сельского хозяйства», вопрос их использования особенно актуален.

Максим Еременко

С 2001 по 2004 г. в России осуществился «черный передел земли», как назвали этот процесс в СМИ. В этот период произошла глобальная скупка земельных долей категории сельскохозяйственного назначения, которые получили бывшие колхозники в середине 90-х в результате экономических реформ.

Скупкой паев занимались различные структуры — от государственных до криминальных. Покупали, как правило, по бросовым ценам, потому что большинство граждан даже не понимали, как им поступить с бумагой, удостоверяющей право собственности на земельную долю. Для того чтобы использовать землю, ее надо было выделить в натуре из общей долевой собственности на местности, что сопряжено с довольно большими трудностями.

Одна из них — высокая стоимость услуг хозяйствующих субъектов, оказывающих подготовку землеустроительной документации. Например, в Подмосковье в 2004—2005 гг. стоимость выделения одной сотки земли при среднем размере земельной доли два гектара составляла около 15 000 рублей. Это не позволяло собственникам земельных долей, в основном малообеспеченным сельским гражданам, самостоятельно осуществлять подготовку документации по определению на местности границ земельных участков в счет земельных долей.

Организаций, осуществивших наиболее глобальную скупку, немного. К примеру, в Московской области таких коммерческих структур всего около пятнадцати. Причем не все из них намерены инвестировать финансовые средства в сельскохозяйственную отрасль. Основная цель этих организаций — это выдел земель и перевод их под строительство. Затраты на покупку, перепрофилирование земель и строительство жилья (как правило, коттеджных поселков) окупятся сполна. В дальнейшем при продаже жилья стоимость земли увеличится почти в 10 раз.

Сам гражданин не может выделить свою долю и перепрофилировать землю: не хватит средств и времени, да и бюрократические преграды помешают. Чтобы выделиться и получить согласие на перемену целевого назначения земельного участка, надо обойти не один раз около 15—20 инстанций, среди которых Земельный комитет, Архив, Регистрационная палата и многие другие. Это занимает примерно 10—12 месяцев, стоимость оформления документации составляет от 10 до 20 тысяч долларов за гектар.

Земля в Подмосковье

Для Подмосковья в перепрофилировании земель кроется главная проблема. Губернатор Московской области Борис Громов предложил неплохую идею ежегодного квотирования земельных участков, пригодных для перепрофилирования, которая при преобразовании в закон могла бы упорядочить данный процесс и привести его в правовое русло. Однако дальше идеи дело пока не дошло.

Уже сейчас в руках различных коммерческих структур, в том числе тех, за которыми стоит иностранный капитал, сосредоточились, по непроверенным данным, от 6,5 до 25% всех земель сельскохозяйственного назначения Московской области. «Показательным примером являются действия нидерландской компании «Петроплюс Инжиниринг Лтд», которая, скупая паи у крестьян, фактически стала владельцем более 230 гектаров сельхозугодий в поселке Богатищево Каширского района Московской области» (Андрей Сердечнов. «Подмосковная недвижимость резко подорожает». РосБизнесКонсалтинг, 17.09.2003). К счастью, такое положение дел удалось изменить принятием изменений от 18.07.2005 в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон), которые установили для иностранных граждан и организаций лишь право аренды указанных земельных участков. Немаловажно то, что принятые поправки касаются юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Исправляем ситуацию

Для изменения сложившейся ситуации требуются усилия не только федеральных, но и региональных властей и органов местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах) в ведение местных администраций переданы очень широкие полномочия, среди которых «владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения». Чтобы решать насущные вопросы, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения, необходимо установить постоянный, достаточный контроль за «движением» земли. Целесообразно вводить на местах ряд ограничений и мер контроля для земель данной категории. В частности, региональные власти должны сократить минимальные сроки аренды земли. Во-первых, это позволит привлечь для сельхозорганизаций большее число держателей земельных паев, которые не будут обеспокоены невозможностью продать свою землю на выгодных условиях в течение длительного времени; во-вторых, местные власти не смогут отдать землю под постройку объектов, не имеющих к сельскому хозяйству никакого отношения. Так поступили в ряде регионов страны, например в Костромской области. Депутаты Костромской областной Думы внесли изменения в областной закон об обороте земель сельхозназначения, сократив минимальные сроки аренды пахотных земель с 15 лет до 11 месяцев, а пастбищ — до 6 месяцев (Антон Шатурский «Поправка на меже». «Российская газета» (Верхняя Волга) № 4365, 17.05.2007).

Кроме того, следует принять меры к четкой реализации п. 3 ст. 6 Закона, то есть обеспечить правовой базой контроль за надлежащим использованием сельхозугодий, соответствующим целевому назначению земельного участка. Здесь требуются конкретные действия органов местного самоуправления по мониторингу соответствующих земель, а также принятие муниципальных нормативных правовых актов или создание специальных комиссий при местных администрациях, тем более что федеральное законодательство, в частности Закон об общих принципах, наделил их такими полномочиями.

Камни преткновения

Выполнению вышеуказанных мер мешает пробел в федеральных нормативных актах — ни одним из них не предусмотрено привлечение к ответственности нарушителей земельного закона органами местного самоуправления. Данный пробел необходимо исправить, предоставив муниципальным властям или уполномоченным ими органам такую возможность. Иначе контроль сводится лишь к пассивному наблюдению, фиксированию нарушений.

Также настораживает неиспользование субъектами Федерации, а в предусмотренных региональным законодательством случаях муниципальными образованиями преимущественного права покупки продаваемых участков из земель сельскохозяйственного назначения. Муниципальный бюджет никак не может сравниться с региональной казной, местные власти охотнее продают сельхозугодья, чем покупают. Важно создать условия, при которых муниципальные образования смогут оперативно получать дотационные средства из вышестоящего бюджета.

В Наро-Фоминском районе Московской области основная скупка земель произошла в 2002—2004 гг. Львиная доля земельных паев перешла в руки «Наро-Фоминского агропромышленного комплекса», который объединил 10 сельскохозяйственных организаций по району. Часть выделенных земель сельскохозяйственный холдинг перепродал, остальные использует по назначению.

В других областях и районах ситуация выглядит более удручающе. По данным Счетной палаты РФ, в Тверской области общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся во владении у производителей сельскохозяйственной продукции, в 2004 г. сократилась на 22 тыс. га, площадь пашни при этом уменьшилась на 14,5 тыс. га, в 2005 г. общая площадь таких угодий сократилась на 22,1 тыс. га, площадь пашни уменьшилась на 8,7 тыс. га (Счетная палата РФ «Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными предприятиями и организациями в Московской и Тверской областях» № 4 (112). 2007).

Существует и другая сторона проблемы с землями сельскохозяйственного назначения — никем не используемые огромные территории таких земель. Например, по данным Управления Роснедвижимости Тверской области, по состоянию на 1 января 2006 г. общая площадь территории области составила 8420,1 тыс. га, из них земли сельскохозяйственного назначения — 4706,7 тыс. га, то есть 55,9% всей площади региона. При этом пашни не используются на 50%, кормовые угодья — на 70%.

Здесь уместно снова вспомнить предложение губернатора Московской области о квотировании участков, пригодных для перепрофилирования. Главное, чтобы реализация этого предложения не привела только к увеличению взяток.

Добиться этого или, по крайней мере, минимизировать подобный риск можно с помощью проведения публичных конкурсов на занятие участков, пригодных для перепрофилирования. Исчислением квот и выбором участков земли для перепрофилирования должна заниматься специальная комиссия, состоящая преимущественно из специалистов, а не из чиновников; решения должны приниматься коллегиально, то есть члены комиссии должны обладать равными правами.

Возможно, следует предварительно принимать заявки от заинтересованных лиц о включении определенных участков в квоту. Рассмотрение вопроса о размерах ежегодных квот должно быть ограничено временем, достаточным для всестороннего изучения всех аспектов дела.

Нововведение неизменно приведет к удорожанию земельных участков, но упорядочит и рационализирует использование земли.

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар