Вопрос: Существует ли разница между товарным знаком и торговой маркой?
Нет, никакой разницы не существует. Люди в обиходной речи используют оба эти названия, подразумевая под ним название какого-то определенного продукта, серии продуктов, фирмы, предлагающей услуги и проч. Существуют и другие обиходные сочетания «товарная марка» и «торговый знак».
Юристы употребляют словосочетание «товарный знак» - такое определение дано в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Товарный знак и знак обслуживания это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Вопрос: Обязательно ли регистрировать торговую марку? Каковы преимущества такой регистрации?
Регистрация товарного знака не является обязательной. У каждого производителя или предпринимателя есть возможность его зарегистрировать, для того, чтобы получить исключительное право на какое-то обозначение. Такое исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком возникает только с момента его регистрации. Факт регистрации означает, что любое лицо, использующее на территории РФ тождественный или сходный с зарегистрированным вами товарный знак, нарушает закон. Регистрация знака позволяет только вам в РФ использовать зарегистрированное обозначение. Зарегистрированный товарный знак обладает двумя преимуществами: рекламным и защитным.
При активном продвижении товаров или услуг на рынке рекламная функция заключается в том, что такое обозначение потребитель будет связывать только с вами. Так, например, товарный знак «Черный лекарь» однозначно ассоциируется у потребителя с производителем – фирмой «Фанагория». Защитная же функция обеспечена тем, что никто другой не сможет предъявить вам претензию по факту неправомерного использования зарегистрированного обозначения. А при обнаружении фактов использования вашего знака другими лицами, вы сможете отстаивать свои интересы в законном порядке: потребовать прекратить нарушение, удалить незаконно используемое обозначения с товаров, упаковки, вывесок, деловой документации и проч. А также потребовать через суд материальной компенсации за нанесенный вам ущерб или упущенную выгоду. Правами на какое-то обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное) обладает по закону то лицо, которое первым зарегистрировало знак, а не то, которое раньше начало его использовать.
Вопрос: Сложна ли процедура регистрации знака и сколько это стоит?
Да, процедура достаточно сложна и недешева.
Сначала оформляется и подается заявка на регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Это в Москве, никаких представительств и филиалов в регионах данный орган не имеет. Там же она и рассматривается. Срок рассмотрения заявки, до принятия по ней решения составляет около 12 месяцев. Есть возможность ускоренной регистрации, примерно в течение 5 месяцев.
Сначала по заявке проводится формальная экспертиза – 1 месяц, проверяется правильность оформления документов, размеров уплаченных государственных пошлин. По завершении этого этапа заявитель получает приоритетную справку. А дальше начинается экспертиза заявленного обозначения по существу, в ходе которой знак проверяется на соответствие нормам закона. Далее выносится решение о регистрации или об отказе.
Окончательная сумма, в которую Вам обойдется регистрация знака, зависит от количества товаров и услуг, для которых вы хотите знак регистрировать. Госпошлина за подачу заявки по одному классу товаров составляет 8500 руб. За выдачу свидетельства 10 000 руб. Услуги профессионалов, которым целесообразно поручить ведение дел по регистрации знака обойдутся тоже примерно в 10 000 руб. Считайте!
Вопрос: Наше предприятие имеет оригинальный слоган. Как сделать, чтобы никто не мог пользоваться им?
Слоган также можно зарегистрировать в качестве словесного товарного знака.
В качестве товарных знаков, в соответствие с Законом, могут быть зарегистрированы словесные (слово или словосочетание) , изобразительные (символ, картинка) , объемные (оригинальная форма бутылки) , комбинированные и другие знаки.
Например, зарегистрированы слоганы: «Россия – щедрая душа!», «Играем первую скрипку!», «Не дай себе засохнуть!».
У нас есть сайт, дизайн которого у нас украла другая фирма и использует его.
Как в этом случае нам поступить?
Дизайн сайта, созданный в процессе творчества, охраняется Законом РФ "Об авторском праве и смежных с ним правах" как объект авторского права (произведение). При этом авторские права на произведение возникают в силу его создания. Для признания и осуществления авторского права не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей. Также действует принцип презумпции авторства, в соответствии с которым лицо считается автором, пока не доказано обратное. Поэтому доказательствами Вашего авторского права на дизайн сайта могут быть любые фактические данные, устанавливающие, что именно Вы создали его. В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом и Арбитражно-процессуальным кодексом эти данные могут быть установлены объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами и заключениями экспертов. На практике доказывается обычно не время создания (потому что его доказать зачастую сложно), а дата представления продукта кому-либо. Например, доказательством может быть договор, предметом которого был дизайн сайта, сведения о времени появления сайта. Кроме того, существует организация - Российское авторское общество, в которую можно депонировать (внести) произведение и получить свидетельство, которое будет подтверждать этот факт в любой конфликтной ситуации. Если правонарушение произошло, то необходимо подумать над доказательствами того, что именно Вы являетесь правообладателями в отношении дизайна и обратиться к представителю (юристу) или защищать свои права самостоятельно.
Как защитить программный продукт собственной разработки?
Программы ЭВМ и базы данных, созданные в процессе творчества, охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных с ним правах" как объекты авторского права, а также специальным Законом "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". В соответствии со ст. 4 данного Закона исключительные права на программу для ЭВМ и базу данных возникают в силу их создания. Для признания и осуществления авторского права на программу для ЭВМ не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей. Но в целях дополнительной защиты интересов правообладателей, был создан реестр программ для ЭВМ и баз данных. Регистрацию осуществляет один из отделов Патентного ведомства. Мы рекомендуем зарегистрировать программу. В результате регистрации выдается охранный документ - Свидетельство, в котором будет указана дата внесения документов на регистрацию, дата создания, автор, правообладатель и иные сведения. Такой документ можно будет предъявлять в любой конфликтной ситуации. Косвенную защиту разработки может обеспечить создание для нее обозначения, которое будет отличать данную программу от иных, и обеспечение исключительных прав на это обозначение через регистрацию в качестве товарного знака.
Чем отличается регистрация товарного знака от регистрации авторского права?
Регистрация товарного знака отличается от регистрации авторского права следующим.
1. Объектом: товарный знак - обозначение, объект авторского права - произведение.
2. Субъектами: заявителем в заявке на регистрацию товарного знака может быть только предприниматель или юридическое лицо, субъектом авторского права может быть любое лицо; товарный знак регистрируется Патентным ведомством, произведение депонируется в Российское авторское общество.
3. Способом: произведение депонируется (вносится) и хранится в РАО, на товарный знак оформляется заявка. В итоге он вносится в реестр.
4. Процедурой: регистрация товарного знака гораздо сложнее, в отношении него проводится экспертиза по существу, она длится ~ 18 мес.
5. Значением: регистрация товарного знака порождает исключительное право владельца на товарный знак, т.к. он охраняется в России на основе регистрации. Произведение охраняется в силу создания, регистрация дает доказательства сроков депонирования. Она не обязательна для охраны, есть и другие способы.
Какие документы необходимо представить для международной регистрации товарного знака? Каким образом осуществить международную регистрацию товарного знака, чтобы им могли пользоваться наши дочерние компании, находящиеся за рубежом?
Товарный знак может быть зарегистрирован сразу в нескольких странах. Заявка на международную регистрацию подается во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) в Швейцарию через Российское Патентное ведомство. Условия регистрации. Для регистрации товарного знака в странах-участницах Мадридского соглашения необходимо наличие российского свидетельства на товарный знак. Для регистрации товарного знака в странах-участницах протокола к Мадридскому соглашению наличие свидетельства российского Патентного ведомства не является обязательным условием. Заявка на регистрацию товарного знака, как в странах-участницах Мадридского соглашения, так и в странах, подписавших Протокол, называется смешанной. Процедура регистрации:
1. Заявка подается в Федеральный институт промышленной собственности РФ. К заявке необходимо приложить документ, свидетельствующий об уплате установленных пошлин.
2. В течение 4-х месяцев ВОИС присылает сертификат, свидетельствующий о принятии заявки к рассмотрению, и включает знак в бюллетень международных товарных знаков.
3. Если в течение года после получения сертификата не получено никаких отказов или запросов из Женевы, то поданный товарный знак считается зарегистрированным по всем странам, указанным в заявке.
Почти все страны Европы входят в Мадридское соглашение или протокол к нему. Для того чтобы патентный поверенный смог оформить и подать заявку (на французском языке), необходимы следующие документы:
1. Доверенность установленного образца.
2. Само обозначение или свидетельство на товарный знак РФ (для регистрации в странах-участниках соглашения).
3. Товары и услуги, для которых испрашивается охрана знака.
4. Полное наименование организации, юридический адрес, код ОКПО В тех странах, где знак получит охрану, Вы сможете передавать права на его использование на основе лицензионных договоров в письменной форме, зарегистрированных в национальных Патентных ведомствах.
© ЗАО "Ай Пи Про", 2004
Начать дискуссию