КоАП РФ

Принудительно замороженные

Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из видов административных наказаний предусматривает административное приостановление деятельности. В последнее время этот вид наказания применяется все чаще. Между тем практика показала, что его назначение не всегда целесообразно.

Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из видов административных наказаний предусматривает административное приостановление деятельности. В последнее время этот вид наказания применяется все чаще. Между тем практика показала, что его назначение не всегда целесообразно.

ЕРМОЛИНСКАЯ ТАТЬЯНА

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В вышеуказанной статье обозначены ситуации, когда применяется административное приостановление деятельности. Например, такой вид наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и др.

Законодательством установлено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В случае совершения правонарушения, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в обеспечение производства по делу к виновному лицу может быть применен временный запрет деятельности на срок до 5 суток (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ).

Порядок исполнения

В соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

В Федеральном законе от 21.07.97 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) специальная глава, регулирующая порядок исполнения исполнительных документов об административном приостановлении деятельности, отсутствует. Документы данной категории подпадают под категорию исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Порядок их исполнения определен в ст. 73 Закона и состоит из установления срока и применения штрафных санкций в случае неисполнения требований исполнительного документа.

В случае административного приостановления исполнение постановления производится немедленно, и, следовательно, сроком исполнения является дата возбуждения исполнительного производства.

С учетом п. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывает помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы. Также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда в отношении средней школы о приостановлении ее деятельности в связи с очень низкой температурой в помещении. Директором школы во исполнение постановления был издан приказ о приостановлении деятельности, далее проводилась работа по восстановлению температурного режима.

В случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, на должника в соответствии со ст. 85 Закона может быть наложен штраф в размере до 200 МРОТ. При повторном неисполнении штраф удваивается.

Статьей 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта или воспрепятствование их исполнению.

Постановления о приостановлении деятельности предприятий устанавливают срок своего действия (до 90 дней). Окончание исполнительного производства производится после истечения срока действия постановления. До этого момента судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль соблюдения должником установленных ограничений.

Прекращение до срока

Досрочное прекращение административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания, предусмотрено п. 3, 4 ст. 32.12 КоАП РФ. Вопрос о прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судом в пятидневный срок со дня поступления ходатайства должника. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение об устранении или о неустранении должником обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Приведем пример из практики. На исполнении находилось постановление суда о приостановлении эксплуатации общежития на срок 90 дней в связи с нарушением норм пожарной безопасности. Исполнение затруднялось тем, что приостановление эксплуатации могло быть осуществлено только в случае временного выселения всех граждан, проживающих в общежитии, что нарушило бы их права и законные интересы. После возбуждения исполнительного производства должником были устранены обстоятельства, послужившие для административного приостановления деятельности. Судом было вынесено постановление о досрочном прекращении административного приостановления.

Добросовестный должник, конечно, будет стремиться к тому, чтобы устранить обстоятельства, вызвавшие приостановление деятельности. К этому его стимулирует и возможность досрочного прекращения приостановления деятельности. Однако если судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения применяет опечатывание, то такой метод может создавать препятствия должнику для устранения указанных обстоятельств.

Невозможность исполнения

В силу п. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В этой ситуации судебный пристав-исполнитель может прийти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В соответствии с п. 4 ст. 73 Закона в случае невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший.

Например, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось постановление о приостановлении эксплуатации здания центральной районной больницы. С учетом, что эта больница — единственная на десятки километров в округе, невозможность исполнения была очевидна уже на момент вынесения такого решения.

Подобные ситуации нередки. Невозможность приостановления эксплуатации печи в 20-квартирном доме в зимнее время – пример из той же категории.

Интересно, что административное приостановление деятельности действует только на срок до 90 дней, после истечения срока вне зависимости от того, устранены или нет обстоятельства, послужившие причиной приостановления, наказание действовать перестает. Достигает ли оно своей цели в случае, если обстоятельства не устранены?

Если это коммерческая организация, то, конечно, любое отсутствие деятельности равнозначно потере прибыли. Но когда на исполнение поступают документы о приостановлении деятельности муниципальных организаций (в которых в связи с их недофинансированием найти нарушения не составляет труда), то, как правило, отсутствие деятельности или запрет на эксплуатацию помещения доставляет неудобства только третьим лицам.

Автор - ведущий специалист-эксперт отдела контроля, анализа, планирования и статистики Управления ФССП ПО РК

Начать дискуссию